fantlab ru

Юрий Бурносов, Виктор Косенков «Зеркало Иблиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
111
Моя оценка:
-

подробнее

,

Зеркало Иблиса

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Вторая мировая война пожирает Восточное полушарие. Специальный отряд СС под руководством капитана Фрисснера отправляется на поиски Зеркала Иблиса — мистического артефакта, затерянного в Ливийской пустыне и обладающего неведомой разрушительной силой. Именно он может стать «оружием возмездия» нацистской Германии.

Перед немецкой экспедицией открывается чуждый мир со своими обычаями, опасностями и демонами, а в конце пути ждет древнее чудовище — Тот, Чьи Глаза Высохли. Кто победит в схватке пустынных богов и крупповской стали?

Входит в:

— условный цикл «Военно-мистический цикл»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 277

Активный словарный запас: средний (2876 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)

Зеркало Иблиса
2001 г.
Зеркало Иблиса
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Iblio veidrodis
2003 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зеркало» прочёл после «Пленных не брать!». И «Зеркало» оказалось на полтора балла сильнее,глубже, интереснее, многограннее.

Это мрачный мистический триллер . Это сверхутяжелённый

Индиана Джонс с приличной долей мыслей о вере человека. Ставлю 7 с + .

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил перечитать: томик 2005-го года. Сюжет не помню настолько, что вообще сомневаюсь, что читал. Поклонник творчества писательского дуэта «Бурцев». Очень высоко ценю их «Алмазную» трилогию и книги про оккультизм и нацистов. Интересный сеттинг.

В итоге: очень необычное сочетание – книга про Вторую Мировую, написанная русскими авторами, где нет русских персонажей. Более того, основные герои немцы – нацисты, эсэсовцы и просто учёные. И действие происходит не в стандартном Тибете, куда так любят отправлять экспедиции за артефактами большинство писателей, а в Северной Африке. Триполи, Ливийская пустыня. И мифология, соответственно, задействована не индокитайская, а мусульманская.

***

Археолога герра Замке после полутора лет в неволе, освобождают из концлагеря, куда он попал по навету. Освобождают для участия в экспедиции в Африку, по следам его отца-учёного.

Сопровождает его капитан (на самом деле штурмбанфюрер) Фрисснер из спецподразделения «Эббингауз» (погуглите, очень занимательно) и его команда.

В Триполи к ним присоединяется штурмбанфюрер Людвиг Ягер. С первых страниц становится понятно, кто будет главным антагонистом – давно я не читал про такого мерзкого типа. Испытывает приступы ярости, избивает всех подряд: проституток, подчинённых, нищих. И эти усики а ля фюрер...

А где-то в пустыне собираются пять таинственных Хранителей, обладающих сверхъестественной силой...

***

Подробно, почти «заклёпочно», показан быт нацистов во время Североафриканской компании: итальянская техника, французские гидросамолёты, немецкие танки-«ролики». Всё с указанием производителя, моделей и ТТХ.

Узкие улочки Триполи, жара, кофейни, бордели, гашишные и рынки.

Пустыня. Песчаные бури, зыбучие пески, загадочный проводник, нападения кочевников, поломка техники.

Приключения в экзотическом Магрибе разбавлены совещаниями у Гитлера, вещими снами Гиммлера о Нюрнберге, сценой рождения Каддафи(?!), видениями различных будущих, рассуждениями о вере и реальности.

Замечены отсылки к творчеству Егора Летова, которого авторы любят и уважают, и к Ремарку (куда без него в романе о войне и немцах).

Концовка, как и в большинстве романов про поиск могущественного артефакта, скомкана. Жанр обязывает. Не показывать же, как этот артефакт повлияет на ситуацию на фронте и в мире. А было бы любопытно.

Хорошая военно-приключенческая проза с элементами мистики.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая Мировая в самом разгаре. Грядущее поражение Германии ещё не очевидно, но у некоторых высокопоставленных гитлеровцев уже есть ощущение надвигающейся нехорошей развязки. Что-то идёт не так.

Как известно, Гитлер и часть его окружения были склонны к мистике. В романе как раз речь идёт о спецоперации такого рода. Группа отборного спецназа под видом мирной археологической экспедиции отправлена в Ливийскую пустыню, чтобы найти некий артефакт, обладающий огромной силой — так называемое Зеркало Иблиса.

Роман написан динамично, хорошим, плотным языком. Зримо обрисованы характеры героев, конфликты, что возникают между ними. Мрачная мистическая атмосфера умело сгущена; различная жуткая чертовщина, то и дело возникает на пути экспедиции.

