Шон Хэмилл «Космология монстров»
Монстры преследуют семью Тёрнеров. Ной, самый младший, рассказывает историю семейства. Как в конце шестидесятых его мать, любительница книг, вопреки здравому смыслу, вышла замуж за Гарри, фаната Лавкрафта. У них родились две дочери, такие разные Сидни и Юнис. Денег нет, Маргарет и Юнис мучают кошмары, а Гарри начинает себя странно вести. Он одержим строительством изощрённого аттракциона «дом с привидениями», который называл «Блуждающая тьма». Семья пытается защитить Ноя от фальшивых ужасов, но они не знают, что его навещает монстр, лохматый зверь с яркими глазами. Чудовище, которое мельком видели мать и сестра. Ной решает впустить существо… История семейства приближается к завершению и становится очевидно, что у Ноя есть только один способ всё закончить…
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Хоррор (4 587 голосов) | |
номинант |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Михаэль, 16 января 2022 г.
Когда Гарри встретил Маргарет.
Достаточно странный роман. Странный не в смысле новомодного «вирда», особой психоделичности нет, местная мистика в самом деле связана с миром снов и видений, но все очень внятно и рационально.
Странно скорее то, как автор совмещает мистику, которая по определению «про странное» с бытовым реализмом, которого (реализма), тут больше. Это все мы проходили еще у Кинга, великого певца страны яблочных пирогов и заштатных бейсбольных команд. Влияние Короля Ужасов на Хэмилла очень заметно. Но американцы на самом-то деле всегда хорошо работали с веществом жизни, а это навык далеко не механистичный. Умение писать реализм подразумевает нечто большее, чем способность насовать в роман названий продуктовых брэндов, лекарств, модных групп, географии провинциальных городков и натуралистичных подробностей «про болезни» и «про бухгалтерию». Без умения как-то ОЖИВИТЬ перечисление наблюдаемых в повседневности явлений, такое изложение остается каталогом, читатель не видит жизни как таковой и НЕ ВЕРИТ автору. На этот счет есть старый анекдот, авторство приписывается разным остроумцам от литературы «У Гоголя черт входит в избу -- верю, у писателя Н. учительница входит в класс -- не верю!».
Хэмиллу, когда он пишет о том, как продавшица книжного начала встречаться с начинающим писателем, веришь.
Автор-дебютант очень умело создал ощущение жизненности, правдивости текста, и не сразу понятно, при чем тут вычурная фэнтезийная обложка, отсылки к Лавкрафту в аннотации и вообще хоррор? Книга кажется ближе к современному «Большому Американскому Роману» Джонатана Франзена.
И хотя ничего жанрового не происходит, читается интересно, отчасти потому что ждешь, когда же уж сквозь жизненную историю начнет проглядывать «лавкрафтовщина». Отчасти потому что герои — обычные люди, к которым проникаешься, хотя и видишь их недостатки. Вскоре случается первый (и надолго последний) прорыв паранормального.
В мире книги Г.Ф. Лавкрафт — известный писатель, писавший в том же «сухом и напыщенном» старомодном стиле. Только вот, согласно местному фантастическому допущению, он не сочинял все свои ужасы, а видел... Правда лишь во сне. Да, в «Космологии монстров» правит не «Миф Ктулху» а «Сновидческий цикл».
А потом вновь годы, да что там, десятилетия обычной жизни — рождение детей, смерть близких, успешные и провальные бизнес-начинания. Такому специфическому аттракциону как «Дома с привидениями», все еще достаточно популярным в американской провинции, уделена огромная часть книги.
В следующий раз мистика возникнет когда герой-рассказчик уже подрастет...
Причем, до определенного момента то, что выглядит потусторонним, можно объяснить скверной наследственностью, ведь бабушка рассказчика — сумасшедшая «со справкой», а отец до своей справки, кажется, просто не дожил.
Хотя в романе будут несколько зловещих эпизодов и жутких образов, хоррор получившийся коктейль я бы не назвал.
Перед нами некий микс из семейной саги и Цикла Снов, с добавлениями детектива.
Коктейль в сущности, довольно «сладкий» — сентиментальный, потому что будет много любовных линий, почти все неудачные, И даже такая экзотика как роман между.
В определенный момент, происходящие с героем мытарства и метаморфозы, начинают выглядеть едва ли не метафорой взросления.
Мол, в детстве-юности у тебя был серебряный ключ от иных миров, но стоит отвернуться, и уже не твой отец, а ты растишь пивное пузо на диване.
К счастью, такой пошлости писатель себе не позволил, и потому у книги несколько финалов, один хуже другого, но каждый из которых совершенно логичен и предопределен всем ранее случившимся.
У автора не отнять умения создать атмосферу, такую печально-осеннюю, горьковато-сладкую, пронизанную тоской, иногда переходящей в депрессию, а иногда — вполне светлой. И воображение, позволившее создать странно правдоподобную мистическую изнанку нашего мира, тоже есть.
Чуть хуже с умением увязать в своем тексте условного Франзена со столь же условным Лавкрафтом и закрутить интригу.
Мне многое в романе понравилось, но объективность не дает не упомянуть некоторую затянутость повествования, размазанность интриги.
Для дебюта сильно, но на шедевр не тянет.
Рекомендую тем, кто морально готов к очень неторопливому повествованию и тем, кто считает что Сновидческий Цикл незаслуженно задвинут на второй-третий план.