Стивен Бакстер «Плот»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Становление/взросление героя | Робинзонада | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этой вселенной сила притяжения непостоянна, а потому земной корабль, когда-то пролетавший мимо Туманности, попросту развалился. Те, кто выжил, из его обломков соорудили Плот, который стал их пристанищем. Но Туманность гибнет, и людям надо искать пути к спасению.
Входит в:
— цикл «Ксили»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1992 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- И. Дернов-Пигалев (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 11 ноября 2013 г.
На что похожа эта книга? Есть в ней что-то знакомое, от «Пасынков Вселенной» Хайнлайна, «Звездного корабля» Олдисса, «Экспедиции тяготение» Клемента и даже «Интегральных деревьев» и «Дымового кольца» Нивена. Но, удивительным образом, знакомые сюжетные ходы и детали только добавляют привлекательности. Наверное потому, что это- настоящая фантастика, такая, которая отправляет тебя в необычные миры, в космическое приключение, при этом добавляя знаний о строении Вселенной.
Потомки потерпевших крушение землян выживают в поистине странном месте, где гравитационные силы во много раз сильнее, чем в привычном нам мире. Странная туманность, в который светят карликовые звезды, выгорая за какие-то сотни и тысячи лет. В этой туманности плывет Плот- остатки звездного корабля землян, населенный их потомками, уже забывшими свое прошлое и не имеющих никакого будущего — туманность постепенно умирает, ресурсы истощаются и нет никакого выхода, кроме отчаянной борьбы за лишний день трудной жизни.
Описание этого общества, наверное, самая большая удача романа. В его основе — иерархия звездолета и события прошлого, смысл и значение которых уже давно утрачены. Поколение за поколением потомки повторяют одну и ту же схему поведения, одну и ту же социальную модель, которая хорошо работала в условиях изобилия и стабильности, но совершенно не действует в условиях недостатка ресурсов и быстрых изменений. И тут уж становится ясно: либо люди изменятся и начнут действовать, либо их ждет скорая гибель.
Только вот меняются они совершенно не так, как бы хотелось нам, читателям. Вместо взаимовыручки и взаимодействия — злоба, зависть, сведение счетов, преследование инакомыслящих и поиск «козлов отпущения». И только горстка хранящих древнее знание, пытливых и любопытных, еще не сдается, ищет выход и находит его. И эти пытливые вовсе не в чести: именно их, от кого зависит выживание всех людей, преследуют, унижают, истребляют. Так по-человечески.
Не правда ли, знакомый сюжет? Но, зацепил. Было исключительно интересно следить за необычными приключениями главного героя, который, ведомый неуемным любопытством и жаждой знания, когда по доброй воле, а когда и нет, постигает окружающий мир, исследует странные места и социальные структуры. Или великолепное описание его путешествия с космическими «китами»? Или корабли-деревья, дрейфующие среди звезд? И чудесная концовка, когда приключение неожиданно не завершается, а, наоборот, достигает своего пика, оставляя больше вопросов, чем ответов.
Можно, конечно, перечислять «минусы»: логические нестыковки, явные лишние эпизоды, вставленные только ради «красочности» и «драматизма», и, наоборот, поданные скороговоркой сюжетные линии, которые представляли для меня несомненный интерес/как, к примеру, проходил отбор тех, кто должен получить шанс выжить, как повлиял он на людей, разделив на «живых» и «мертвых». Или что стало с теми, кто остался?/. Но, все это не столь важно. Важно то, что это — хорошая, «правильная» фантастика, которую можно смело рекомендовать не только опытным любителям жанра, но и начинающим читателям.
mka, 27 декабря 2023 г.
Сумбурный не четко прорисованный мир, на грани НФ или фэнтези, какие-то персонажи в нем пресмыкаются. Описывается не интересно, как чужая возня — интерес к которой у меня так и не возник. Деревья летающие и другие фантазии тоже никак не склоняют к серьезному восприятию
Gourmand, 15 марта 2021 г.
Соглашусь с отозвавшимися до меня, что мир получился необычный. Автор достаточно хорошо оперирует физическими терминами и описывает правдоподобные физические эффекты. Для классической НФ в принципе ничего другого и не надо. Всё остальное прилагается на типовом уровне: простенький сюжет без ветвлений, удачливый герой, великая цель.
