Антон Чехов «Страхи»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Герой рассказа, от лица которого ведётся повествование, вспоминает о трёх самых страшных случаях в своей жизни.
Впервые — «Петербургская газета», 1886, № 162, 16 июня, стр. 3, отдел «Летучие заметки». Подзаголовок: Рассказ дачника. Подпись: А. Чехонте.
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
Входит в:
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том II. Повести и рассказы», 1900 г.
— антологию «Страх», 1993 г.
— антологию «Полночь, XIX век», 2005 г.
— антологию «Шаги в бреду», 2011 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 11 апреля 2021 г.
Рассказ из тематики иррациональной панической реакции на встречу с отдающим журнальной мистикой непонятным.
Зацепил второй случай, фактиком, показывающим, что самый ужас можно и не заметить.
Ситуация: час ночи, рассказчик со свидания: «шел по узкой тропинке у самого края железнодорожной насыпи [...] Далеко впереди покойно горел тусклый зеленый огонек». Мимо резко пролетает товарный вагон и «крики птиц и шёпот деревьев казались уже зловещими, существующими только для того, чтобы пугать мое воображение. Я как сумасшедший рванулся [...] добежал до зеленого огонька, где увидел темную железнодорожную будку и возле нее на насыпи человеческую фигуру [...] Видал… – проговорил мужик нехотя. – От товарного поезда оторвался. На сто двадцать первой версте уклон… на гору поезд тащит. Цепи в заднем вагоне не выдержали, ну он оторвался и назад… Поди теперь, догоняй!.. Странное явление было объяснено и фантастичность его исчезла. Страх пропал, и я мог продолжать путь дальше».
Оставив успокоенного на пути к третьему страху, фокусируемся на объяснении.
Зеленый огонек был, когда вагон еще не промчался. Но мужик под зеленым и после забега рассказчика. То есть: по рельсам главного пути. В сторону станции. Катит оторвавшийся вагон. А железнодорожник и не думает сменить цвет сигнала машинисту. Для своевременной подачи которого поставлены на перегоне и будка, и мужик, и фонарь.
Куда страшнее и жестче «Злоумышленника» того же автора. И... со ссылкой на М. П. Чехова, эпизод основан на лично виденном в Рогозяной Балке. А через два года после 1-й его публикации, в аналогичных обстоятельствах порвавшемся на станции Голицыно поезде погибло 11 человек.
artem-sailer, 16 августа 2022 г.
Интереснейший психологический рассказ, в котором Чехов на трёх простых житейских примерах убедительно и ярко показывает природу человеческого страха: в конечном счёте больше всего мы боимся неизвестного, неизведанного. Если же страшащая нас тайна получает объяснение, как бы тяжела ни была ситуация, человеку уже не страшно и он готов противостоять обстоятельствам, появляются силы на сопротивление, на борьбу. В этом-то и суть, а описанный в рассказе летний сумеречный лес — более чем подходящая обстановка для предложенного действа.
Podebrad, 9 апреля 2021 г.
Писатели конца девятнадцатого века оценивали природу страха примерно одинаково. Страх исходит от загадок. Для образованного человека тех лет ясно было почти всё. Намного больше, чем нам. Если что-то не укладывается в ясную картину мира, это уже страшно. Вот и Чехов вслед за Тургеневым и Мопассаном написал на эту тему совсем короткий рассказ из трёх историй. Из них первая – настоящий шедевр.
В ночи на колокольне горит огонёк. Там гореть ничего не может. Даже оптическая иллюзия исключена. И человеку, достаточно храброму, умному, хорошо образованному, становится страшно. Страшно из-за того, что огонёк не укладывается в его картину мира. Так страшно, что хочется поскорее бежать, и подальше.
А привёл его в чувство неграмотный деревенский парнишка. Он-то, по идее, должен быть суеверен. Для него окружающая тьма должна кишеть нечистой силой. Но, с другой стороны, для мальчика область неизвестного велика. И он знает, что страшного там мало. И на испуганный вопрос: «Видишь? Что это там?» спокойно отвечает:
— А кто его знает.
И спокойно продолжает путь.
Действительно, чего бояться?
Orand, 24 октября 2019 г.
Чехова я знаю больше по большим произведениям. А этот рассказ попался мне абсолютно случайно. Во времена написания рассказа книга Фрейда «Толкование снов» еще не вышла,а такие науки,как Психология или Психиатрия — еще не появились в полностью официальном формате. Но уже тогда люди пытались объяснить психологию страха,как что-то отдельное от суеверий, и возможно поддающиеся логическому объяснению. Именно эту мысль Чехов и пытался донести нам в данном рассказе. Получился довольно -таки интересный и пространный рассказ о том,чего боится или может боятся конкретно взятый человек. Однако скорее всего, Чехову было интересно узнать поведение человека в подобных ситуациях. Ведь в то время люди очень любили рассуждать. И получается в страхах человек видел лишь что -то мистическое. Чехов пытался связать реальность и фантазию,но при этом показать состояние.
puma444, 13 августа 2015 г.
Не любитель таких коротких рассказов. Куда лучше написать одну полноценную книгу с линейным сюжетом, чем сотню небольших рассказов.
Три самых страшных страха в жизни автора, которые были представлены, не более, чем игра фантазии. При чем не только во время событий описанных в рассказе, а так же и во время их написания.