Александр Беляев «Чёртова мельница»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маленькая речушка Илевка пересохла, и профессор Вагнер предложил Тарасовне сделать маленький двигатель для её мельницы. Душераздирающий женский крик раздался со стороны мельницы, когда Тарасовна увидела этот тип двигателя.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1929'9», 1929 г.
- /языки:
- русский (23), болгарский (1)
- /тип:
- книги (22), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Иванов (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 4 марта 2023 г.
Неудивительно, что изобретения профессора Вагнера кажутся возможными и будоражат умы. Ведь каждый рассказ исполнен в разном литературном стиле и, даже, жанре — для создания эффекта постоянной корреспонденции. И лишь сам профессор Вагнер выступает, как живой здравомыслящий собеседник, по сравнению с сообщениями с мест. Так и «Чертова мельница» — это не что иное, как народная сказка. Здесь и упоминания «хозяина», который должен вернуться за своей потерянной конечностью, и сама «черная рука»; Вагнер предстает в образе чуть ли не черта, одаривающего простого человека сомнительной пользы приспособлениями; «самобежка», на которой Вагнер разъезжает, как Емеля на печке, заставляя разбегаться честной народ. Но в новой, советской, реальности старые сказки выглядят смехотворно. Достаточно вспомнить обязательный трудовой кодекс и страхование. Всё от того, что сказка потеряла основу в виде старой морали. Какой-нибудь Иван-дурак был достоин чуда потому, что мог прожить и без него — своим трудом, — но без чуда так дураком и оставался. А, вот, если показать то, что за каждым чудом стоят человеческие жизни — это более соответствует повестке, но становиться уже как-то жутковато, при новой-то справедливой власти. Рассказ кажется пропитанным духом времени рационализаторства и внедрения. Но раз это сказка, тем более народная, то и народная мудрость, и наблюдательность в ней, все-таки, есть. Модернизация идет повсюду. И разве не согласится вдова Туликова с тем, что её покойный супруг был честным человеком и сам бы хотел после смерти продолжать обеспечивать семью? Это выгодно. А какая цена может быть у выгоды? И на эти сказки профессор Вагнер возражает тем, что он мог бы оживить мертвые конечности, но для этого нужно заставить легкие снова дышать и сердце снова биться. Не так уж профессор и кровожаден, по сравнению с тем, что люди могут выдумать.
Тимолеонт, 28 августа 2019 г.
Намеренно дикое и абсурдное изобретение оказывается удивительно уместным в этом чуть ли не сатирическом рассказе. Лучше всего, считаю, здесь показан конфликт «старого-нового», в будущем в советском кино\литературе это будет достаточно популярный сюжет, как молодой и образованный техник\агроном приезжает на село и пытается учить местных как правильно заниматься сельским хозяйством, то бишь тем, чем они всю свою жизнь и десятки поколений до него занимались.
Да и чуть ли не детская наивность Вагнера в вопросах людской психологии заставляет слегка улыбнуться, сам-то он, несмотря на своё разгильдяйство, искренне верит, что и остальные люди способны соблюдать простейшие правила и меры безопасности. Хотя учитывая то, что профессор в этом рассказе делов натворил как минимум на 15 суток...
Не знаю, намеренно это было или нет, но Вагнер здесь начинает по-настоящему пугать — всё же и тогда, и сейчас такие идеи смотрятся достаточно омерзительно и жутко. Во всяком случае, это раскрывает некоторые новые черты его характера.
йети, 3 июня 2017 г.
Идея-то — об использовании биодвигателей неплоха, но воплощение — жутковатое. Что-то мрачноват тов. Беляев в сем рассказе. Да и профессор Вагнер немного чумоват. Я его раньше добряком и весельчаком считал, а он вона как...
Swetik-tik, 8 мая 2013 г.
Очень хорошо, необычно, оригинально. Присутствует научное объяснение, представляющее собой ужасную чушь. Зря учила биохимию). Впрочем, в фантастике иной раз и того не дождешься. Прочтя этот рассказик, я снова убедилась, что во многих знаниях многие печали(.
