Марк Лоуренс «Девушка и Звёзды»
Во льду к востоку от Черной скалы есть яма, в которую бросают сломленных детей.
На просторах льда Абета нет места для одиночек. Даже вместе едва возможно выжить. Никто не выживает в одиночку.
Чтобы противостоять холоду, переносить ночные месяцы, когда даже сам воздух начинает замерзать, требуются особые качества. Изменения опасны, отличия фатальны. И Яз не такая, как все.
Яз вырвана из привычной жизни, вдали от своей семьи, от парня, с которым, как она думала, будет проводить свои дни, и должна найти новый путь для себя в мире, о существовании которого она никогда не подозревала. В мире, полном разногласий, загадок и опасностей.
Яз узнает, что Абет старше и страннее, чем она могла себе представить. Она узнает, что ее слабости — это еще один вид силы. И она учится бросать вызов жестокой арифметике выживания, которая всегда управляла ее народом.
Только в темноте можно увидеть звезды.
В сети доступен любительский перевод Александра Вироховского «Книга Льда: Девочка и Звезды»
Входит в:
— цикл «Вселенная "Книги Предка"» > цикл «Книга Льда»
Номинации на премии:
номинант |
BookNest Fantasy Awards, 2020 // Роман, опубликованный в издательстве |
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Р. Гимазов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 23 октября 2022 г.
Чем громче тишина, тем ярче песнь звёзд
***
Что в демоне твоём?
***
«Девушка и звёзды» – первый роман трилогии «Книга Льда», которая входит во «Вселенную Книги Предка» (название весьма условно). На самом же деле все (!) романы у Марка входят в одну вселенную. Проблема в том, что автор не спешит делать жесткие связки между циклами. С другой стороны, какой простор для фантазии! «Девушка и звезды» по объёму уступает «Красной сестра», но выигрывает к «Серой» и «Святой». Забегая вперёд – все романы этой трилогии примерно равны друг другу по объёму.
… Абет – холодная планета. В ней есть всего один вид жизни. И это жизнь в Коридоре. Во всех остальных местах не живут, но выживают. Ледяные племена – суровые люди, в противном случае они не продержались бы во льдах. Но даже среди этих племён есть самые стойки – Икты. На льду нет места различиям. Поэтому когда Яз понимает, что она не такая, как все, то заранее знает, чем это кончится для неё. Всех сломанных сбрасывают в Яму Пропавших, откуда уже не возвращаются. Яз и представить себе не могла, что жизнь в Яме не только возможна, но и во многом отличаются в лучшую сторону от жизни среди ветров и льдов…
Итак, «Девушка и звёзды» чем-то напоминает «Красную сестру». Судите сами – в главных героях тут девушка (там была девочка), обе сами по себе, об «не такие, как все». И «ДиЗ», и «КС» – это книги с одним ПОВом, даже объём у книг относительно схожий («КС» толще, но это не такая огромная разница). На деле же различий между романами хватает.
Если «Красная сестра» – это путь познания магического (!) мира посредством научного знания (обучение в Монастыре), то «Девушка и звёзды» – это во многом интуитивное познание в антураже технофэнтези. Да, именно технофэнтези. Второе важное отличие – подача материала. В «КС» были флешбеки, которые раскрывали прошлое Ноны Грей. В этом же романе автор отошел от привычного метода. За прошлое здесь отвечают короткие сцены (1-2 абзаца), где Яз просто упоминает, как услышала что-то от Иктов. Дополнительным сторитейлом служит «сказка» ледяных племён о первых людях. Своеобразно и действительно по-северному. И там, где Лоуренс бросал Нону вперёд по времени (переход между ступенями обучения), Яз идёт по своей истории ровно, практически без перебивок между местом и временем. Но хватит о сравнении, давайте уже о романе.
Сюжет. Сама история – это становление и взросления героя (Яз) вкупе с лёгким квестом. Почему лёгким? Когда надо, Яз успешно забывает о своей «миссии». Присутствуют локальные конфликты, какие-то даже закрываются в рамках первой же книги. Прям политикой это не назовешь, но кое-какие элементы имеются. Боевика тут практически нет. Это вам не монашки-убийцы (Нона Грей и её подружки, кхе-кхе). Так же в «ДиЗ» сюжет выглядит более ровным. В «КС» была синусоида, где апогей был не один, да еще и смещен от финала куда-то влево. «Девушка и звёзды» не только более ровная, но ещё и с ярким финалом. Он получился объёмным. И наконец-то без слоу-мо. В «КС» автор злоупотреблял этим.
