Кир Булычев «Миллион приключений»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Детская биологическая станция в Москве; прекрасная столица Пенелопы- город Жангле; джунгли Пенелопы — всюду Алиса и ее друзья находят приключения.
Спасают от саблезубого тигра питекантропа, выводят гигантских комаров, сражаются на рыцарском турнире и разгадывают тайну рогатых собак.
Отдельно публиковались: первая часть под названиями «Миллион приключений» и «Новые подвиги Геракла»; вторая часть под названием «Заграничная принцесса»; третья часть под названием «Каникулы на Пенелопе»; фрагмент первой части под названием «Институт времени»; фрагмент первой части под названием «Авгиева лаборатория».
По третьей части повести опубликован комикс под названием «Каникулы на Пенелопе».
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— антологию «Миллион приключений», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 210
Активный словарный запас: очень низкий (2430 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (40), молдавский (1), чешский (1), польский (1), словацкий (1), узбекский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (45), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Э. Зыхович (1), Е. Линзботова-Крупова (1), Р. Обидов (1), Й. Тыч (1), В. Чжичун (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 17 ноября 2024 г.
На мой взгляд, одна из самых искромётных и запоминающихся книг из серии «Приключения Алисы Селезнёвой».
Сборник.
Первая часть — несколько коротких юмористических зарисовок из жизни школьников будущего, работающих на своей биостанции.
Вторая — три небольших повести про каникулы этой же компании ребят.
Просто здорово!
Сплошные приключения в чистом виде. Ну, да, название этого сборника полностью соответствует его содержанию. Плюс — отличный юмор.
«Заграничная принцесса» — отличное фэнтези в средневековом антураже. Причем, «темное». Да, советская фантастика, семьдесят шестой год, и, вот — «dark fantasy». Мрачный и грязный мир, жестокие обычаи, рыцари и ведьмы. Понятно, что написано в обработке для детей и подростков, но, всё же.
«Каникулы на Пенелопе» — ну, наверное, можно назвать «планетарной фантастикой». Малоизученная далёкая планета, дикие джунгли. Опасные хищники. Опять, сплошная беллетристика.
«Шкатулка пиратской мамаши» — классическая «пиратская литература». Да, те же пираты из «Острова сокровищ», только — космические. Лазерные бластеры и драгоценные камни.
Читается книга на одном дыхании.
Как оценить?
Не знаю, когда я читал эту книгу в первый раз, в конце восьмидесятых, я бы, наверное, поставил не «10», а «20». Чистый восторг. Ну а сейчас, перечитал не без удовольствия. Но, сборник, всё-таки, детский, это нужно учитывать.
strannik102, 13 апреля 2022 г.
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт...
Конечно же эту книгу следовало прочитать не в среднем пенсионном возрасте, а в среднем школьном, как это и советует аннотация. Однако уже на момент написания этих повестей было мне что-то в районе четверти века и потому фокус не удался бы даже только по этому обстоятельству.
Всё-таки как важно оказалось, что по предыдущим прочитанным повестям Кира Булычёва об Алисе были сняты фильмы или изготовлена мультипликация. Потому что отношение зрителя к увиденным фильмам определило и все реакции восприятия при чтении. А с этими четырьмя повестями было иначе: приходилось самому формировать в сознании образы — прежде всего Пашки Гераскина (и тут в ход пошли пацаны из к/ж «Ералаш») и других современников Алисы Селезнёвой. Ну и всех прочих темпорально-космических побродяжек, с которым нас свела читательская судьба. При этом забавно, что почему-то Пашка Гераскин возникал в школьном костюмчике и с пионерским галстуком, хотя дело-то происходило в последней четверти XXI века (опять же влияние фильма «Гостья из будущего»).