«Мы заставим работать и мёртвых!» Ох, чую-чую, автор осторожно стебется над СССР, прикрывая насмешку страхом ужастика. Действительно, как примется старшее поколение рассказывать про советское государство (с восторгом!), жутковато становится. Разумеется, ИМХО.
Иприт, 4 июня 2010 г.
Ни фига себе юмор — так и поседеть можно. :insane: Романыч по моему все части тела использовал в своих произведениях — голова, мозг(отдельно), легкие, ноги... Человек что то типа склада запчастей.
god54, 24 ноября 2009 г.
Юмористическая фантастика. Человек не может пройти мимо горя вдовы и помогает и какая связка с «Синей бородой»: только в ящик не заглядывай... Ну и само собой — заглянула, а дальше строго по современным рельсам... Очень даже неплохо.
Alexandre, 26 июня 2009 г.
Никогда бы не подумал, что профессора Вагнера прельщают лавры некромантов. Ну, а «научные» объяснения работы мёртвых частей человеческого тела не выдерживают никакой критики. Если хоть пару суток мёртвое тело пролежало без кровоснабжения, только волшебством (некромантия!) можно заставить его двигаться. И одного кислорода явно недостаточно. Самое-то главное — зачем профессору понадобились части человеческого тела? Нельзя разве было бы приспособить части животных? Или иначе было бы не так страшно, и рассказ утратил бы свою привлекательность?
В общем написано достаточно хорошо, только тема уж больно страшная. А впрочем, чего же ещё ожидать от автора «Головы профессора Доуэля»? Хотя там, на ненужных анатомических подробностях внимание не заостряется.
В общем рассказ интересен и хорош, но второй раз читать я его не стану, как-то уж очень натуралистично.
Sawwin, 13 ноября 2008 г.
Страшноватый рассказик. Мало того, что профессор Вагнер изобрёл универсальный допинг, полностью уничтожающий синдром усталости, он ещё заставил без устали работать отрезанные человеческие руки и ноги. «Мы заставим работать и мёртвых!» -- радостно восклицает профессор Вагнер. И совершенно не ясно, сам автор поддерживает эту вспышку некроромантического энтузиазма или нет.
Честно говоря, я в шоке. Такого рассказа от Александра Беляева я не ожидал. И ведь написано хорошо: живые люди, нестандартные ситуации, отличный язык… -- ничего похожего на вымученные заказные произведения, которых было полно даже у самого Беляева.
mitriyijz, 26 января 2009 г.
Профессор Вагнер изобретает зомби» . Из серии рассказов о вещщах, которые были всегда, но им пока не придумал никто названия . Все написанное , в те годы пропитано как и в 60-е безудержным оптимизмом и наивностью.
Yazewa, 18 мая 2008 г.
Представить себе только эти вагнеровские механизмы... да, приятного мало! Стиральную машинку, например, кухонный комбайн :eek:... А ведь все Беляев (то есть Вагнер) научно обосновал. Действительно, чего добру пропадать... в могилах...
medelin, 15 января 2008 г.
Как-то мрачновато и нечеловечно. Если даже рассматривать, как сатиру, всё равно неадекватный сюжет. Хотя держит в напряжении.
Pupsjara, 13 ноября 2007 г.
Идея очень хороша, заставить людей работать и после смерти, в рассказе также присутствует несколько шуток, но в целом рассказ уже устарел, так что читать не рекомендую.
Ny, 25 ноября 2006 г.
Великолепно, хоть и жутковато. Создается ощущение, что написано не без подтекста по отношению к советской власти, строящей индустрию в стране руками мертвецов.
Цырилла, 24 августа 2006 г.
Истории про профессора Вагнера — самые любимые из произведений Беляева. Лучше просто некуда.
Зай, 29 декабря 2005 г.
Идея заставить работать мёртвые конечности в условиях советской действительности это конечно бредово. Представляю себе заводы переведённые на мертвецкую рабочую силу:glum: А в это время колхозники и многостаночницы попивают боржом на курортах... Но на то и фантастика, чтобы представлять бредовые идеи (в том числе). Написано умно.