Вячеслав Назаров «Восстание супров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Планета Рубера не имеет материков — это безбрежный океан «живой воды», протовита. Обитатели планеты Гея, обнаружив в космосе такое богатство, решились на грандиозное предприятие — добычу протовита. Единственным препятствием стали супры — сверхсущества, неуязвимые для любого оружия, обладающие абсолютной защитой. Супров нельзя уничтожить, но можно отвлечь. Так на Рубере появились Летающие Военные Базы с экипажем десантников Звёздной Оборонительной Армии.
Енисей, 1978, № 1.
Входит в:
— условный цикл «<Международный Совет Космонавтики>»
— сборник «Бремя равных», 1978 г.
— сборник «Дороги надежд», 1982 г.
— антологию «Страна Гонгури», 1985 г.
— антологию «Создан, чтобы летать», 2017 г.
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AndrewBV, 9 января 2024 г.
Где-то на рубеже детсад-школа среди тем моих рисунков стала проскальзывать такая: «битва с космическим драконом». То есть космический корабль в открытом космосе неожиданно сталкивается со сверхгигантским существом, которое в этом самом открытом космосе совершенно спокойно обитает-живет и питается, собственно, тем, что в космосе летает, то есть этими самыми космическими кораблями.
Наверное, такая картина у меня сложилась от советских фильмов-сказок — битвы Ильи Муромца и прочих богатырей со Змеем Горынычем. Детское воображение требовало возможно бОльшего размера (а значит и несущей опасности) этих существ, а желание абстрагироваться от архаичной действительности, -- сказочных реалий средневековья, — и приблизиться с современности, а точнее — к «будущности», привело к переносу воображения этих «опасностей» в открытый космос.
И рисовал я множественные вариации этих космодраконов, длиной, этак, с десяток километров, и маленькие, по сравнению с ними, звездолеты, вонзившиеся драконам в глаз своими носовыми частями — вот и готовое начало для «космической битвы»...
И совсем вскоре, когда я уже стал читать не только книжки-малышки, а более объемные произведения и фантастику, конечно же в больших дозах, подсознательно мне хотелось у кого-нибудь из авторов наткнуться на схожую идею — «космодраконов» Но не тут то было — ничего похожего я не находил....
И вот в году 1983-84 попадает ко мне книга Назарова «Дороги Надежд» из серии «Библиотека советской фантастики». И читать ее я начинаю ... правильно, с конца, то есть с последнего произведения — «Восстания супров». Сейчас уже не вспомню, почему именно с этой повести. Вероятно, из-за самого интригующего названия. Супры — это что? Какие-то сверх... кто-то там, да еще и восстание их — это звучит покруче, чем какой-то «Нарушитель» (ассоциации... «правил дорожного движения»), или «Силайское яблоко» (всяких сортов яблок полно, может и «силайское» среди них тоже имеется, не, не то, «романтизьму нету...»).
В общем, начнем «с супров«! И что же я вижу своими глазами? Они! Космодраконы! Пусть не в открытом космосе, но зато размеры! И Опасность! И Вооружены, понимаешь не клыками, а таким оружием, которое как раз и укладывалось в мою воображаемую схему: боевой звездолет «на равных» и с немалым риском для себя сражается с этим колоссом! И кстати, одержать полную победу не может ни при каких обстоятельствах! Вот это достойное испытание в дальнем космосе для будущего!
Кстати, не исключено, что сам Назаров именно по схожей цепочке: сказки — змейгорынычи — большие — будущее — космос -- и нашел тему этой повести. Как раз из-за схожести с моими личными воображаемыми переживаниями эта повесть сильнее прочих запомнилась мне.
Конечно, я вскоре прочитал и другие произведения Назарова — и «Силайское яблоко», которое литературно оказалось посильнее «супров», и «Синий дым» и «Зеленые двери Земли» с вариациями («Двойное зеркало») и другие рассказы. И перечитываю их иногда до сих пор в бумаге, все назаровские книги у меня сохранились с тех давних лет и сейчас со мной, несмотря на многочисленные переезды с места на место в тысячи километров.