Что касается непосредственно самих приключений, в которые неугомонный Пашка Гераскин буквально затаскивает вместе с собой и Алису, то некоторые из них до невозможности крутые, а другие чуть менее приключабельные. Но наверное для сборника важна не плотность приключенческими происшествиями. Наверное гораздо важнее, что читатель определённого возраста 80-х и последующих годов, т. е. подросток мог сформировать в своём подростковом представлении привлекательный образ вероятного и возможного Будущего, который мелкими штришками и мазками набрасывал в своих повестях Кир Булычёв. И в контрапункт к будущему от зарубежных апокалиптических и ужастиковых фантастов зарубежных читатель мог подсознательно выбрать, какое Будущее для него предпочтительнее. Всё-таки вряд ли большинству людей хотелось бы оказаться в реалиях вселенной Метро от Глуховского, зато в Будущем от Булычёва — многим.
Конечно, жизнь многое расставила на свои места, мир начал крутиться не по Булычёву (но пока и не по Стивену Кингу), и теперь булычёвское Будущее стало скорее невозможным и в лучшем случае маловероятным. Но ведь мечтать не вредно, да и думать надо о хорошем, и надеяться на него же…
PS А образ планеты Пенелопа весьма сильно совпадает по ряду моментов с «Неукротимой планетой» от Гарри Гаррисона. Впрочем, о единстве всей биосферы планеты писали многие писатели. И даже учёные...
Тимолеонт, 7 ноября 2023 г.
Гигантское наслаждение когда-то получил от этой книги в восемь лет — невероятное разнообразие приключений (путешествия во времени, первобытные люди, генетические мутанты, живые планеты, рыцари, космопираты), и довольно харизматичные персонажи, в совокупности с лёгким языком и ненапряжностью чтения. Конечно, книга неидеальна и буквально зияет логическими и сюжетными дырами, которые бросались в глаза даже второкласснику. Повторюсь, Булычёв, при всём своём несомненном таланте, считал, что для детей можно писать попроще, мол, не такой притязательный читатель.
Впрочем, перечитывая книгу в 31 год, я тоже получил удовольствие. Это по прежнему бодрая и хорошая история, пусть и косяки повествования бросаются в глаза ещё сильней.
avsergeev71, 15 сентября 2016 г.
Этот вечер близок и далек,
Но со мной всегда и повсеместно
И девочка та, и тот паренек...
---
Это самая первая книга о девочке с Земли, которая попала мне, тогда еще мальчишке, в руки. Обложка первого, 1982 года, издания навсегда осталась в памяти. И хотя на тот момент я уже был знаком с творчеством автора (повесть «Перевал» публиковалась тогда в каком-то журнале), «Миллион приключений» открыл для меня совсем другого Кира Булычёва. С тех пор «Миллион приключений» прочно занимает призовое место в моем рейтинге произведений про Алису. Да, пожалуй, и не только про Алису, и не только детских. И сейчас, когда собственные мои дети уже выросли, я, взрослый дядя, время от времени перечитываю эту замечательную книжку. Ностальгия? Пожалуй. Но не только. Я, как это ни странно, каждый раз нахожу в ней что-то новое для себя. Замечаю то, чего раньше не замечал. Книга, будучи изначально детской, как бы взрослеет (но не стареет) вместе со мной. Хотя наверное так и должны поступать все хорошие книги.
10 баллов.
lammik, 5 декабря 2017 г.
Весела и разнообразна жизнь московских школьников конца XXI века. Генетические эксперименты, путешествия в прошлое, летняя практика на только что открытых планетах, борьба с космическими пиратами. Всё это, а так же многое другое, присутствует в повести «Миллион приключений». Фактически данная повесть состоит из сборника рассказов «Новые подвиги Геракла», в котором читатель знакомится со станцией юных биологов на Гоголевском бульваре, с друзьями Алисы — непоседливым авантюристом Пашкой Гераскиным, рассудительным и сентиментальным Аркашей Сапожковым, сёстрами-близнецами Машей и Наташей Белыми, а также с не по-южному флегматичным Джавадом Рахимовым. В повести «Заграничная принцесса» все они отправляются на полную загадок планету Пенелопа и в конце «Каникул на Пенелопе» загадок этих заметно поубавится. По окончании летней практики Алиса с Пашкой попадут на планету Брастак, захваченную космическими пиратами под руководством мамаши нашего старого знакомого Крыса.