Персонажи. Вот кто всегда удаётся Лоуренсу, так это главные (и второстепенные) герои. Йорг – харизматичный ублюдок, способный просчитать всё на 10 шагов вперёд. Ялан – молодой повеса и любитель прибухнуть да залезть по юбчонки. А лучше одновременно. Нона – якобы Избранная, но нет, дорожит друзьями и готова к свершениям. В этом романе Лоуренс верен себе. Яз – сомневающая в себе (по делу), но вдумчивая и искренняя девушка, которая мало что делает просто так. Она впечатлительная, она крепко любит младшего брата, причём здесь не только обычная любовь от сестры к брату. Нет, речь не про Джейме и Серсею Ланнистеров. Но обойдёмся без спойлеров. Турин некогда был запятнан. Он – пария. И огромный талант. Не сказать, что он душа компании. Но он верит в Яз. Квелл – молодой Икта, который хоть и привык к суровому льду, не привык раскрывать душу. Но как ему завоевать сердце Яз, если со словами у него не так складно? Эррис – таинственный парень, который помнит времена Пропавших. Эдакая тёмная лошадка (это, если что, невольный каламбур). Малышка Майя чем-то напоминает Нону на минималках. Квина – умная и проницательная, она быстра не только телом, но и мыслью. Као – мужчина телом, ребёнок по уму. Все вышеназванные герои получились весьма интересными и объёмными. Да, кого-то автор рисует крупными мазками (Квину, Као, Майю), но даже при таком раскладе персонажи кажутся живыми.
Мир. Это уже знакомый нам Абет, но с точки зрения ледяных племён. Сперва многое кажется привычным. Но лишь до поры до времени. Во-первых, автор делает большой упор на звёзды. Нет, не на обычные звёзды. Это некий артефакт. И вот он плотно связан с «Книгой Предка». Во-вторых, Лоуренс много внимания уделяет Пропавшим. Очень много! И постепенно общая картина становится ясней. Хотя многое остаётся покрыто тайнами. Но всё же появление одного сквозного героя (он не появился только в «Законе об Оружии») выглядит очень серьёзной заявкой на огромную вселенную. Мир Иктов, мир Сломанных, мир Запятнанных – всё это получилось здорово. Глазами Яз мы вспоминаем\узнаем много нового. Что-то кажется забавным, как было с Ноной (простушка, попавшая в элитное учебное заведение). К счастью, автор не противоречит уже усвоенному материалу.
Отдельного упоминания достоин язык. Кажется, что Лоуренс решил написать не просто книгу с броскими словечками и фразочками. Местами автор пробивает на такую поэтику, какой нет даже в его стихотворениях. И мест этих много! Чего стоят только фирменные фразы Иктов.
Что касается недостатков, то в «ДиЗ» не так много юмора, как было в «Книге предка». Некоторые сражения\сцены выглядят слишком картинно. Например, речь про клетку и живую цепочку. Не обошлось без повесточки. Правда, тут она для галочки и без подробностей. Даже в «Книге Предка» и то было больше однополых связей. Финал же – чистой воды клифф. Марк, ну нельзя же так!
Заключение: «Девушка и звёзды» – отличный роман, который можно читать как в отрыве от «Книги Предка», так и после неё. Наверное, можно и до неё. Читается роман очень легко, здесь много драйва, интересных сцен, автор продолжает выстраивать мир и отвечать на некоторые вопросы. Да, есть некоторая картинность и налёт YA. Но всё же «ДиЗ» будет интересна и взрослым, которые желают ненавязчивого, лёгкого и термоядерного на интриги чтения. В конце концов, «Девушка и звёзды» – это не только драйв, но и занятные вопросы для рассуждения. Особенно здорово Яз размышляет над сломаностью, над меньшинством (не по половому признаку, а по физическим признакам), над ответственностью за своих друзей\группу. Наконец, один из самых главных вопросов касается демонов. Марк Лоуренс изящно размышляет над отношением человека к собственным грехам и\или недостаткам. Браво!
10 звёзд из 10.
Slimper753, 16 декабря 2022 г.
Я боялся, что автор в этой трилогии ударится в самоповтор, учитывая, что и в предыдущей трилогии ГГ была девочкой. Но я ошибся. Героине Яз здесь 16 лет, то есть примерно столько же, сколько было героине Ноне из перовой трилогии в самом конце, так что нам не пришлось вновь наблюдать за маленькой девочкой в незнакомом мире, наблюдаем мы уже практически за девушкой, но тоже в незнакомом мире. Пусть события и происходят в том же мире, что и в трилогии «Книга Предка», это совершенно другая история в другой части мира, которая могла быть вообще не связана с миром Абета, если бы не несколько отдельных элементов.
