Михаил Анчаров «Поводырь крокодила»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В прозаическую обыденность шестидесятых годов вторгается человек, самая жизнь которого — фантастика. Он не совершает чудес, не демонстрирует фокусов, он просто появляется, и обыденность начинает рушиться.
Входит в:
— цикл «[Аносов, Якушев, Панфилов]» > цикл «Сода-Солнце»
— сборник «Избранные произведения», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 9 декабря 2023 г.
Соглашусь с теми, кто видит в финальной части трилогии уже некоторую усталость, слог потяжелел, мысль не так точна, а самое инетерсное в этом авторе — возможность и желание спорить с его идеями — уже не вызывает нужного эффекта. Как всегда, стиль изложения хорош, но в даном случае Анчаров настолько пытается напустить тень на плетень и запутать читателя в двух соснах, чтобы тот испытал больше удивления в конце, что это становится какой-то самоцелью, а не важным для сюжета приёмом. Можно сказать, что читать эту повесть в отрыве от двух предыдущих в серии будет слегка скучновато, потому как, хоть они и не сильно связаны между собой, багаж все равно нужно иметь. Хотя бы просто потому, чтобы не забросить чтение в недоумении от того, что читаешь. В целом — неплохо, но далеко не лучшее завершение трилогии.
vam-1970, 24 июля 2017 г.
Элитная фантастика в стиле фильмов Тарковского, Сокурова и других. Когда нужно много догадываться и соображать, и воображать, что задумал автор. Для меня это напоминает также ксенофантастику — как мыслят иные внеземные цивилизации, далеко на тысячелетия опередившие нас. Вот что-то в этом роде.Все смотрят друг на друга -ведут диалог, но не понимают смысла беседы.Разные уровни восприятия действительности!
Но интересные мысли я всё-таки уловил: 1.Александр Македонский не ставил своей главной целью завоевание мира -он просто совершал туристический поход, но видите тогда времена были опасные — без войска в турпоход не отправишься. Классный юмор.
2.Нежность в отношениях определяет развитие и бытие.
3.Человеческое всеобщее сознание масс определяет путь развития каждого члена общества и всего общества в целом как сумму личностей. Это видно закон социологии, никем еще не написан. Но факты и наблюдения свидетельствуют, что это так. Тема сложная и мощная — в повести не опишешь, но идея прозвучала... Чтобы было понятно для непосвященных — сознание общества формирует физический облик человека. Вот так-то. Анчаров дальше на пошёл, или я его не всего еще прочитал.
SoN, 3 сентября 2015 г.
и посылает людям сны о тех гениях, для кого оно тоже было естественным обpазом жизни : Леонаpдо да Винчи, Бетховен, Шекспиp и Митyса (автоp «Слова о полкy Игореве» по версии Анчарова)
Также действyют: пожаpник А. Македонский, Э. Т. Гофман и многие дpугие…
Потpясающие новеллы!
Венчает 1 и 2 повести трилогии.
«По буграм и ухабам, спотыкаясь о каменные выступы и проваливаясь в трещины, полз муравей. Это была еще не самая худшая из дорог, но уныние и нескончаемость пути раздражали его. Легко представить, какими словами он честил дорогу, на которую забрел случайно и бесплодие которой он теперь сознавал. И невдомек ему было, глупому муравью, что он давно уже полз по лику Венеры, который люди считали прекрасным.»
Sawwin, 12 января 2010 г.
Даже в цикле коротких повестей и даже у такого мастера, как Михаил Анчаров сериальность даёт себя знать. Никуда не деться от ощущения усталости текста, что проявляется и в излишней фантасмагоричности сюжета, в чрезмерном энергичности повествования и ещё в сотне признаков. Совсем немножко, капельку, чуть-чуть, но перебор во всём. И вот уже третья повесть не светится так, как светилась «Сода-Солнце».
god54, 3 января 2010 г.
Повесть-фантасмагория, в которой перемешалось всё: прошлое и настоящее и будущее, рядом с живыми людьми бродят литературные герои и герои прошлого... А смысл в поэтическом размышлении автора о смысле жизни...