Алексей Жарков «Чистокровные Аркхемиане»
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 19 октября 2021 г.
Рассказ представляет собой смесь эпизодов из «Тени над Иннсмутом» Г.Ф. Лавкрафта и научной фантастики (как в фильме Пятый Элемент). В сумме получилась некая сатира. На мой взгляд Лавкрафтовские ужасы и российский быт не сочетаются никак. Перенос Иннсмута в Россию выглядит несерьёзно, как и аркхемцы-инопланетяне. Но читать можно.
amiller, 15 января 2020 г.
Видел уже ряд отзывов, мол — это же просто «Тень над Иннсмутом». Ну да, весьма схожий сюжет, Зедок Аллен = Садок А.Л., это всё понятно. Но не так этот рассказ на самом деле прост, слишком поверхностно считать его какой-то перепевкой рассказа Лавкрафта. Увы, не все смотрят под капот — просто «Тень над Иннсмутом» произведение очень известное.
Во-первых, конечно, это самый оригинальный текст в антологии, потому что перенести лавкрафтовщину в будущее, да ещё не самое близкое — это, знаете ли, не банально. От Жаркова такого можно было ожидать, он ведь к НФ тяготеет, но тем не менее!
Во-вторых, текст (особенно в конце) похож на структуру такового у ГФЛ, при этом читается присущим Жаркову лёгким образом, и это тоже очень отрадное сочетание. Задачи писать в стиле ГФЛ перед нами никто не ставил, но таким образом с этим поработать — здорово. Да и в целом мне нравится стиль Жаркова, хотя каюсь — я его не так много читал, как Романова или Кабира, например. В рецензии на «Фан Рё» говорил уже об этом.
В-третьих... Романов тоже касался некоторым образом типичной для ГФЛ ксенофобии, но очень легонько. Жарков же за эту тему взялся очень плотно и выдал, можно сказать, современную адаптацию проблематики Лавкрафта. Что опять-таки очень интересный подход и в сборнике не чтобы совсем больше не встречается... но мало у кого. В определённой мере «Чистокровные аркхемиане» демонстрируют более глубокий подход, нежели избранный большинством участников проекта. «Более глубокий», как я всегда говорю, не значит автоматически «лучший», но всё-таки это весомое достоинство.
Причём меня-то как раз ксенофобия Лавкрафта всегда отталкивала, это одна из причин, почему я вообще не люблю его творчество (что никак не мешает мэтра уважать). Однако наличие той самой проблематики и уровень работы с ней для меня всегда один из главных факторов оценки любого произведения. Сам стараюсь не писать чистую беллетристику. И не очень люблю её читать.
В силу этих причин я считаю рассказ классным. В число главных моих фаворитов антологии он не войдёт, положим (чистая вкусовщина), но смотрится в книге интересно и отнюдь не является простой перепевкой произведения Лавкрафта на чуть иной манер. Хотя это увидят не все. Ну, на то и антология — произведения в ней крайне разнообразные. На любой вкус.