Яз отличается от Ноны более спокойным нравом и даже некоторой кротостью, смиренностью, особенно в начале. Она смирилась, что умрет, зная, что у ее родителей останется еще один сын, но когда тот оказался под угрозой смерти, она бросилась его спасать, при этом сразу после того, как угроза ее собственной жизни исчезла. Не знаю, случайно это получилось у Лоуренса или намеренно, но он очень интересно закрутил характер и историю Яз. Будучи свидетелем гибели другого брата, явно получив при этом моральную травму, она остро ощущала ответственность за оставшегося, и когда тот тоже оказался на грани, она без раздумий бросилась за ним, жертвуя жизнью, которую только что обрела, но с которой не знала, что делать, пока не появилась такая четкая мотивация. Если бы брат остался, а она оказалась бы сброшена в яму, она бы, возможно, тоже выжила, но осталась бы внизу, так как у нее не было причин возвращаться. В остальном она мне напомнила лайтовую версию Одиннадцать из ОСД, только миролюбивей, обычно не так чтобы уж сильная, но в экстренных ситуациях с диким криком из последних сил выносит всех противников вокруг.
И всё же нельзя обойти стороной некоторую абсурдность лора. Забавно, что в Коридоре тех, у кого ярко проявляется кровь кого-то из четырех Племён, ценят больше остальных людей, а на льду наоборот, таких считают Сломанными и сбрасывают в яму, сиречь убивают, по крайней мере, так представляется незнающим людям. И то, что племена на льду позволяют какому-то непонятному старику решать, чьи дети будут жить, а чьи умрут, — полный абсурд. Во-первых, члены племени должны сами видеть, что их дети не такие, как все, но, видимо, куда проще передать решение их убить другому, чем решиться на это самому, поэтому все они те еще моральные уроды, так что Сломанные должны радоваться, что живут отдельно, а судя по описанию поверхности с постоянным холодом и то, что Сломанным трудно там жить из-за способностей, жизнь подо льдом даже с городом, Запятнанными и охотниками не более опасна, чем наверху. Во-вторых, а что все они делали тысячи (?!) лет до этого? Когда не было старика, как они решали проблему? Деду ведь всего 200+ лет!
Да и вообще, Зоул описывала льды, как настоящий холодный ад, а ведь она с другими жила рядом с Коридором и до них доходило тепло луны, а тут люди выживают так далеко от экватора, что луны (почему-то!) вообще не видят. И при этом никто даже не пытается рискнуть и отправиться на юг, где даже без луны должно быть немного теплее, мол, далеко идти, зато каждые четыре года тащиться к сумасшедшему старцу, убивающему детей, это нормально, почему бы и нет!
А еще Сломанных сбрасывают в яму, потому что на поверхности им трудно выжить, а гаранты много едят, зато подо льдом (где, оказывается, просто дофига места из-за местных Шаи-Хулудов) они спокойно выживают, а гарантам достаточно еды, которую частично в виде пойманной рыбы спускают сверху, где им бы этой рыбы не хватило — логика! Не проще как-то скооперироваться, договориться с племенами, мол, вот ваши дети живы, там им лучше, иногда даже можно навещать, передавать еду... Хотя, учитывая, что родителям самим плевать... А откуда жрецы берут уголь? Хотя по отдельным моментам можно понять, что все не так просто, как кажется, их скидывают не просто так, но истинные мотивы мы узнаем уже в следующих книгах.
Другая проблема — сферы и способности. В первой трилогии говорилось, что корабль-сердец мало, а тут их по описанию будто тысячи во льду, только разбитых, но осколки магическим образом тоже становятся сферами, только маленькими. Ладно, пускай. Но Яз, используя их силу, уменьшает их размер, но в первой трилогии корабль-сердца поддерживали активность вроде тысячи лет и не изменились. Или эти сферы вот льду другие? Но об это пока ни слова. Такое ощущение, что автор их придумал только ради того, чтобы дать силу Яз. Что касается нее, то она за эти несколько дней столько раз использовала свои способности, за сколько Нона, наверное, не использовала за все годы в Сладком Милосердии. Да, эти сферы увеличивают силы, но Яз вообще впервые коснулась Пути, и там, где Ноне понадобились годы, Яз освоилась за пару дней. Использовала силы, отдохнула часок, и снова живчиком, еда и сон для лохов из Коридора. Что еще? Толщина льда все еще сомнительная. Трос в пару миль? Ну-ну! Никто никогда раньше не пытался подняться наверх в клетке?..
