Илья Пивоваров «Сезон плодородия»
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 20 октября 2021 г.
Какая-то нездоровая фантазия — парень отправляется на поиски подруги и находит её в каком-то посёлке, где все жители поклоняются Шуб-Ниггурат (прямо этого не сказано, но я так понял; это богиня плодородия из рассказов Г.Ф. Лавкрафта). И почему-то все мужчины, включая главного героя, чудесным образом лишаются половых органов. Как это вяжется с плодородием-то? В финале парень убегает в лес, а его преследуют шагающие деревья, и на этом рассказ обрывается. Видимо фантазия у автора закончилась на этом месте. Ну собственно, главному герою ничего бы и не оставалось, как повеситься. В общем, рассказ на троечку.
amiller, 17 января 2020 г.
Подобного рода истории о культах часто страдают от сравнений друг с другом. Скажем, «Солнцестояние» ещё на этапе трейлеров все сравнивали с «Плетёным человеком». Ну а этот рассказ сравнят, наверняка, уже с «Солнцестоянием».
И скажут — мол, то же самое. Это, конечно же, будет не очень справедливо, однако нельзя не признать: первые же страницы вкупе с названием, увы, спойлерят рассказ от и до. Моментально возникает весь набор ожиданий, представление о развязке — и обмануты они не будут, всё действительно развивается совершенно ожидаемым образом.
Можно было бы так же сказать, например, про «Речной-3», но там у нас всё же есть сильное сопереживание герою (в моём случае, по крайней мере), так что предсказуемость идёт только на пользу. Ты понимаешь, что будет, но не хочешь. чтобы так было. Здесь, хотя мотивация персонажа точно такая же, сам по себе прописан он не то чтобы блекло... нет. Я бы сказал, немного отстранённо. Автор довольно-таки бесстрастно ведёт повествование — понятно, что такой подход избран им сознательно, но лично мне это не очень понравилось.
На уровне сюжета рассказ даже не пытается удивить или заинтриговать, что можно назвать довольно серьёзным недостатком. Однако у него всё же есть и большие достоинства — они не исчерпываются тем, что Илья в принципе замечательно пишет и читать его текст приятно уже «потому что».
Пойдя по классическому пути сюжетно, Пивоваров сфокусировался на передаче психологического состояния героя, создании атмосферы безумия и некоторых ярких образах (концовка в этом плане отличная). Это, кстати, тоже провоцирует меня на сравнение с недавним фильмом Ари Астера, где сюжет вообще не во главе угла — всё дело в форме и в том, что мы ощущаем.
В этом плане всё удалось очень хорошо. Особого хоррора, опять-таки, не будет — но на нём вообще мало кто из авторов концентрировался.
Непосредственно лавкрафтовское в «Сезоне плодородия» выпирает не то чтобы сильно, но очевидно присутствует — вопросов нет. Рассказ в рамках антологии смотрится некоторой разрядкой — небольшой, более-менее простой и при этом в определённых аспектах яркий. Возможно, если бы я составлял сборник — переставил бы его с «Грязной водой» местами, чтобы этот текст шёл сразу после здоровенных «Законов геометрии». С другой стороны, при реальном своём положении в книге тексты лучше контрастируют атмосферой.
Особо много о «Сезоне плодородия» я сказать просто не могу — он именно такой, каким представляется с самого начала чтения. И это вовсе не упрёк — тут же не конкурс какой-то, тут книга, которая должна быть гармоничной.