Брюс Стерлинг «Islands in the Net»
Действие «Islands in the Net» происходит уже на Земле, в недалёком будущем. Проблемы века информации, раннее видение глобальной информационной сети и судьбы стран, которые окажутся вне этой сети. Предполагается, что такие «Острова в Сети» должны оказывать значительное влияние на мировую политику.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1989 // Лучший НФ-роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1989 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Роман | |
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1989 // Зарубежная фантастика (США; роман) | |
номинант |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1990 // Зарубежная книга. 3-е место (США) | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RomaFomin, 15 апреля 2020 г.
Одно из самых последних прочитанных мной произведений в жанре «киберпанк», но до сих пор заслуженно держащее пальму первенства.
Как жаль, что узнал об этой книге так поздно! Как по форме, так и по содержанию роман Стерлинга куда ближе к тому, чего я ждал от данного жанра, чем всё, с чем я ознакомился ранее: у Джеффа Нуна и Пэт Кэдиган слишком много внимания уделено необычайным похождениям в виртуальных мирах; Уильям Гибсон же порой затрагивает темы, какие я считаю ключевыми в киберпанке, но всё портит излишняя фрагментарность описания вымышленного им мира, а главное — неимоверная раздробленность фабулы, когда автор без конца переключается между героями, которые в принципе не могут встретиться либо хотя бы узнать друг о друге, пока читатель не дойдёт хотя бы до середины книги (кстати, к сочинениям Нуна и Кэдиган это также применимо). Наконец, «Помутнение» и в особенности «Снятся ли андроидам электроовцы?» Филипа Дика, на мой взгляд, гораздо ближе к антиутопиям, чем к рассматриваемому жанру.
Подход же Стерлинга к написанию напоминает фантастов-классиков начала ХХ-го, если не рубежа ХIХ-го и ХХ-го вв.: он избирает единственного главного героя, точней, героиню, и описывает окружающие её реалии, давая детальные разъяснения, как только упоминается какая-то страна, компания, общественная организация или род развлечений, принятый в её мире (кардинальное отличие от упомянутых Гибсона, Нуна и Кэдиган!).
Почти весь роман посвящён добровольно избранному ею пути утверждения и защиты ценностей компании-работодателя под названием «Ризом»: когда неизвестные террористы срывают проходящие на нейтральной территории переговоры, убив одного из теневых банкиров (вообще все переговорщики являлись делегатами т.н. гаваней данных, иными словами — крохотных государств, чьё донельзя либеральное отношение к цифровому пиратству, промышленному шпионажу и т.п. было главной опорой для местной экономики), центральный персонаж (Лаура Уэбстер, та самая героиня) в составе небольшой делегации отправляется в несколько стран, подозреваемых в покушении. Путешествие её становится всё более опасным, вскоре она уже не контролирует ситуацию
Правда, мотивация героини ближе к концу книги вызывает уже немало вопросов, а её незыблемая приверженность олицетворённым в её 2-ой семье — компании «Ризом» — идеалам нового времени кажется всё менее реалистичной: читатель прочтёт около трети романа, а традиционные роли мужа-жены диаметрально поменяются, т.к. уже он станет воплощать в себе классический голос разума, здравого смысла и вообще хранителя очага, тогда как Лаура наотрез откажется прекращать своё опасное турне (пусть вскоре муж и малолетний ребёнок останутся дома, притом по настоянию жены).
Апогей этого — отказ миссис Уэбстер подставить под пули отряда SWAT атакующих один из филиалов «Ризом» членов банды, ибо она не хочет содействовать инструменту угнетения, да и её компания политически нейтральна
Но наверно, такая стойкость, в финале увенчавшаяся сокрушительной моральной и геополитической победой, достойна бесспорного уважения, хотя некоторым трудно представить себе столь правильную как на словах, так и на деле личность.
Потом, видение Стерлингом будущего порой представляется утрированным: в самом начале делегация «Ризома» посещает исполинский супертанкер, являющийся плавучим городом, а в середине Лаура видит в центре Сингапура немыслимой высоты небоскрёбы; наконец, не могу не отметить выходящего на сцену последним важного персонажа — европейского журналиста, живущего среди туарегов и разделяющего с ними все тяготы кочевничества (а также участвующего в разбойных набегах и исполняющего обязанности лидера племени), — предельно колоритная личность.
И должен сказать, что отдельные элементы описанной автором реальности теперь выглядят безнадёжно устаревшими: чего стоят в деталях обрисованные видеоигры! С одной стороны, это и посейчас классика (Pacman, Space invaders и им подобные проекты), но ведь действительно кажутся примитивными, если смотреть издалека, спустя десятилетия! Даже «Worldrun game: a global simulation», придуманный писателем, представляется проигрывающим по всем статьям рядовым современным стратегиям.
Завершу список недостатков нераскрытой Брюсом Стерлингом темой биологического оружия
А вот и те детали и предсказания, что по сей день остаются актуальными и верными: Лаура так привыкла быть в Сети, что уже один только час в «оффлайне» в начале её поездки кажется невыносимым; разве не живёт среди нас множество её собратьев по несчастью?
На 1-ом этапе путешествия и героиня, и её муж почти всюду берут с собой своего младенца, но и носят очки как гарант безопасности: это и способ связи со своими из компании, и девайс для документации собранных сведений, и инструмент контроля со стороны начальства. К примеру, стоит Лауре на считанные минуты снять такого извечного соглядатая ради краткого разговора по душам со своим провожатым и телохранителем, как тормоза готовы отказать по малейшему поводу!
И напоследок: изображённая Стерлингом корпоративная жизнь служащих «Ризома» выглядит скроенной скорей по японскому образцу, чем западному: всячески приветствуются браки между Своими, немало средств расходуется на собственные места для отдыха, многие представительства служат как рабочим местом, так и жильём; наконец, все пенсионеры содержатся за счёт Компании... С такими перспективами в уме недурно и впрямь воспринимать работодателя как ещё одну семью, верно?
Ну и не гениально ли предсказание Брюса о том, что всё потенциально является предметом маркетинга?
Подведу итог: смело пробуйте «Islands in the Net», если ещё не знакомы с творчеством Джона Ширли, — отца и гуру киберпанка, — а главное, если произведения Гибсона, Нуна и Кэдиган не для вас!