В 90-е, когда читал в первый раз, мир меня заворожил, я проглотил книжку не отрываясь. Сейчас бы я скорее почитал про оставшихся, чем про полёт.
Скажу так: интерес к книге зависит от пресыщенности читателя. Не та книга, которая даёт пищу для размышлений. Просто красивая картинка.
Нортон Коммандер, 8 апреля 2019 г.
В романе «Плот» Стивен Бакстер рисует довольно оригинальный мир — люди там живут в насыщенной кислородом туманности, куда когда-то давно попали их предки с Земли. Из обломков корабля и добытого железа они создали искусственные поселения, самое крупное из которых — Плот. Причём в этой вселенной (или в этой части вселенной) иные физические законы — гравитация в миллиард раз сильнее. В Туманности возникают недолговечные звёзды, чей размер исчисляется метрами, и водятся местные формы жизни.
Много в романе и других оригинальных идей, но много и неправдоподобных моментов. Фактически люди живут только за счёт машин, которые долгие годы продолжают работать, но принципов работы которых никто уже не понимает. Самыми важными являются «волшебные» продовольственные машины, которые синтезируют пищу. Непонятно и как поколениями существуют Костяшники на своей планетке. И сколько нужно сжечь топлива, чтобы с помощью дымовых завес направлять в полёте летающие деревья?
Таким образом, физическая картина мира изображена интересная, а к социальным и экономическим аспектам такого общества есть много вопросов. Отличная идея реализована далеко не идеально. Но приключения, тем не менее, получились захватывающими, а герои запоминающимися.
Chimaura, 16 ноября 2016 г.
Достаточно интересная вышла книга. :)
Да, классика — мальчик из захолустья спасает мир — но, как и во многих произведениях господина Бакстера, тут самый сок не в героях, а, скорее, в самом мире, что, пусть и сочетая обломки иных миров, тем не менее, оказывается достаточно интересным. Печальные киты, плывущие в багровом море звезд, Костяшники с их гнилыми зубами, в одежде из человеческой кожи, летающие деревья, на которых пересекают космос отважные пилоты...
Да, есть косячки, да, есть проколы и недостоверные характеры — но сама история завораживает, ибо, в отличие от многих других произведений Стивена Бакстера, которые я читала, здесь чувство вселеннской безнадежности не доминирует над остальными, и в конце концов героев все-таки ждет спасение...
glaymore, 20 мая 2010 г.
Неожиданно наткнулся на ранний роман старого маразматика Бакстера и был приятно удивлён — настоящая классическая НФ, которая и про науку, и про общество, и про отдельных людей.
Отличная книжка про космических колонистов, которые 500 лет назад провалились в дырку в пространстве и попали во вселенную, где сила гравитационного взаимодействия в миллионы раз превышает привычную нам. Подробности нам не рассказывают, поскольку роман — не про потерпевших катастрофу, а про их далёких потомков, которые уже много веков живут на развалинах своего древнего корабля на высокой орбите вокруг черной дыры, добывают железо из выгоревших звезд (что само по себе нетривиальная задача, т.к. на поверхности такой звезды — 50-метрового железного шара — сила тяжести зашкаливает за 5g), пытаются приручать местные летающие деревья, ну и дегенерируют понемногу с каждым поколением.
Чуждая вселенная выписана живо, мрачно и со знанием дела, получилось что-то из категории «ад глазами астрофизика». Газовая туманность, в которой свободно порхают всякие киты и мегадеревья, понятно, попёрта у Нивена, но в целом книжка совершенно самостоятельная и необычная. Очень удачная смесь твёрдой научной НФ, революционного романа и классической «истории взросления» в уникальном сеттинге.
Невозможно понять, как Бакстер буквально за пять лет скатился от таких классных вещей до жалостливого описания жизни печальных мамонтов в ста сорока томах, не говоря уж про похождения Мусы Хиромантовича Иванова.
VAI, 19 сентября 2010 г.
Да, это действительно классическая научная фантастика, с неплохой основной идеей — вселенная, где гравитационные силы в миллиард раз больше, чем в нашей, в результате чего даже два человеческих тела заметно притягиваются друг к другу, с классическим сюжетом — подросток из далекой колонии пробивается к вершинам общества и, само собой, начинает спасать мир, с обязательным набором действующих лиц...