Во-первых, нужно сказать, что книгу стоило назвать «Миллион приключений Пашки и Алисы», ибо именно Павел Гераскин фактически везде оказывается на первом плане — спасает питекантропа, выводит комгуся, отправляется к королевскому двору, где сражается на рыцарском турнире, помогает космическому проходимцу Дикарю и вводит в заблуждение пиратов, притворяясь пилагейской туристкой. Алисе отведена роль гласа разума, с которой, надо сказать, она блестяще справляется. Во-вторых, уровень частей книги заметно различается. Причём создаётся впечатление, что они рассчитаны на разный возраст читателей. Первые две и четвёртая довольно детские и лёгкие для восприятия, а вот «Каникулы на Пенелопе» — отличная подростковая фантастика, где сюжет крепко держит читателя в некотором напряжении чуть ли не до конца книги. Но, конечно, всё закончится хорошо. Это же книга про приключения Алисы.
tolstyi1010, 4 июля 2018 г.
Рассказы и повести, объединенные Алисой и Пашкой, собранные в одном сборнике, под названием «Миллион приключений».
Для начала мы проживем несколько дней на станции юных натуралистов. Спасем питекантропа Геракла, очистим Авгиевы лаборатории и выведем комгусей.
Потом отправимся на планету Пенелопа. Там Алиса волею судьбы попадает в сказочный мир в качестве принцессы, и мы вместе с ней, отправимся на поиски рыцаря Пашки.
После возвращения из сказки, мы будем изучать недавно открытую планету Пенелопа, познакомимся с Дикарем, и разгадаем тайну половины собаки.
И напоследок отправимся на планету Брастак к старому знакомому Алисы — профессору Рррр. Там мы встретимся с пиратами, которые узурпировали родину профессора, и поработили всех ее жителей.
Книга которую с удовольствием читал в детстве, перечитываю сейчас и буду читать своим детям.
wax, 17 января 2014 г.
Алису Селезневу я люблю с детства. Но, к сожалению, у меня была только одна книжка про неё (правда, зачитанная до дыр). Сейчас вот решила восполнить пробелы и взялась за другие произведения про девочку, с которой ничего не случается =)
И не прогадала. Автор пишет детским языком для взрослых. «Миллион приключений» одинаково хорошо подойдет и для ребенка, и для взрослого...каждый найдет там что-то поучающее для себя.
Мне, как взрослой, были больше интересны и близки две последних повести.
До глубины души поразила планета Пенелопа.
"
А что, если и наша планета говорит с нами точно так же? Ничто не возникает и не происходит просто так.....всё, что происходит-сигнал и повод задуматься-а правильно ли мы себя ведем? Правильно ли мы относимся к НАШЕЙ планете, нашему дому?
Ну а в «Шкатулке для пиратов» очень запомнился бывший библиотекарь, «волею обстоятельств» ставший пиратом. Это тоже можно воспринимать как некое предупреждение. Посмотри, что с тобой будет, если ты станешь винить во всем обстоятельства и судьбу. На самом деле, если ты подлец-ты им и будешь. И обстоятельства тут ни при чем.
А абзац про лень, «атавизм и болезнь прошлого века» вообще не нуждается в комментариях.
И как же хочется, чтобы было так:
-А противоядие есть?
-Еще не придумали. Единственное средство-любимая работа.»
Читаешь все эти приключения про девочку 21 века (в котором мы живем!) и так хочется сделать что-то для того, чтобы хоть что-то из мира Кира Булычева сбылось и стало правдой.......
Gourmand, 28 марта 2015 г.
Можно было бы сказать, что это 4 разных, в сущности не связанных между собой историй, если бы не центральная фигура Пашки Гераскина.
Кто будет строить проказы и попадать в неприятные приключения? — это первый вопрос для любого сюжета детской книги. В первых книгах про Алису — это была сама Алиса. В «Сто лет тому вперёд» — это Коля Наумов, Алиса стала играть роль дополнительного персонажа, она и не мотор событий, но и не сообщает взрослым, Юля Грибкова — самый рассудительный участник, хорошо ориентирующийся в жизни.
А вот в повести «Миллион приключений» расклад окончательно поменялся в пользу любознательных мальчишек, романтиков-авантюристов. Это Пашка Гераскин. В меру ленив, но увлечённый. Хороший парнишка, но может и приврать, чтобы куда-нибудь пролезть. Одним словом, ранняя Алиса. Именно с Пашкой случаются всякие приключения, в этой повести (во всех 4-х частях) он — начало, исток и мотор приключений. Алиса же перешла в разряд «спасительницы», которая, конечно, тоже может попасть впросак, но исключительно в процессе «догонки» Пашки.
Не знаю пока, что будет дальше, в следующих книгах, но мне такая Алиса тоже нравится. Эдакая Маша Старцева из «Приключений Петрова и Васечкина». Да и мальчишка 11-13 лет больше подходит на роль попадающего из-за любопытства и доверчивости ГГ, чем девочка того же возраста (в первой повести, напомню, Алиса только-только пошла в первый класс, а тут-то уже шестиклассница).
Однако на одних Пашке и Алиске сюжет не вытянешь. Вот и получилось, на мой взгляд, 4 разных истории очень разного качества. Самая лучшая, безусловно, «Каникулы на Пенелопе» (можно читать отдельно, там есть в начале объяснялка всех предыдущих событий), чуть попроще «Новые подвиги Геракла» (первая часть — можно читать отдельно), а вот 2-я и 4-я части — очень слабые, примитивные и сюжетно неинтересные. Если бы не Пашка-Алиса, вообще не стал бы читать, сразу влепил бы по 3.
Такой вот салат-винегрет получился у Булычёва.
rrq64k, 24 января 2016 г.
- средненько. Лучше всего удались бытовые детали и диалоги. Как только начались пираты, стало скучно, уж больно примитивно – захват планеты, драгоценности – к чему, если во всей галактике сплошной коммунизм или что-то вроде того? Как-то уж очень непродуманно. Заметил еще одну особенность цикла – в отдельных частях говорится о различных открытиях и изобретениях, о которых автор впоследствии забывает и совершенно не использует их. Возрастная категория 7-10 лет.
КИМ-45, 12 декабря 2013 г.
» — Глупые в драгоценностях разбираются лучше всех, — сказал Крыс. — А умные книжки читают. Ты это учти на будущее.
— А вы, господин Крыс, книжки конечно, читаете?
— Нет, на меня и умники, и дураки работают».
Не книжка, брильянт!
god54, 21 сентября 2012 г.
С моей точки зрения, объединение под одним названием нескольких разных произведений, выходивших ранее самостоятельно, снизило впечатление от его прочтения. Расположение произведений под одной обложкой все же было бы предпочтительней. Любой сериал страдает одним недостатком: все последующие части сравнивают с идеалом и хотят его повторения, а это просто невозможно. Так и в данном случае качество постепенно начинает переходить в количество и миллион приключений превращается в миллион новых частей. А так в целом данное произведение вполне читабельноеи не заставит заскучать читателя.
Kenga80, 20 августа 2012 г.
Классика приключений Кира Булычева да ещё и с замечательными иллюстрациями Евгения Мигунова навсегда прижились в моих детских воспоминаниях. Перечитывал до дыр.
kwaster, 3 мая 2011 г.
Согласен с wolobuev. Шедевр, однозначно шедевр!
Это лучшее из того, что я прочел в детстве, лучшее, о чём я вспоминаю и сейчас.
Всем детям и Псевдовзрослым. Обязательно.
Paganist, 20 декабря 2008 г.
Булычёв — огромная величина в детской фантастике! Но вот почему-то создаётся такое впечатление, что вовсе не для детей он пишет. Ибо те идеи, что несут его книги, не чужды даже видавшему виды человеку. И юмор у него явно недетский. Чего только стоит «Заграничная принцесса«! Лучшего чтива в возрасте до 15 лет я не знаю!
zmey-uj, 25 июля 2008 г.
Приключения самые разнообразные: веселые, опасные, загадочные. Похищение Алисы пришельцем помню как сейчас, а в детстве было страшно, аж жуть! Тем не менее читала раза три. И сейчас хотелось бы перечитать, хотя и понимаю, что теперь все виделось бы по-другому.