Дмитрий Сергеевич Захаров «Средняя Эдда»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Социальное | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
В центре событий романа «Средняя Эдда» — история появления «русского Бэнкси», уличного художника Хиропрактика (hp), рисующего цикл из 12 картин на стенах домов. У граффити всегда политический подтекст, их герои — видные государственные начальники, и после появления новой работы кто-то из ее персонажей непременно погибает…
Номинации на премии:
номинант |
АБС-премия, 2020 // Художественное произведение | |
номинант |
Новые горизонты, 2020 // . Финалист (роман) | |
номинант |
Интерпресскон, 2021 // Крупная форма (роман) |
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MIHRAB, 7 октября 2020 г.
Пропагандистская либерастическая социальная фантастика
Единственное, что доставляло хоть какое-то удовольствие в произведении – своеобразный юмор.
Произведение номинировано на несколько премий. Причины номинаций открылась мне уже во второй главе. Это наверно у наших деятелей культуры уже на уровне инстинктов – если даже книга написано хреново, но в ней автор щедро мажет дерьмом свою Страну, то это произведение ну просто заслуживает премии )
К четвертой главе автор уже упивается описаниями «прекрасного» кровавого Мордора будущего. Не забывая оправдываться – организаторы описанных протестов обычные люди, и никто к данным протестам «не примазывается» … Ну ну… Автор своих читателей совсем за слепых и тупых дегенератов держит??? Взгляните хотя бы на Хабаровск…
Особенно коробила эта попытка автора вплести в роман реально происходившие события.
В 8 главе, когда началось повествование о Саяно-Шушенской ГЭС «порадовало» освещение событий того периода в нашем кровавом Мордоре. Так случилось, что я как раз в то время жил в Абакане, когда произошла авария. Абакан находится в ста километрах от Саяно-Шушенской ГЭС, и в его сторону должна пойти волна в случае разрушения плотины. Среди моих знакомых и тех, кого я знаю никакой паники не было. Определенная обеспокоенность, конечно же, была. На службе, правда, на всякий случай, подготовили документы для эвакуации и были подготовлены машины для осуществления эвакуации. Были, конечно, очереди на заправки, было и незначительное число тех, кто поехали в горы и на возвышенности. На той же местной «Горе любви» разместились машины и несколько палаток ожидающих местного апокалипсиса ))) Но массовой паники и истерики не было.
Да и беспомощность и неосведомленность МЧС, у которых отсутствуют карты и расчеты, пьяные истеричные МЧСовцы ходящие по барм в момент аварии, выглядят надумано и натянуто… даже не фантастично ))) Ну видимо журналистский бэкграунд даёт о себе знать – если нужно что то про государственную власть или её представителей написать, то обязательно нужно приврать... Я, конечно, не МЧСовец и не знаю как у них на тот момент всё обстояло и складывалось. Но у нас в части при поступлении информации об аварии на станции тут же нашли согласованную с МЧС инструкцию по действиям в случае полного разрушения тела плотины Саяно-Шушенской ГЭС. В которой подробно описано время, через которое дойдет волна, высота волны, скорость прибывания уровня воды, через сколько часов будет максимальный уровень воды и его величина. Ну и конечно же описан план действий. Хотя о чем это я… эта же книга рассчитана на либерастических хомячков Навального – они с удовольсвием схавают этот эпизод с МЧСовцем )))
В последующем, будучи на самой Саяно-Шушенской плотине узнал, что тело плотины способна выдержать прямое попадание атомной бомбы.
Но видимо автор не стремился к объективности, а ставил перед собой задачу показать «светлую» действительность кровавого Мордора )
Так же 8 глава, и наконец то, описание Насти мне показалось попыткой подражать Мураками. Та же сумбурность, нелогичность действий и налет какой-то мистичности и одиночества. Если при прочтении произведений Сальникова у меня возникало ощущение, что это «русский Мураками». То вот при прочтении 8 главы у Захарова у меня возникло неприятное ощущение, что это именно попытка подражать Мураками.
