Уильям Хоуп Ходжсон «Через центр циклона»
Впервые опубликовано в ноябре 1907 года в «Cornhill Magazine» 3rd Series, № 137, стр. 643-663; и в «Putnam's Monthly» 3, № 2, стр. 193-204, с восемью фотографическими иллюстрациями Ходжсона (только в этой публикации).
Под другим названием и в значительно сокращенном виде перепечатано в «Strand Magazine» № 351, стр. 282-83, март 1920.
Беллетризованный документальный рассказ на основе реального морского опыта автора. В некоторых источниках указывается как эссе или статья — в Локусе с пометкой ar (article), на сайте Энди Робертсона в разделе нон-фикшн. Но исходя из самого текста — произведение было бы вполне уместно и среди рассказов.
Входит в:
— сборник «Men of the Deep Waters», 1914 г.
— сборник «The Wandering Soul: Glimpses of a Life: A Compendium of Rare and Unpublished Works», 2005 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ravina, 23 мая 2022 г.
«Через центр циклона» – один из «морских» рассказов Уильяма Хоупа Ходжсона. В основу легла настоящая, а не вымышленная история. Рассказывается о пережитом кошмаре в ту пору, когда Ходжсон служил моряком, о столкновении людей с безжалостной стихией. Никакой придуманной нечисти и не надо. Автору прекрасно удалось передать, как мал и хрупок человек, как могущественны и неукротимы силы природы. Рассказ, вроде, и простой, но увлекательный, захватывающий.
В некоторых источниках указывается, что это эссе, но для эссе слишком живо и эмоционально написано. Это явно художественное произведение.
Кстати, становится понятно, где Ходжсон черпал вдохновение, где истоки самых известных его фантастических работ: где он видел зловещее зелёное и красное, и почему голубой – самый хороший цвет. Потому что это цвет чистого неба и спокойной водной глади. Цвет, если можно так выразиться, безопасной погоды.
Brain-o-flex, 27 мая 2017 г.
История эта напомнила мне откровение Джека Лондона из Путешествия на «Снарке»:
«Вот пред вами я, маленькое животное, называемое человеком, комочек живой материи, сто шестьдесят пять фунтов мяса, крови, нервов, жил, костей и мозга, — и все это мягко, нежно, хрупко и чувствительно к боли. Если я ударю тыльной стороной руки совсем не сильно по морде непослушной лошади, я рискую сломать себе руку. Если опущу голову на пять минут под воду, то я уже не выплыву, — я захлебнусь. Если упаду с высоты двадцати футов — разобьюсь насмерть. Мало того — я существую только при определенной температуре. Несколькими градусами ниже — и мои пальцы и уши чернеют и отваливаются. Несколькими градусами выше — и моя кожа покрывается пузырями и лопается, обнажая больное, дрожащее мясо. Еще несколько градусов ниже или выше — и свет и жизнь внутри меня гаснут. Одна капля яду от укуса змеи — и я не двигаюсь и никогда больше не буду двигаться. Кусочек свинца из винтовки попадает мне в голову — и я погружаюсь в вечную тьму.
Хрупкий, беспомощный комочек пульсирующей протоплазмы — вот что такое я. Со всех сторон меня окружают стихии природы, грандиозные опасности, титаны разрушения, — чудовища совсем не сентиментальные, которые считаются со мной не больше, чем я сам с той песчинкой, которую топчу ногами. Они совсем не считаются со мной. Они меня просто не знают. Они бессознательно беспощадны, аморальны. Это циклоны и самумы, молнии, водовороты, приливы и отливы, землетрясения, грохочущие прибои, налетающие на каменные утесы, волны, заливающие палубы самых больших кораблей, слизывая с них людей. И все эти чудовища без разума и сознания не имеют ни малейшего представления о слабеньком, чувствительном существе, сотканном из нервов и недостатков, которое люди называют Джеком Лондоном и которое думает про себя, что оно совсем не так уж плохо и даже до некоторой степени существо высшего порядка».
... и в общем, полностью с авторами соглашаешься —
и с Лондоном, и с Ходжсоном — перед большой стихией ( ураганом, наводнением и т.п.) люди, что песчинки.
Этот рассказ не пропитан придуманной мистикой или схваткой с вымышленным чудовищем,
он о том, что действительно было и есть.
Этим он замечателен — словами очевидца.
komatoznik, 7 января 2015 г.
Миниатюра от лица офицера, несущего ночную вахту на борту лайнера, вошедшего на территорию дрейфа айсбергов. Предпосланная в качестве эпиграфа дата гибели «Титаника» производит после прочтения сильное впечатление. Может быть, имеет смысл отнести микрорассказ к жанру альтернативной истории. Отлично показано осознание человеком ответственности за жизни тысяч людей.
rusty_cat, 18 мая 2010 г.
Это отличный рассказ. Не эссе, а художественный очерк, потому что мы не просто читаем нудное перечисление событий, но переживаем их, мы видим реальными основных персонажей: героя фотографа, первого помощника, шкипера. И невероятную по красоте и могуществу стихию. Пожалуй, среди рассказов сборника «Дом в порубежье» именно «Шамракен...» и «Через центр циклона» — я бы для себя отметил. И, пожалуй, по силе слога именно «Через центр циклона» превосходит другие, нереалистические вещи. Для настоящего литературного произведения ведь неважно, выдумал автор или виртуозно рассказал реальную историю, а это плавание через центр ужасной стихии написано очень хорошо. Впрочем, если в первом издании рассказ сопровождался фотографиями, дорого бы я дал за то, чтобы взглянуть на эти фотографии. Отличная история, которая что-то новое мне открыла, и за которую я могу сказать «спасибо» автору!