Но именно «супры» мелькнут у меня в сознании на долю секунды раньше других названий, если я услышу имя «Вячеслав Назаров».
Sir Shorris, 16 сентября 2020 г.
Если Вы не очень любите «стебную» фантастику (так же, как и я) — не поддавайтесь первому впечатлению от стиля изложения! Я поддался — и год назад отложил прочтение этой повести, как не близкой по духу, хотя от другой «линии» в творчестве автора был в восторге. Так сложилось, что в фантастике я являюсь приверженцем «стиля Ефремова» — мне нужно чтобы все было красиво, серьезно, драматично и романтично. Стеб и ирония в этом жанре (за редким исключением) меня не привлекают. Как правило, мне достаточно пары страниц, чтобы сразу понять — мое или не мое. Это срабатывало безошибочно практически всегда. Естественно, прочитав несколько первых абзацев повести «Восстание супров» («Я, Кол Либер, зистор шестого срока...» и т.д.), я сделал определенные выводы, решив что Вячеслав Назаров в этом произведении решил отойти от «серьезной» фантастики. Как же я ошибся! И ошибку свою понял буквально на днях, когда на одном дыхании прочитал эту повесть до конца. «Восстание супров» — повесть-обманщик, повесть-оборотень! Уже со второй главы у меня стали закрадываться сомнения относительно моих первоначальных выводов... С третьей главы и до конца — я ее просто не узнал! Внезапно все перевернулось с ног на голову — не только в тексте, но и в душе. В эту повесть оказалось «зашито» столько ценного для меня, того что я искал и продолжаю искать в фантастике... И весь этот стебный антураж с супрами во главе был ничем иным, как оболочкой! Оболочкой, под которой я, неожиданно для себя, нашел и красоту, и серьезность, и драматичность, и романтичность...
P.S. Необычная структура повести почему-то мгновенно напомнила притчу Рюноскэ Акутагава «В чаще» — несколько человек по очереди, каждый — со своей стороны, описывают одно и то же конфликтное событие.
Povlastnich, 22 мая 2022 г.
Я, Povlastnich, большой любитель отличных историй, красивых рассказов и поучительных притч, неплохо позабавился этой повестью, насладился филигранно-точным языком, набрался эмоциональной насыщенности и с любовью взгрустнул в конце (не скажу, что печальном, скорее, примиряющем). Приписываю Провидению, что в нужный момент она оказалась в сборнике „Наша старая добрая фантастика“, а сборник прилетел ко мне аж из далёкой России, поскольку в нужный момент она предложила мне именно то, что нужно было душе.
Немного о сюжете, потом впечатления, домыслы, догадки, ощущения. Не бойтесь спойлеров, всё в них — на первых двух страницах повести.
Есть планета Рубера, полная протовита, жидкости, заживляющей раны и восстанавливающей силы. Она также полна супров, гигантских...э-э-э, протовитоплавающих? Руберокитов? Живых крейсеров? У автора описания получаются лучше, чем у меня — если Вас зацепил я, повесть как раз для Вас. Супры — естественные обитатели и представляют собой...нет, не так. Супры — это...Нет, не так. Единственное, что понятно — супров никак не получается описать в земных понятиях. Ни у меня, ни у персонажей, только у автора.
Люди на планете обитают на летающих базах, которые добывают протовит, одновременно отвлекая супров — общаться с ними не получается, они совершенно непонятны землянам и явно им не рады. Супры почти неуязвимы для оружия, сами обладают всеми видами убийства, включая лазеры, тротил и ядерные заряды, отвечают ударом на удар. Их получается только отвлечь, периодически то щекоча спинки бурной взрывчаткой, то посылая термоядерный поцелуй. Слова мои неслучайны — супры именно так демонстрируют друг другу чувства, иными словами, для них бабахнуть фугасом — что подарить цветы, а вот атомная бомба — это уже серьёзные намерения.
Однажды…
Несколько членов экипажа ЛБ, каждый по своему, описывают «однажды» и его последствия. Важнейшую роль играет история каждого из них, в этом «однажды» они все пересекаются и каждый рефлексирует по-своему. Приём похож на рассказ Акутагавы «В чаще» и фильм по этому рассказу «Расёмон».
От представления, уважаемый читатель Фантлаба, редкостный образчик терпения, дочитавший мои спотыкающиеся словеса аж прям сюда — приглашаю идти вперёд, к впечатлениям!
Пример языка:
(Так начинается повесть, признаю — в начале отзыва я попробовал слегка подделаться. Что поделать, мне ПОНРАВИЛОСЬ!)
(Снисходительные думы Кола Либера)
Что ещё тут может добавить маленький Povlastnich? Мне понравилось, красочно, живо, чувствуется в этом этакий панк, немного классического рока и чуть хэви-метал. Пишу эти строки и ощущаю, как под стиль автора легко подделываться, есть в нём личность и выразительность. С его подачи история совершает два витка, в первом каждый персонаж оценивает события до «однажды», на втором — после, а также они все увязывают своё поведение с собственными устремлениями, чувствами и подспудными течениями в подкорке. Всё жизненно, есть тут академические интриги, когда ради науки преступают мораль, есть трогательный рассказ о воссоединении отца с сыном, есть терзания и глубокие мысли мудрого, опытного философа о том, что на планете супров земляне получили урок учтивости. Получается красиво: к «однажды» ведут сотни маленьких событий и несколько больших стремлений персонажей. Особенно отмечу юмор автора. Говорят, что русские люди полны страдания, как и русская литература. А ещё говорят, что у каждого народа есть два лица: одно — то, что он думает сам о себе и говорит вслух, а второе — то, что видно снаружи, истинное. Так вот, самые лучшие образцы самоиронии и стёба («Особенности национальной охоты», «День выборов») — как раз в русском творчестве, что есть мнение глубоко личное, поскольку всех народов творчества я не знаю. Один из них — «Восстание супров» Вячеслава Назарова.
Есть что-то, что не понравилось? Есть. Во-первых, персонажи, по сравнению с живыми характерами писателей старшего поколения, например, Ефремова (которого я не очень люблю) и Снегова (которого я обожаю), показались мне достаточно условными. Их трудно было представить себе вживую. Их истории — очень разные и замечательные, однако голоса звучат довольно похоже (манера выражаться, к примеру). Мне не хватало описания внешности персонажей. Отмечу, что эта условность показалась мне достаточно общей для авторов времён Назарова, тех, что не застали войну и выросли в относительно спокойной обстановке. Опять, это ИМХО, передаю личное впечатление от сборника «Наша старая добрая фантастика». Может, просто у автора такой стиль. Также условно, пусть красочно, выписаны супры, про них вначале почти ничего неизвестно и положение не особо меняется. Думаю, стоило посвятить им страницу-другую.
Потому — 8 баллов. Один раз прочитать точно рекомендую! Добавлю, что при всём авторском юморе я не могу назвать повесть лёгкой — нет, она достаточно напряжённая, как в действии, так эмоциях. Чувствуется и некоторая тревога, гнет, особенно в финале — он относительно хорош (в смысле хэппи-энда), но от него веет страхом за будущее после встречи с неведомым, непонятным и не уступающим землянам в силе.
Darth_Veter, 1 июля 2020 г.
Повесть о вооруженных до зубов (в прямом смысле этого слова) динозаврах планеты Рубера не следует понимать как серьезную фантастику. Это даже вообще не фантастика, а сатирическая сказка с фантастическими элементами. О ее характере можно судить уже по начальным строкам:
«Я, Кол Либер, зистор шестого срока, неплохо сохранился, если не считать некоторых неувязок на физиономии, природной близорукости и синтетической почки.»
Разве после такого можно настроить себя на вдохновенное чтение?! Это ж полный стеб, выражаясь современным неформальным языком! О чем тут вообще можно рассуждать, если супры (так жители Геи называют динозавров Руберы) имеют в своем арсенале атомное (!) оружие, которое может доставить неприятности даже летучим базам продвинутой во всех отношениях цивилизации? Оружие у них есть, а вот мозгов — нет. Как такое могла допустить матушка-Природа?! Ни контакта с ними наладить, ни протовит у них добыть — ничего нельзя сделать толком! Разве так мы представляли себе героические будни космических десантников?
Сюжет крутится вокруг одной проблемы: как отвлечь аборигенов от заправляющихся ценным мех... э-э... противитом танкеров? Вообще-то, супры на танкеры внимания не обращают, но на всякий случай отвлекать-то надо, а то они могут такое устроить, что ад раем покажется! Ох, нелегка ты, служба в танкерном флоте Геи.... Кстати, что за планета такая — Гея? На моей звездной карте ее нет, но это вовсе не значит, что ее нет на самом деле. Скорей всего, это Земля в альтернативной Вселенной. Так что геяне или геянцы или просто жители-геи... ой... дефис тут явно лишний! Словом, жители Геи — это, вроде как, мы, земляне, только альтернативные. А вот проблема — самая что-ни-на-есть настоящая!
Полный бред! — скажет кто-то.
Тогда я спрошу: а наша с вами жизнь — торжество разума, что ли? Помните, что Чехов сказал насчет вечной российской проблемы? То-то же! Нечего такого дальнозоркого автора оскорблять! Сколько времени прошло, а мы по-прежнему свои проблемы не решили. По-видимому, придется их потомкам передавать — может, хоть они решат...
Ну, а теперь — серьезно. Конечно, «Восстание супров» — это шутка. Такая же, как и «Силайское яблоко», только безумнее. Но в каждой шутке есть доля правды. Сможете ее найти — значит, автор не зря старался. Ну, а если нет... Что ж, вам есть куда развиваться! Век живешь — два учись!
Читать всем, кто умеет ценить настоящий юмор и сатиру, кто читает текст между строк, кто ценит стиль и наизусть знает алфавит.
Dan-Master, 17 сентября 2014 г.
Поветь прочитал еще в школе в средних классах, она входила в один из сборников фантастики доступных тогда к покупке и чтению. На момент прочтения был очарован, сейчас конечно читается немного по другому, но произведение не стало хуже. Наоборот. Назарову удалось очень тонко уловить когда маска прирастает к лицу героя — меняя его. Когда лубок начинает управлять тобой, а прежнего тебя уже не стало. Кроме того, именно с этого произведения я понял важность трезвости мысли в критических ситуациях и важности не тривиального подхода к решению ситуации. Вывод станции слежения из под огня супров — просто великолепен. Хочется только одного — что бы офицерский состав нашей армии мог так же думать и так же принимать решения.
Ny, 22 апреля 2009 г.
Вещь попалась мне еще в школе и очень понравилась. Читалась она параллельно с романами Стругацких, в которых я понимал едва пятую часть. Здесь же всё (те же самые вопросы и проблемы) оказалось четко разложено по полочкам, доступно для осмысления на раз, и от этого было необычайно интересным. Обстановка, события, персонажи повести даже после перечтения сейчас продолжают вызывать интерес: первое — своей необычностью (в шутку: куда там вялой и скучной «Дюне«!), второе — естественностью и драматизмом, третье — легкостью узнавания и характером. Автор не стал доводить исповеди своих персонажей до точки, превратив произведение из банального пересказа в притчу. А уж чего стоят говорящие имена, подобранные с такой тщательностью!
«Восстание супров» — это та вещь, которая всегда будет стоять на моей книжной полке. Рекомендую ознакомиться.
Farit, 12 октября 2010 г.
Книга неплохая. К сожалению, вместо людей там манекены, более менее живая только лишь незадачливая охотница за славой, жена одного героя и мать другого.
Тема в общем богатая, но реализация... увы.