В остальном история довольно интересная, у главной героини есть мотивация делать то, что она делает, разве что она «чутка» мэрисьюшная со всеми этими сферами, способностями, удивительной удачей, а главное — окруженная полезными людьми, среди которых сразу трое положили на нее глаз. Если бы не знал, подумал бы, что книгу написала женщина. История плотная, практически не проседает надолго, не считая начала; всегда есть место, куда нужно дойти, что-то, что нужно найти, кого-то спасти, с кем-то сражаться, всегда в движении, не замерзнешь.
8/10 — не мог представить, что книга про ледяную пустыню будет столь интересной, пусть тут про конкретно пустыню и мало. Интересный мир, который был описан еще в предыдущей трилогии, но здесь дополняющийся новыми деталями. Персонажи не похожи друг на друга, довольно яркие, я бы даже сказал, что они ярче, чем персонажи первой трилогии. Первая книга этой трилогии показалась мне интересней и понятней, чем первая же у предыдущей трилогии, очень надеюсь, что дальше качество не упадет. Клиффхэнгер в конце заставляет поскорее открыть следующую книгу.
vfvfhm, 12 ноября 2022 г.
Дисклеймер: девочка созрела!
Действительно, книга написана для более взрослой аудитории, для юношества, а не подростков, хотя мукам первой любви в романе уделено намного меньше места, чем в книгах о Святых Сестрах.
Главной героине Яз попросту некогда думать о таких мелочах, как симпатичные мальчики (которые ,к слову, так и вьются вокруг нее, так и вьются! И глядя на обложку книги, я их прекрасно понимаю))
Марку Лоуренсу удалось придать новые обертона смысла словам ураганный или безостановочный экшн. Книга начинается с нырка в многомильную Яму и продолжает нестись на скорости свободного падения до самого финала. Время действия довольно объемного романа занимает вряд ли неделю. Во всяком случае главгероине удалось поспать всего три раза, да и то вполглаза. Потому что даже когда она дрыхнет, ее приключения продолжаются!))
При этом не в одних приключениях тут дело. Роман является настоящей серьезной прозой, потому что юной героине приходится постоянно делать очень серьезные нравственные выборы, нести ответственность и принимать тяжелые моральные решения, обременяя себя все новым грузом вины. И мастерство Лоуренса состоит в том ,что душевные метания и невзгоды героини не из пальца высосаны, как в глупых современных блокбастерах из Голливуда. Они проистекают из сложившихся обстоятельств и твердого характера, несгибаемости и силы духа самой Яз из Иктов. Ей незачем талдычить себе и другим, что «большая сила подразумевает большую ответственность». Это вшито в ее ДНК, она действует исходя из этой максимы, а не уговаривает себя на подвиг, на манер дружелюбных супергероев в трусах поверх колготок. И при этом супергероем она как-раз таки и является)) На этих парадоксах во много коллизии романа и построены.
Тут хочется провести сравнение эстетик трилогии о Сестрах, Книги Предка, и первым томом Книги Льда. В первой трилогии неоригинальный сюжет о «воспитании чувств» юных волшебниц автор пропитал общей атмосферой таких жанров, как манга и комиксы. Ему была нужна общая аура и «память жанра», а не конкретные сюжетные ходы.
Тогда как «девушка и Звезды» построена на сюжетах и характерах детской литературы и литературы о детях последних 150 лет. От «Таинственного острова» до «Терминатора» (а этот что, тоже детский? Ну, я его в 11 лет посмотрел видеосалоне)), от «Алисы в стране чудес» до «Повелителя мух». Я просто пищал от подросткового восторга, когда из-за спины главного злодея вырастала могучая тень одноногого кока Джона Сильвера, а уж когда из-под груды взорванной машины восстал хромающий экзоскелет киборга-убийцы... Или это красивый мальчик-не-желающий-взрослеть... В общем, тот, кто в детстве читал хорошие книжки, а не игрухи на консоли резался, получит сто пудов дополнительного, щекочущего самые нежные места удовольствия...
И все это увязано в крутой сюжет про первобытные северные народности из верхнего палеолита!
Марк Лоуренс может нравиться или не нравиться — это дело вкуса, но то, что он мастер остросюжетной и эмоционально насыщенной прозы, это непреложный факт. И «Девушка и звезды» — это его несомненная творческая удача (я за год прочитал пять его романов и пару десятков рассказов по долгу службы, так что есть с чем сравнивать).
А почему не высший балл? Довольно предсказуемое начало романа и в финале душевные терзания Яз из Иктов стали несколько вторичными, ничего не добавляя в ее образ ,а только действие замедляя. Пауза, необходимая для контраста, но утомительная. Можно было другую разбивку для экшена придумать.