Стефан Грабинский «На вилле у моря»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Сверхъестественные способности, супергерои | Спорт, культура и досуг | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рассказчик гостит у своего друга, Рышарда Норского, на приморской вилле, где становится как свидетелем, так и участником причудливых событий. Изменения в мимике и жестикуляции рассказчика побуждают его искать разгадку тайны хозяина, в которой ключевую роль играют покойная жена Норского и давно умерший поэт. Почему хозяйский сын таскает землю на определенное место в саду? И почему столь странен вкус миноги на прощальном обеде?
Опубликовано в «Wiek Nowy», в июне 1916 года.
Позднее было переработано в пьесу «Willa nad morzem» («Ciemne siły»).
Онлайн-журнал «DARKER» № 4'18 (85) — перевод Юрия Боева.
Входит в:
— сборник «На взгорье роз», 1918 г.
— сборник «Nowele», 1980 г.
— журнал «DARKER № 4'18 (85)», 2018 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1), немецкий (1), польский (2)
- /тип:
- книги (5), цифровое (1)
- /перевод:
- Ю. Боев (1), К. Кельм (1), М. Липинский (1), В. Спринский (1), Ш. Экерт (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 28 сентября 2021 г.
Добротный рассказ, характерный для всего творчества Стефана Грабинского. В статье Мирослава Липинского, посвящённой творчеству автора, упоминается, что многие рассказы Грабинского «служили примером особого типа фантастики, который он сам предложил называть «психо-, или метафантастикой». В отличие от прямолинейной, традиционной фантастики, носившей внешний, декоративный характер, данный тип брал за основу психологические, философские или метафизические проблемы». «На вилле у моря» — отличный тому пример, потому как интересен рассказ не столько общей сюжетной интригой — тут всё достаточно предсказуемо уже с первых страниц, сколько любопытным фантастическим допущением, которое без спойлеров никак не раскроешь, поэтому лишь намекну, что оно лежит в области теоретических возможностей телепатии.
При этом, несмотря на вышеизложенное, «На вилле у моря», как и многие другие рассказы Грабинского, можно воспринимать с двух совершенно противоположных точек зрения: действительно ли во всём происходящем имело место быть какое-то вмешательство в судьбы людей некоей пока ещё не изученной силы или же причина всего происходящего — чувство вины, которое гложет одного из героев рассказа?
Стоит отметить, что существуют две альтернативных концовки данного произведения — в 1919 году, спустя три года после журнальной публикации, Грабинский добавил несколько абзацев для переиздания рассказа в сборнике «На взморье роз». При этом, лично мне «добавленный финал» показался менее удачным, потому как без своеобразного открытого финала первой редакции атмосфера недосказанности несколько теряется. Тем не менее рассказ вполне достоин 8 баллов с любой из концовок.