fantlab ru

Энн Пэтчетт «Голландский дом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
43
Моя оценка:
-

подробнее

Голландский дом

The Dutch House

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Новый роман американской писательницы Энн Пэтчетт напоминает сказку братьев Гримм, разросшуюся до масштабов семейного эпоса. История главных героев, Дэнни Конроя и его сестры Мэйв, охватывает всю вторую половину ХХ века, а их судьбы оказываются роковым образом переплетены с Голландским домом — особняком на востоке Пенсильвании, когда-то принадлежавшим разорившейся династии нидерландских магнатов Ванхубейков. Сам по себе Голландский дом не населен призраками, но каждый, кто переступает его порог, в каком-то смысле становится призраком дома — куда бы он потом ни отправился, где бы впоследствии ни жил, повсюду носит с собой этот образ.

У Дэнни и Мэйв только это и есть: безвременно ушедший из жизни отец, давным-давно превратившаяся в воспоминание мать, будто бы вышедшая из ночного кошмара мачеха и зловещий фамильный особняк. А также взрослая жизнь, которая все никак не начнется: проклятие детства, печать сиротства, невозможность разорвать однажды сформировавшиеся узы. «Голландский дом» — история о победе любви над злом. Победе, замешенной на потерях и во многом неочевидной, потому что в конечном счете читателю предстоит разобраться самому, на чьей он стороне и был ли здесь злодей.

И если был — то кто?

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Историческая проза (18 878 голосов)

номинант
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 2020 // Художественная книга

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Беллетристика (733 голоса)


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
С. Кумыш (2)

Голландский дом
2021 г.
Голландский дом
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие книги, которые словно наполнены волшебством, хотя ничего волшебного «внутри» не происходит. Словно книгу посыпали волшебной пыльцой. Отлично передал это ощущение Вальтер Моэрс в «Городе Мечтающих Книг». У него одним из основных понятий мира был «Орм» — некая мистическая сила, пронизывающая автора в момент написания романа. Чем сильнее Орм наполнял писателя, тем прекраснее становилась его книга.

В мире Моэрса, Орм бурлил бы не утихая, омывая Энн Пэтчетт. «Голландский дом» прекрасен.

Есть семейные саги, которые охватывают многие поколения. Патриархи стареют и умирают, их наследники тратят или преумножают наследство, сами становятся главами семьи. Они женятся и разводятся, заводят любовниц и делают другие, хорошие или плохие вещи. А на фоне всего этого происходит ИСТОРИЯ. Мировые войны, финансовые кризисы, смерти и переизбрания президентов, и тэдэ и тэпэ.

А есть «Голландский дом», в котором всего этого нет. Один раз Дэнни упоминает о Вьетнамской войне и то вскользь. Это роман не о семье и влиянии на нее ИСТОРИИ. «Голландский дом» — очень милая и камерная книга, по-домашнему уютная.

На востоке Пенсильвании стоит большой особняк, Голландский дом, когда-то жилище нидерландских магнатов, а сейчас родовое гнездо семь Конроев. Внутри дома живет семья тех самых Конроев – мать, отец, старшая дочь Мэйв и младший сын Дэнни. Однажды мать бесследно исчезает, а через несколько лет отец приводит в дом свою новую молодую жену. С этого и начинается рассказ Дэнни Конроя, тогда еще мальчика, а теперь уже немолодого мужчины.

Никаких десятка поколений, никаких драм и убийств. Всего-лишь жизнь брата и сестры и влияние Голландского дома на их будущее. Дэнни и Мэйв растут, взрослеют, учатся, работают, строят карьеру и заводят семью. Это рассказ о маленьких радостях и людях, встреченных на жизненном пути. Здесь найдется место и злой мачехе, которая не такая уж злая, и мудрому наставнику; случайной встрече с прекрасной незнакомкой и вынужденному «исходу» из того самого дома; плохим дням и счастливым случайностям.

А в центре всей истории Дэнни стоит тот самый дом, как ось, вокруг которой крутятся жизни всех, кто хоть раз переступал его порог.

Вот такой он, «Голландский дом». Это замечательная, волшебная история о простой жизни обычных людей, о любви и поддержке, длиною в жизнь, между братом и сестрой, о мелочах, которые делают нас теми, кем мы есть, и о вещах, которые надо научится отпускать.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стоял тот дом всем жителям знакомый, — его ещё Наполеон застал… (В. Высоцкий «Песня о старом доме»)

Книга, которая сумела отойти от современных модных в американской литературе трендов и тем и завоевать свою долю расположения и симпатии. Никаких всех этих современных выкрутасов с трансгендерами и прочими половыми горячками. А просто судьбы нескольких человек, связанных одним общим для них центром — старинным домом. Детство и подростковый возраст, уход матери и смерть отца, непростые отношения с мачехой и её двумя детьми, собственное взросление и братско-сестринские взаимоотношения друг с другом — Энн Пэтчетт тщательно и старательно вписывает читателя буквально во все как внешние события и происшествия в жизни Дэнни и Мэйв, так и в мир их внутренних переживаний, чаяний и планов, надежд и разочарований.