Тут же интересный переход в 9 главе на выборы 2012 года и страшные фальсификации в «этой» стране. Ну и тут мне на личном опыте есть что сравнить ))) В 2011 году наслушавшись всяких либерастических бредней от «Эха Москвы» принял для себя решение быть наблюдателем на выборах от партии КПРФ. Был наблюдателем как на парламентских, так и на президентских выборах 2011 и 2012 годов. И лично убедился в волеизъявлении народа. Действительно народ голосовал за Единую Россию и Путина (что в тот момент меня удивило). Это стало понятно не только по итоговому подсчету голосов. Но и при выездном голосовании, когда люди, не скрывая, сами говорили за кого проголосовали. Помню, вой в оппозиционной прессе о том, что всё сфальсифицировано, выборы нелегитимны и т.д. Вот тогда я лично убедился, что нельзя верить ни одному слову либерастов ))) Да и последние выборы стоит вспомнить – главные фальсификаторы – это сами же либерасты пытающиеся организовать провокации. Сами же устраивающие двойное голосование, сами закладывающие пакеты с бюллетенями и «случайно» их же находившие…))) Та же Соболь – темная повелительницу армии голосующих мертвецов…))) И эти люди будут мне про «нечестные выборы» рассказывать??? Вы серьезно??? )))
Ну и резюмируя. Думаю, что тема с кровавым Мордором обязательно «выстрелит» и жури затащит книгу в финалисты премий. И автор получит свои 30 серебряников... точнее премию.
После прочтения романа совсем не был удивлен, что автор поддерживает Иван Сафронова, обвиняемого в госизмене. Это характерная черта современная «самоназванной» интеллигенция поддерживать любую сволочь, которая выступает против моей Страны – убийцы (Ефремов), террористы (Сенцов), воры (Серебренников) и т.д... Ну у очередной раз наша либерастическая интеллигенция пробила моральное «дно», когда стали защищать педофила Дмитриева!
Книга однозначно понравится либерастично-контуженным хомячкам Навального.
Manowar76, 14 октября 2019 г.
Почему решил прочитать: любопытная аннотация, небольшой объём; предоставлена легальная возможность прочитать книгу ещё до выхода в печати
В итоге: это бомба! Я под сильнейшим впечатлением!
Максимально злободневно!
Мастерский коктейль из властных интриг, борьбы оппозиции, мистики и более чем уместного мата. Многоходовочки, манипуляции, провокации, откаты.
Как система распознавания «свой-чужой» вставлены отсылки к знаковым для моего поколения музыкантам: по три отсылки к «Мумий Троллю», БГ и, что для меня особенно важно и приятно, к Егору Летову. Две цитаты из Летова раскавычены и органично вплетены в текст.
Ощущением конца роман чем-то похож на «Эвакуатор» Быкова, что-то есть от «Ивана Ауслендера» Садулаева. Сам автор пару раз проводит параллели со Штирлицом из» Семнадцати мгновений весны».
Пиарщики и политтехнологи в главных ролях — беспроигрышный ход, вспомним хотя бы «Generation П» Виктора Олеговича.
Читается легко и быстро.
Понравилась очень атмосферная глава про поездку в Камбоджу.
Сквозной нитью проходит образ ватного неба над Москвой.
Кульминационным моментом романа является, безусловно, митинг оппозиции и последующая кровавая баня. См. данный отрывок из романа на Медузе. Написано настолько ярко и репортажно, что кажется, ты сам идёшь в этой колонне и «титушки» (в романе из называют «цензоры») с цепями и арматурой идут прямо тебе навстречу.
Местами книга настолько смела и бескомпромиссна, что вполне представим вариант, когда какая-нибудь отмороженная карманная судья найдёт в романе экстремизм и расшатывание устоев.
