Стенли Вейнбаум «Очки Пигмалиона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Профессор Людвиг изобрел устройство, с помощью которого можно погрузиться в виртуальную реальность. И одним из первых, кто его испытал, оказался Дэн Берк...
Входит в:
— журнал «Wonder Stories, June 1935», 1935 г.
— журнал «Startling Stories, May 1939», 1939 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Others», 1949 г.
— журнал «Fantastic Story Magazine, Spring 1955», 1955 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Other Science Fiction Tales», 1974 г.
— сборник «The Best of Stanley G. Weinbaum», 1974 г.
— антологию «Девушка из золотого атома», 1993 г.
— антологию «The Collector's Book of Science Fiction», 2011 г.
- /языки:
- русский (4), английский (7)
- /тип:
- книги (7), периодика (3), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Баранов (1), Г. Усова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 7 января 2024 г.
Если отталкиваться от года написания -1935 , то круто. Как основа научного открытия- это виртуальная реальность нынешней эпохи. Но и сам сюжет — лирическая история о Галатее — через очки Пигмалиона- всё символично, но как отголоски мифов. Здесь всё по-авторски.
Groucho Marx, 2 апреля 2021 г.
Поразительная для тридцатых годов точность описания виртуальной реальности и связанных с ней проблем. Стенли Вейнбаум в своих рассказах постоянно выходил за рамки современной ему фантастики, а если бы прожил подольше, то, пожалуй, раздвинул бы и рамки литературы в целом.
И что в этом рассказе особенно ценно — нет фиксации на собственно научно-фантастической идее. Вейнбаум вбросил идею, и тут же развернул намного более сложное повествование о выборе человеком смысла жизни. Сделал шаг в сторону и основнную часть сюжета посвятил изысканной стилизации символистской литературы. Причём — и это удивительно для американского писателя, ведь американская литература того времени даже в лучших своих проявлениях была на редкость простодушна и незамысловата — Вейнбаум иронизирует над формальной сложностью европейского символизма и с полным пониманием сути дела «деконструирует» его, попутно с удовольствием пнув Голливуд, то есть, «фабрику грёз».
Поразительно, просто поразительно. И так жаль, что путь этого энергичного, умного и утончённого писателя оборвался в самом начале.
god54, 15 февраля 2010 г.
Очень красивое произведение. Во-первых, оригинальное описание виртуальной реальности и это в 1935 году. Во-вторых, изящная литературная композиция и добротный литературный язык. И как всегда трезвый финал: человек обязан выбрать реальность по сравнению с нереальным. Читать одно удовольствие.
Oswald, 23 декабря 2009 г.
Рассказ одновременно приятно меня поразил и сильно разочаровал. Начинается он как заурядненькая фантастика, а потом вдруг Дэн Берк попадает в вымышленную реальность, такую прекрасную реальность... Я уж думал что передо мной форменное дотолкиновское фэнтези, настолько вещественным и живым казался этот мир... Но, как ни печально, всё оказалось проще и банальнее. Иллюзия развеялась и перед моим разочарованным взглядом предстала ещё одна вариация рассказа «Идеал». Но как убедителен, как нереально прекрасен Паракосм! Мне не хотелось его покидать, я надеялся что Берк там и останется... Когда вся эта феерия так обыкновенно закончилась, я понял что меня обманули. И обманули мастерски. Но даже с обманом я готов был смириться, если бы он не заканчивался столь тривиальным финалом. Если б не он, я бы и десятки не пожалел, а так... только 7/10.
LeMax, 13 января 2009 г.
Забавная зарисовка на тему ухода от реальности (escape). Теперь понятно откуда у Ф.Дика «ноги растут» :dont: