Юрий Харитонов «Метро 2033: Смерть октановых богов»
После гибели отца тринадцатилетние Вит и Вовк Соколовы остаются одни. Вит бы охотно расстался с Вовком, но чувствует, что их связывает какая-то ужасная тайна. А тот отправляет его на поиски еще какого-то пропавшего братика — прямиком к зловещим нефтяникам в Ярославль. Туда же держит путь из бывшего «Приюта забытых душ» Софья (Сова) Макаренко, чтобы отомстить за смерть отца. Но их ожидает хитрый и коварный противник, у которого на них свои виды. Что могут девушка и двое мальчишек противопоставить взрослому, искореженному жизнью мужчине, хладнокровному и жестокому? И все же они собираются сражаться до последнего.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Эра безумия»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 252
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2691 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2020 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Константин Спасский | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2020 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Софья Макаренко | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2020 // Приз читательских симпатий |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 9 октября 2020 г.
«Тень Совы»
Рецензия на «Метро 2033: Смерть октановых богов» Юрия Харитонова
Всегда печально смотреть на закат чего-то великого. Но как нет ничего более постоянного, чем временное, так и нет ничего более временного, чем постоянное. Так и случилось со «Вселенной Метро 2035». Выпуск книг один раз в месяц при падении тиражей и интереса публики привёл к неизбежному финалу: закрытию линейки книг. Но мир, о котором она повествовала, никуда не делся, он всё ещё развивается и занимает умы тех, кто на него когда-то набрёл.
«Смерть октановых богов» по всем признакам подходит под «Вселенную Метро 2033», за исключением некоторых жёстких сцен, темы религии и псевдорелигии, а также попытки воплотить в жизнь тот самый посыл, который Дмитрий Глуховский заложил в почившую линейку. Пожалуй, отсюда и начнём.
Создатель мира «Метро» хотел, чтобы «Вселенная Метро 2035» стала логическим продолжением «Вселенной Метро 2033», чтобы герои этих новых, взрослых историй не просто сражались с мутантами и бандитами, а возрождали цивилизацию. Лучше всего в этом помогает объединение разрозненных общин, взаимная помощь и дружба. Конечно, для этого надо убить всех злых людей и замочить все порождения ядерной войны, но это лишь фон или, если угодно, путь к воплощению великой задумки.
География «Смерти…» достаточно обширна. Это Владимирская и Ярославская области, упоминаются многие сопредельные регионы, в том числе и Москва с Питером. Мы примерно знаем из самых разных книг проекта, что в известных городах и как. Добавляется Владимир — как раз в том виде, в каком я ожидал, но в основных действиях он особо не важен. Основное противостояние разворачивается между Ярославлем и, как ни странно, мёртвым Рыбинском. Точнее, рыбаками и кочевниками в его окрестностях. Итог событий закономерно подводит к той самой идее возрождения цивилизации. (Нет, нет, радиация никуда не денется, а города не восстанут из пепла; но будет сделан важный шаг в нужном направлении.)
Говоря о других городах, автор оставляет множество отсылок на иные произведения. Тут вам и «За горизонт» (куда без него!), и «Чёрная метка» (рассказ Сергея Шивкова), и собственные метро-романы Юрия Харитонова. Есть кивки в сторону «Метро 2035» и «северных» романов. Санкт-Петербург и Калининград упоминаются, но в виде неверных домыслов, так что их в расчёт не берём.
А есть отсылка, которую Юрий, вроде бы, не оставлял, но с источником которой знаком, и я намекаю на неё в заголовке рецензии. Есть пять романов, составляющих цикл о Бобе, тени Эндера, за авторством Орсона Скотта Карда. История Вита и Вовка (и кое-кого ещё) чем-то перекликается с этим пятикнижием, но идёт совсем другой дорогой.
Дети всегда играли важную роль в творчестве Юрия Харитонова, и «Смерть…» не стала исключением. Маленьким персонажам цикла «Эра безумия» приходится гораздо тяжелее, чем обычной детворе и даже их вымышленным сверстникам с постъядерных станций метро, поэтому взрослеют они значительно быстрее, что вновь роднит роман с миром Эндера. Однако порой возникает диссонанс между их возрастом и их поступками и мыслями. Впрочем, это уже проблема моего восприятия, а не проблема автора.
Конечно, взрослые главные герои никуда не делись. Вернее, героиня. Сова вернулась на тропу возмездия, но Вселенная в лице автора мешает ей всеми силами, в чём «помогает» навязавшийся ей в спутники Руслан Озимов. Не знаю, что было бы, если б все следовали установленным планам, но в результате такая диспозиция привела к многообещающему (не продолжение, а надежду на лучшее) финалу.
В целом роман получился вполне закономерным завершением цикла. Здесь хватает и любопытных мыслей, и персонажей с запутанной судьбой, и ярких схваток и сражений, и убедительных описаний. Всё здесь достойно не только почившего премиума, но и старой доброй классической серии. И думается мне, что перенос «Смерти октановых богов» в основную линейку — логичное решение, которое к тому же возносит заключительную часть «Эры безумия» на особую планку качества.