А чтобы читателю было ещё сложнее, автор постоянно усложняет как внешнюю ситуацию, выставляя на шахматную доску реала новых (и старых) персонажей и героев, так и внутренние движения душ наших героев — при этом всё порой оказывается вовсе не таким, каким казалось при внешнем взгляде.

И хотя финал книги далёк от хэппи-эндности и нам приходится расстаться с некоторыми полюбившимися нам людьми, однако всё-таки роман оказался заряженным какой-то невероятной долей оптимизма и веры в людей. Наконец, просто оставил после себя ощущение хорошей интересной книги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потерянный рай или Дом, где разбиваются сердца?

«Мне казалось, что дом — огромная раковина, которую я обречен таскать на себе всю жизнь.»

Энн Пэтчетт из тех немногих. кто может вывести банальную повседневность на метауровень. Черпает тяжелую темную воду колодцев коллективного бессознательного, испив которой, всякий становится частью истории сам, и вносит в нее частичку себя. Что вошло в плоть и кровь, то уже навеки твоя боль и радость. Однако, погружение это далеко от пафоса и словно бы намерено лишено четких привязок к политической ситуации «судьбы семьи в судьбе страны», прежде обязательной для жанра семейной саги. Истории Пэтчетт остаются частными, даже с случае предельно социального «Бельканто».

«Голландский дом» о нуворишах, вселившихся в прекрасный трехэтажный дом, купленный отцом со всем имуществом. История о том, как мать не полюбила этот особняк и ушла из него, а вторая жена выгнала оттуда детей. О том, как складывались судьбы брата и сестры дальше, как, не будучи ослепительно удачливыми и безоблачно счастливыми, оба сумели прожить свою жизнь достойно и в гармонии с миром. А злая мачеха прожила свою менее достойно, но в окружении прекрасных дорогих вещей во дворце, который, в отличие от мамы героев, полюбила сразу и на всю жизнь. Больше супруга, больше собственных дочерей и своей бессмертной души.

Ну какая же это банальность: жена уходит от богатого любимого мужа, оставив десятилетнюю дочь и четырехлетнего сына. Не к любовнику, заметьте, а вообще непонятно почему. Отец женится снова на красавице с двумя дочерьми, младше наших героев. Мачеха понемногу прибирает к рукам все в доме, оттесняя родных детей от жизненных благ, а после смерти мужа и вовсе выгоняет их из дома. Много вы такого видали? А то нет? Половина сказок об этом, «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Гензель и Гретель». Мамы в них не уходят, а умирают, а так все то же.

Дальше: сестра отдает все силы на то, чтобы спасти брата — «Гуси-лебеди», «Снежная Королева». Забота о его образовании остается за рамками большинства сказок, в пользу принцев-изгнанников, как правило, не учреждают образовательных фондов. Ну так ведь и у нас не сказка, а реальная жизнь, в которой фонд играет ту самую роль, какую добрая коровушка или фея-крестная — то, что позволяет не сгинуть в самом начале, хотя дальнейшее зависит только от тебя. Даже сказочные условия, вроде «никто не должен знать» и «вернуться до полуночи» соблюдены. В нашем случае, это: «утратишь право пользоваться, если успеваемость снизится до троек».

Жесткое условия. Особенно когда чувствуешь призвание не к медицине, которая даст самую престижную из профессий, а к куда менее почтенным спекуляциям недвижимостью, для которых учиться не нужно. Но разве у мамы не та же самая история? Она тоже всего-то и хотела, что помогать бедным, вместо того, чтобы жить не своей жизнью в этом барском доме. «Голландский дом» — это еще и о том, как мы проецируем свое понятие счастья на других, как искренне дивимся, отчего лучшая, в нашем понимании, доля, которую дарим ближним, воспринимается веригами и кандаламы.

И о том, как по-разному подходим к принятию судьбоносных решений, с какой готовностью порой приносим в жертву ближних ради дальних. И о том, как наступать на горло собственной песне, как выдерживать годы занятий нелюбимым и не своим делом. Как честно отработанная карма позволяет наконец обрести счастье со своим и любимым.

Энн Пэтчетт, безусловно, мастер, у которого a финальные прощения-примирения не выглядят патокой (ну, почти не выглядят). А «Голландский дом» одна из лучших переводных книг 2021 в российском книжном пространстве.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх