Кир Булычев «Сапожная мастерская»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Молодой архитектор Мирон Иванович польщен знакомством и уважением влиятельных в городе лиц, но ещё не догадывается, насколько оно небескорыстно. К счастью, визит таинственной девушки на многое открывает ему глаза.
Входит в:
— цикл «Гусляр» > Часть третья. Возвращение в Гусляр
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 36», 1992 г.
— сборник «Они уже здесь», 1992 г.
- /языки:
- русский (15), польский (2)
- /тип:
- в планах (2), книги (15)
- /перевод:
- Э. Дембская (2), Е. Дембский (2)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 8 ноября 2024 г.
Написано хорошо. Слог, стиль — всё на месте. Герои живы и интересны. Особенно удался автору литературный образ архитектора.
Всё так, всё так. Слаб человек, слаб. Поэтому понравилось, что финал открыт, вернее полуоткрыт. Перед нашим героем стоит сложный выбор.
Разумеется, исходя из исходных данных, которые нам предоставляет очередная булычёвская «гостья из будущего», достаточно понятно, что произойдёт, но всё же можно и попредполагать всякое. Хотя ужасный конец господина Степанцева, думаю, подтолкнёт мысли Мирона Ивановича в нужном направлении.
Вопросы к Былычёву по поводу логичности и правдоподобности фантастических допущений, конечно же есть (смотрите хорошо аргументированный отзыв коллеги Грома), но один раз этот текст прочитать можно.
Тимолеонт, 23 марта 2024 г.
Булычёв прекрасно предвидел, какой ад и погибель будет твориться с нашим архитектурным наследием в 90ые и последующие годы. И снос памятников старины, и уничтожение археологических памятников... А вообще да, история хоть и абсурдна, но она про то, что будущее может быть только если мы заботимся о нём уже сейчас, каждый должен идти на жертвы и риски ради спасения важных вещей.
Victorparos, 25 декабря 2023 г.
Всё начинается с малого ! Если закрывать глаза на мелочи — не заметим, как будет порушено большое. Иногда безвозвратно. Такое вспомнит каждый, если честно покопается в своей памяти.
ГРОМ, 23 сентября 2019 г.
Рассказ о неком городке Великий Гусляр, где местный завод хочет снести старую часовню, в которой располагается сапожная мастерская.
Честно читая рассказ, хочется сказать не верю, т.к.:
Да это абсурд чистой воды!
Но это не все, что бы отправить человека в прошлое, ради этой маленькой часовни, оказывается в будущем будут затрачены треть энергетических ресурсов всей земли! Ну это уже полный абсурд.
Я понимаю, 1991 г. разруха в стране, не до писанины, но писать такой абсурд это уже сверх меры!
И это еще не все. Т.к. добиться простыми разговорами намеченных целей у агента не получается, то в ход идут другие меры:
Хороши люди будущего, которые ради не очень старого, маленького исторического здания убивают людей!
Короче рассказ, ну настолько нелеп, что аж диву даешься. Хотя все объясняется годом написания. В 1991г. был годом разрухи, а у наших людей была полная каша в головах. Вот и выходили такие странные истории. Хотя сама идея, что-то, где-то спасти хороша, но сюжет тут просто нелеп.
lammik, 14 августа 2018 г.
Да, это вам не «гости из будущего». А нормальные такие себе постперестроечные специалисты по решению проблем, способные в ходе этого самого решения последовательно повышать ставки. Всё для выполнения задачи. И нужно помнить, что они никакие не «спасатели старины», как их тут окрестил один из читателей. Они спасают свое собственное настоящее. Конкретно и основательно.
А что Мирон Иванович не догадывается о чём-то, так это вряд ли. Всё он прекрасно понимает. Просто этого гуслярца «испортил квартирный вопрос». Будем надеяться не настолько, чтобы пренебречь примером почётного свиновода Степанцева.
Sawwin, 18 февраля 2011 г.
Рассказ выпадает из раннего настроя гуслярских историй, чувствуется в нём некая злость, непримиримость, характерная для поздних вещей Булычёва. И в то же время, есть там высшая справедливость. Люди будущего показаны не мямлями, толерантно относящимися к нашему окаменевшему дерьму, а людьми жёсткими, а если надо, то и жестокими. Рассказ предупреждение: Не разгребём своё дерьмо сами, нас выгребут, перемешавши с этим дерьмом.
Не знаю, доводилось ли Киру Булычёву видеть, что бывает при прорыве стоков со свинофермы. Мне доводилось, и могу засвидетельствовать, что написано зримо, и потомки наши поступили с виновником по справедливости.
Отличный рассказ, хотя и совершенно не гуслярский.
Стронций 88, 11 мая 2010 г.
Булычева последний раз я читал давным-давно, так что, можно сказать, заново его читаю. «Сапожная мастерская»… Ну, что, ничего такого архиинтересного, закрученного, нового в нём я особо-то и не нашёл. Однако написано хорошо, уютно как-то. И вроде бы ничего такого захватывающего нет, а читаешь, и отрываться не хочется. Всё нравится: и герои (вполне себе правдоподобные), и ситуация, и описания, и крупинки хорошего юмора… как-то уютно читать, тепло. Не скажу, что сама история понравилась, врезалась в память, зацепила… Всё таки в фантастике на тему времени трудно найти что-то новое. Да и в наше время если захотят снести, так здание и минуты не простоит и тут уж ни архитектор, ни активисты ни какого права слова и значения иметь не будут, по живым людям будут ездить, а снесут… В иное время живём. И часовен таких, не снесённых ещё, всё меньше и меньше. А если какие и остались, так вот в этом виде, в виде развалин и сапожных мастерских… А ведь они-то, такие вот часовни, памятники старины, уникальные произведения искусства должны остаться навеки, пережить бетонные коробки, громады заводов… Тут уж действительно только вмешательство иных сил может помочь. И то, вряд ли… Хотя, если будут действовать как против Степанцева, тут есть ещё варианты… Но это так, лирика. А читать было приятно. Пусть ничего такого особенного рассказ после себя не оставил, но время на него я, как мне кажется, не зря потратил. Приятно было читать. Хорошо.
Yazewa, 26 октября 2010 г.
Странный сюжетный ход. Неприятный. И не соответствующий общему стилю и настроению гуслярских историй.
god54, 25 октября 2009 г.
Этакие безжалостные и беспорочные спасатели старины, готовые убить за свои взгляды. Почему-то они мне очень не понравились. Люди, которые мне напоминают сотрудников спецслужб, готовых по приказу и во имя расстреливать, обманывать и т.д. А вот те кого я должен бы ненавидеть, выглядет такими милыми агнцами. Такое ощущение, что автор это сделал нарочно... Нельзя достичь великих целей неправедными методами. Никогда, ни одна цель не была оправдана средствами её достижения. Всё это отплатится сторицей.
viv, 26 ноября 2007 г.
Бедный архитектор! Попал между двух сил: загадочным, но, как оказалось, безжалостным будущим, и вполне конкретным, но не менее безжалостным собственным начальством. Что же он выберет. Ответа нет, но хочется думать, что если и утонет наш архитектор, как крейсер «Варяг», но, по крайней мере, в воде...
terranid, 4 февраля 2008 г.
Странный метод спасать памятники культуры выбрали гости из будущего. На мой взгляд можно было избрать более гуманные методы спасения мира.