Фантастическое допущение про граффити-убийцы элегантное, но подано несколько скомкано. Ну в сверхъестественном должна быть какая-то недосказанность.
Желаю роману всех и всяческих премий. Он их заслуживает.
Открыл для себя нового хорошего автора. Буду читать и «Репродуктор» и «Кластер»(который пока не могу найти в продаже).
george1109, 3 июня 2021 г.
Перед нами тот, новый вид литературы (к счастью, крайне редко имеющий отношение к фантастике), который зародился на российских просторах в золотые годы жирующего офисного планктона.
Когда каждый менеджер, чуть выше среднего звена, умеющий мало-мальски излагать мысли в собственном бложике, бросился творить рОманы с претензией на наставничество и даже мессианство. А каждый журналист, имевший маломальский опыт работы в своей сфере на менеджерских должностях чуть выше среднего, начал выписывать в виде откровений свою (как правило о-о-очень неблизкую) близость к вершениям судеб страны.
Такая, знаете, «быстрая» и довольно легкая литература, наполненная многозначительными недомолвками и недонамеками, не лишенная в разной степени филологического изящества, но, очень часто пустая в социальном и философском плане, чуть более, чем полностью. Разве что далекие отголоски психологизма в ней встречаются практически всегда. Все-таки, ее авторы так и не поднялись до уровня топ-менеджеров-миродержцев, а значит, что-то людское у них изредка всплывает на поверхность.
Сюжеты поразительно схожи. В их центре жизнь эдакого недоудачливого менеджера, которому самую чуточку не хватило до абсолюта – профессионального, финансового и личностного счастья. Либо постарались враги, либо заела совесть, либо помешало нечто настолько эфемерное, что даже обвинить некого.
Что еще объединяет эту литературу. Легкие вкрапления абсцентной лексики. Буквально, самую малость. Чтобы показать, что авторы – плоть от плоти народной.
Обязательная поездка в поисках дзена, дао, али еще какого просвещения, в Тибет, или как минимум, на Бали. А то и просто – к кхмерам. (Вещества – по желанию, но обычно – да))).
И еще более обязательная теория заговора, и порожденная ею фронда. От легкой, игривой и вполне себе правоверной, до хард-кора, с потрясением кулаками и шипением сквозь зубы чего-то на тему гебни, Болотной и прочих ужасов режима.
Характеры. Лучше всего, кроме гг (альтер эго авторов) выходят начальники-долбоклюи и коллеги/подчиненные-ушлепки. Или наоборот. Нет, встречаются, конечно, и нормальные начальники, и приличные подчиненные. Но характеры яркими и полноценными выходят только у долбоклюев и ушлепков.
В стилистике обязательно присутствие рубленых диалогов и внутренних занудно-разоблачительных монологов, а также криптологическая игра словами, историческая аллитерация и глубокомысленные политические аллюзии.
Вы думаете, я ненавижу подобную литературу? Ничего подобного. Ведь она, для меня, четко делится на три разряда.
Которую читать нельзя от слова совсем. Где либерально-эзотерический маразм напрочь превалирует над владением словом.
Которую читать вполне реально при совпадении неких определенных условий – места и времени чтения, наличия альтернативы, влажности воздуха, консистенции алкоголя в крови и т. п.
И которую читать можно, и можно даже получать удовольствие. Где автор, в первую очередь, литератор, пусть даже литератор-игрок, литератор-оппозиционер.
Захаров и «Средняя Эдда», при тщательном взвешивании, застыли для меня где-то на границе между двумя последними категориями. Оценка первые четыре пятых книги колебалась в районе 7 («достойно»). Но чересчур, как по мне, перегружено-недосказанный финал спутал все карты. Кода вытянула не более, чем на 6 баллов (твердая школьная четверка). На ней, этой оценке, соглашаясь к тому же с критикой коллеги MIHRAB, и остановился.
И, да. Ни фантастики, ни магического реализма я в «Эдде…» не увидел. Несомненно, при подробном рассматривании текста под микроскопом и проведении спектрального анализа, их следы присутствовать будут. Так же, как и немногим более объемные следы мистики и триллера. В целом же, для меня эта история создана как модерновая фантасмагория. Отсюда и галочка в классификаторе ФЛ: «постмодернизм».
Esminets Marat, 5 июля 2020 г.
Дмитрий Захаров (Dmitry Zaharov), «Средняя Эдда»
Книга получила мощный промоушен ещё до выхода, что ожидаемо: «Редакция Елены Шубиной» — это знак качества, о книге положительно отозвались такие авторитеты, как Шамиль Идиатуллин и Галина Юзефович, так что читать надо было обязательно.
Динамичный, даже детективный сюжет, успешно построенный на базе скандинавской мифологии, отличное знание внутренней кухни информационно-пропагандистского поля битвы, и неудивительно: знающие люди шепнули, что роман в каком-то смысле автобиографичен, автор лично участвовал в подобных событиях.
Актуально, злободневно, смело; в то же время это не только и не столько политический памфлет, сколько полноценный художественный текст. Всё это автору и роману, несомненно, в плюс.
Чуть-чуть подпортили личное впечатление несколько незначительных моментов: иногда автор вдруг словно сбивался с бодрого темпа, терял резкость фокусировки, картинка плыла; например, предфинальный митинг артсопротивления, столкновение с цензорами, как мне показалось, выписано размазано, невнятно. Второе, что немного снизило оценку: стремление автора обязательно, иногда через силу, набить текст метафорами, отсылками и оммажами; каждая по отдельности удачная, вместе они иногда превышали допустимую (для меня лично) концентрацию, портили вкус. Впрочем, хоть до чего-то надо было докопаться? ?
В целом: весьма добротная, заметная книга, оценка 8 из 10.
majj-s, 12 июля 2022 г.
Мы уже победили, просто это еще не так заметно
«Ты должен сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать. А если и зла нет? Потому что ну какое они – зло? Просто люди, зажатые в тисках обстоятельств.»
Компромиссочники. Все мы компромиссочники,
Хорошо, почему Эдда понятно. Живем при победном шествии глобализации, связь времен не только не распалась, но достраивает себя целеустремленным тетрисом. Ничто не пустой звук для обывателя: античный пантеон, Кетцалькоатль и Маниту, Иштар, Иннана, Ахурамазда и Бхагавадгита. При таких делах обращение к скандинавсим эпосам не только не странно, но даже закономерно — соседи, которых испокон веку звали на царство (приходите княжить и владеть нами). Почему Средняя тоже ясно. Пора богов, героев и поэтов ушла в прошлое, теперь времена медиа: усредненных стандартов, посредников и посредственностей.
Достаточно непростая композиция романа включает несколько линий. Картины: на столичных зданиях появляется мастерски сделанное граффити на затейливые сюжеты, в персонажах которого легко опознаются чиновники высокого ранга из президентской администрации. Так-то оно бы ничего, но центральный герой всякой вскоре непременно умирает. Мистика? Заговор? Отменно спланированная диверсия? Ничего неясно, но страсти кипят: интернет, доступность информации и всякое такое. Ну, вы понимаете.
Политтехнологии: сотрудники некоего учреждения, обладающие достаточными полномочиями в медийной сфере, вхожие во многие властные кабинеты и умеющие из любого ̶д̶е̶р̶ь̶м̶а̶ человеческого материала сделать подходящего кандидата во власть, решают свои (и вверенной их попечению страны) насущные проблемы.
Протестное: общество делится на тех немногих, кто стрижет с ситуации купоны, подавляющее большинство (традиционно безмолвствующее), и людей с активной жизненной позицией, неравнодушных к судьбам страны. Которые принимаются тиражировать картинки «русского Бэнкси» (прозванного Хиропрактиком) и выходят на митинги, чтобы положить жизнь во имя благополучия грядущих поколений.