Но чувство, остающееся после прочтения — ничего нового я не узнал (ну кроме идеи с гравитацией) и никаких особых откликов в моей душе эта книга не вызвала. Настолько уж здесь все классическое и обязательное. Пожалуй, именно после таких книг хочется говорить о закате НФ.
Но все же — немного о плюсах и минусах.
Так, ну что же о плюсах-то написать? Вот не могу придумать — все какое-то слишком обыкновенное, как будто уже раньше читал...
А о минусах, кроме глобальных (смотри выше, там, где о плюсах) — есть неувязки, очень уж мешающие читать:
Непонятки с размерами небесных тел. Как в 15-метровом шаре может поместиться шахта с тоннелями, забоями, «кротами» размером с автобус? То же самое с шаром в центре «планеты» костяшников, где герои долго спускаются в недра 3-метрового шара... Может, это переводчик что-то напутал?
Непонятки с устройством туманности. С какой скоростью падают звезды на ядро? С очень большой, если мальчик может с увлечением наблюдать за этим процессом, или с очень маленькой, если над плотом годами висит падающая на него звезда? Ядро туманности представляет собой черную дыру. Ну ладно, она почему-то не затягивает в себя всю туманность, ладно, откуда-то вокруг ядра взялся пояс разрушившейся материи падающих звезд, но как под этот пояс проникает, совершенно не разрушаясь, корабль с людьми, да еще и выбирается обратно! (черная дыра потому и черная, что от нее ничего не может отойти, даже свет).
Непонятки с социальным устройством. Ладно, на плоту, где все же есть какая-то кастовость и, в результате, какое-то подобие организации. Но на поясе, где нет никаких управляющих структур и есть только два места кроме жилья — рудник и бар — как там-то общество существует? А уж у костяшников совсем глухо — все дружно бездельничают, пока не подойдет кит. Ну не может общество — все — просто лежать и бездельничать! И еще про рудник пояса: тяжкий труд рудокопов заключается в том, что они спускаются на ядро потухшей звезды, где сила притяжения пятикратная, и, сидя в специальном подвижном кресле, НАБЛЮДАЮТ за работой «кротов»-автоматов...
Ох, хватит. Скажу так: если вы — начинающий читатель научной фантастики, — прочтете с интересом. Если у вас за плечами десятки прочитанных книг в этом жанре, то вряд ли эта книга займет среди них лидирующее место...
smykov, 9 июня 2015 г.
Весьма интересное произведение. Аналогия с Интегральными деревьями прямо таки напрашивается. К сожаление Бакстер, в отличии от Нивена, не стал писать продолжение, а жаль. Было бы крайне интересно узнать о «гравитянах», коренных ( или прибывших и обосновавшихся в Туманностях задолго до прибытия людей) жителях этого мира, и, судя по мимолётным наблюдениям ГГ, весьма комфортно чувствующих себя в своём мире, на орбите чёрной дыры. Рекомендую этот роман всем любителям как твёрдой, так и приключенческой НФ.
Kamil, 2 мая 2009 г.
Книга мне очень понравилась несмотря на обилие заимствований. Описанный мир оригинален. Потомки землян выживают в другой вселенной, в которую попали на исследовательском корабле через чёрную дыру. В этой вселенной иные физические законы. В космическом пространстве можно дышать (было у Б.Шоу). Гравитация иная. Планеты мелкие. Интересно описаны путешествия на летающих деревьях, способ управления ими с помощью дыма (было у Нивена). Любопытна местная фауна — огромные существа, кочующие в космосе стадами, на которых научились охотится приманивая ритмичными звуками (похожие животные были у Фармера).
Роман радует и яркими персонажами, основательным описанием общества. Потомки единого экипажа разбились на касты. Живущие в более тяжёлых условиях рудокопы призираются жителями плота-корабля. Есть и местные неприкасаемые, живущие на отдельной планетке — когда-то давно их предков обстоятельства вынудили совершить грех каннибализма.
Сюжет динамичный, интригующий. Нет затянутости. Читается на одном дыхании.
После этого романа я старался отыскать переводы других произведений Бакстера. Всё же «Плот» мне понравился больше всего.