Кир Булычев «Освящение храма Ананда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия | Восточная Азия ))
- Время действия: Средние века | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это было великое государство. Владения его тянулись от Гималаев и гор Южного Китая до Бенгальского залива. Оно существовало 250 лет, и столицей его был город Паган. Здание в лесах — храм Ананда, построен был при царе Чанзитте. Храм стоит в центре Бирмы, на берегу реки Иравади. Как жили люди, строившие этот храм? Всё это и многое другое можно увидеть при помощи хроноскопа.
Входит в:
— сборник «Чудеса в Гусляре», 1972 г.
— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.
- /языки:
- русский (6), английский (1), польский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (8)
- /перевод:
- Т. Госк (2), Р. Дегарис (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 8 июня 2024 г.
Это не серьёзный учёный, а юный стажёр-практикант, поддавшийся сиюминутному импульсу. Впрочем, не считаю это серьёзным недостатком — автор вполне имеет право написать историю про безответственного балбеса, готового ради красивой девочки поломать к хрену весь пространственно-временной континуум. В остальном — вполне себе интригующий рассказ про глубины истории. Безумно интересно заглянуть в прошлое хотя бы на несколько тысяч лет назад...
Baskk, 16 мая 2024 г.
Идея рассказа проста — «Любовь сильнее логики и законов физики», но как сказал Станиславский «Не верю!». рассказ может произвести впечатление только на влюблённого подростка не старше 15 лет
amak2508, 9 марта 2019 г.
Неудачный рассказ. На первый взгляд он, в общем-то, неплох: компактный, прекрасно читающийся, с эффектным финалом. Но, увы, этот финал и губит-то всё впечатление от произведения — Булычёву так и не удалось органично встроить в научно-фантастический рассказ совершенно чуждую ему мистическую составляющую. Поэтому переход одного из героев произведения в картинку далёкого прошлого и выглядит в этой вещице по меньшей мере нелепым. Думается, удачнее даже было бы оставить рассказ без этого «эффектного» финала, когда исследователи, наблюдая трагедию далёкого прошлого, просто не имеют возможности хоть что-то изменить.
И о фантастической идее, использованной в рассказе. Она отнюдь не нова — кто только из фантастов не заставлял своих героев ловить картины и звуки прошлого, постепенно удаляющиеся от Земли. А вспомните, что попытался сделать герой ларионовского «Перуна».... Но Булычев даже эту идею умудрился как-то странно изуродовать — в его интерпретации от всех картин прошлого Земли наблюдатели почему-то могут видеть лишь один небольшой кусочек земли в дебрях юго-восточной Азии. Извините, а что же мешает им наблюдать всю остальную поверхность нашей планеты?
lammik, 13 декабря 2017 г.
Профессор истории оказывается на космической станции, где намечаются испытания нового прибора — хроноскопа. Испытаниями руководит Ричард Темпест — будущий директор Московского Института времени, знакомый нам по циклу про Алису. Хроноскоп позволяет 27 минут в сутки наблюдать за жизнью Пагана — государства XI века на территории современной Бирмы. В первый же сеанс все присутствующие видят девушку с глазами, как горные озёра...
Грустный рассказ с оттенком безнадёжности. Настоящему исследователю требуется отстранённость от объекта исследований, даже если это люди прошлого.
god54, 22 октября 2009 г.
Главный герой в финале утверждает, что он стал приверженцем консервативных методов изучения истории. Да, тут он прав. Это очень тяжело смотреть чужую жизнь день за днем и фиксировать все радости и беды и при этом не иметь возможности вмешаться. Такой принцип изучения истории позволит узнать много интересных фактов, но исследователи сойдут с ума... Это факт!
Ladynelly, 13 октября 2008 г.
Идея «экрана» в другое время не нова... Подобный рассказ есть у Шерреда... Только там ставиться проблема измения мира через правду о прошлом, а здесь банальная «love Story». Но может все дело в том, что авторы жили в разных «мирах»?
Keykeeper, 5 мая 2009 г.
Как-то уж слишком знакомо всё в целом и по частям. Честно, больше всего впечатлило описание котят в невесомости.
Yazewa, 30 января 2008 г.
Все время ощущение вторичности этой истории. И очень легко предугадываемая концовка. Как-то все слишком примитивно. :frown:
duke, 19 сентября 2007 г.
Кажется, что этот рассказ местами сильно напоминает повесть «Похищение чародея» (для взгляда на прошлое используется та же самая конструкция, только без звука). Настоящая лавстори.
Nonconformist, 7 июня 2007 г.
Многим историкам пришлось бы по душе заглянуть в прошлое, особенно в те времена, о которых больше всего споров и мало фактов... А любовь она на все времена одна :rolleyes:
asb, 22 сентября 2006 г.
А в чём глубинный смысл этого занятия — смотреть что там в Бирме тысячу лет назад происходило?
Финал — предсказуем.