Настя, ее тема объединяет все линии сюжета. Прекрасная и смелая любимая женщина одного из героев, катализатор протестного движения, выраженный пассионарий. Молодая женщина больна раком, но не прекращает борьбы за тех малых мира сего, какие сами за себя постоять не могут, от лени или по недомыслию. Собственно, Настя и есть то, что связывает роман со скандинавским эпосом. Она Норна, персонификация судьбы.
Стилистически «Средняя Эдда» сильно тяготеет к Лазарчуку времени «Опоздавших к лету», эта жесткая, клипово-телеграфная манера подачи материала оказалась неожиданно актуальной теперь, спустя четверть века. К удачам книги отнесу сильную сцену митинга. Количество ненорматива, превышающее разумные пределы, напротив, не самая сильная сторона романа. Отличная книга, сильная, яркая, актуальная. Хотя мне ближе «Репродуктор».
Reystlen, 18 июля 2021 г.
Я долго не решался прочитать эту книгу, много раз откладывал-боялся столкнуться с чернухой и примитивизмом, свойственным многим современным российским авторам. Однако решился и с первых страниц был приятно удивлен. Роман сразу же погрузил в атмосферу интриг, социальной и личной депрессии, серого неба над Москвой, беспощадного давления Вавилона на людей. Атмосферу также наполняет музыка БГ, Егора Летова, Мумий тролля и других музыкантов, что очень уместно и органично применяется в романе. Мат в произведении необходим, а так же дозирован и служит для характеристики персонажей или эмоциональности событий. Язык сложен, что делает произведение еще более атмосферным. Когда повествование велось от разных персонажей язык трансформировался, каждую историю читать было по-своему интересно и по разному сложно, тут автор применял индивидуальные языковые приемы, образы.
Произведение действительно актуально и злободневно сегодня.
Актуальность произведения и в том, что оно написано про российскую систему госаппарата, которую невозможно изменить ни изнутри ни снаружи. Она живет по своим законом, она бюрократична, консервативна и является клоном советской. Вспомним пример старика Махина из романа, которого система продолжает продвигать, хотя он уже не способен самостоятельно передвигаться и чисто мыслить без медицинских препаратов и утратил связь с реальностью, его смерть после избрания, кстати, тоже знаковая и демонстрирует всю бесполезность и омертвелость системы. Госаппарат подавляет людей находящихся в нем, уничтожает инакомыслящих и зомбирует остальных.
Выходом из беспросветного гнета системы автор видит в появлении творца, который сможет бороться не применяя насилия, митингов, листовок, агитаций , террора, а используя язык искусства и образности. Именно такое решение происходит в романе, жестокость системы порождает такого создателя – так появляется Хиропрактик .Он творит возмездие искусством. Это очень интересный ход, я с интересом следил за тем как Хиропрактик сумел зародить сомнение, страх а затем и ужас у всей системы. Угроза творца реальна и даже Верховнокомандующий в опасности!
Великолепное произведение и очень интересный автор, рад что у нас есть такие перспективные писатели!
Tavrida, 1 ноября 2019 г.
Понравился гораздо больше первой книги серии «Актуальный роман».
Кому-то вспомнился Бэнкси, а мне «Приключения Карандаша и Самоделкина» Дружкова:
«Я волшебный художник! Меня зовут Карандаш. Я умею рисовать живые картинки.
– А что это значит – живые картинки?
– Ну, если хочешь, я нарисую птичку. Она сразу оживёт и улетит. А ещё могу нарисовать конфету. Её можно будет съесть…»
+ «Джельсомино» — про рухнувшее Королевство Лжи, нарисованного трехлапого котенка-диссидента и убегающего короля, в чемодане которого «грустно шуршали двенадцать париков».
Для детей XXI века — культурное сопротивление в «Средней Эдде».