Не обошлось, конечно, и без неточностей. Например, постоянно упоминается звание «бригаденфюрер» (когда должно быть «бригадефюрер»).

И скомканная, несколько невнятная концовка. Увы, все время удерживать ужасы на одном уровне не удалось...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну-с, примерно, Джеймс Клеменс плюс...

Сюжет довольно увлекательный, линейный. Интересный и богатый историко-географический колорит. Сценизм высокий и захватывающий.

Образы персонажей, в отличии от клеменсовских, раскрыты очень хорошо, все вышли живыми и динамичными.

Из отрицательного, мистическая линия пустая и надуманная. Колорит ради колорита. Посколько финал выдержан в именно в этом ключе, то и он совершенно не удался. Авторы понятия не имеют, чем завершить роман, а потому ограничиваются малосодержательными мистическим сценами.

У Клеменса, на этом месте, все плохие бы сдохли, а хорошие переженились... :)

В целом, кроме слабого финала, прочёл с интересом.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Они маршировали по миру, как по плацу — «Левой, левой!»

Они вскидывали правую руку вперёд и вверх, приветствуя солнце — «Хайль!»

Они несли на себе светлые, солнечные руны — «Зигель!»

Они утопили противников в их же собственной крови...»

(с) В.Бурцев «Зеркало иблиса».

Книги про Вторую Мировую войну на постсоветском пространстве, по понятным причинам, писать довольно сложно. Равно как и издавать, ладно хоть, что демократия даёт свободу слова, хотя это иногда оборачивается и против неё же. Но речь, по сути не о достоинствах того, или иного политического устройства, речь про книги о Второй Мировой войне. Причём рассматривать на данный момент я планирую ни что иное, как фантастику, связанную с этим страшным, очень интересным и так и не прояснённым по многим позициям периоде истории. Тем более что вокруг всех государств, участвовавших в ней, и в особенности стран Оси, наплетено небылиц столько, что оторопь берёт.

А рассмотреть попытаюсь неплохую книгу авторского коллектива, пишущего под псевдонимом Виктор Бурцев, а именно — их «Зеркало иблиса». Оговорюсь сразу, что данную книгу прочёл в своё время после негодующего предисловия к книге о борьбе советских разведчиков и каких-то там вундерзольдаттен в Германии периода капитуляции. Не помню, как назывался опус, помню, что привлекло меня изображение арийской фрёйляйн в полевой форме Ваффен-СС на обороте, причём из-за того, что указанная фрёйляйн была изображена красиво и с пулемётом МГ-42 наперевес, в компании, естественно, набитых лент к нему, красочно свисающих гирляндами вниз. Очень ждал тогда чего-то, подобного «Возвращению в замок Вольфенштайн», в который в то время с удовольствием «рубился». Не дождался, книга оказалась написана языком скучным, подобным милицейскому протоколу, и не содержала в себе чего-то, заставившего бы меня зацепиться. Кроме гневной филиппики в адрес Бурцева, который де превозносит солдат Вермахта, забывая про то, что они творили на территории нашего государства. После подобной рекомендации — нашёл и приобрёл, и ни разу с того самого времени не пожалел, а наоборот, продолжаю приобретать новые книги этого автора постоянно.

Что же оказалось «такого» в «Зеркале», сейчас попробую объяснить. Следует оговориться о том, что в серии «Школа Ефремова», выпускаемой ещё в СССР в конце 80-х — начале 90-х, одной из любимых вещей тогдашних её сборников была «Сага Воды и Огня», посвящённая гипотетической попытке высшего командования Германии скрыться в пучине времён у тех, кого они так превозносили — у викингов. Это сейчас я понимаю, что тот жанр можно было назвать альтернативной историей, но тогда меня поразила эта повесть, так же получилось с «Зеркалом иблиса». Казалось бы с чего?!! Ведь основная линия книги Бурцева проста до невероятности: общество «Аненербе», всеми путями старающееся оправдать вливания со стороны руководства страны — организует экспедицию в Северную Африку за таинственным артефактом. Оригинальная концепция? Да куда там, в памяти сразу всплывают приключения незабвенного Харрисона-Индианы Джонса и прочее. И я именно так и подумал, когда быстро пролистывал книгу на лит-развале, но вспомнил их же «Пленных не брать» прочно обосновавшуюся на полке и купил. После чего на несколько часов выпал из окружающей действительности, забыв даже про только что приобретённую «Колл оф дьюти» (сейчас уже и не помню какую по счёту). Потому что троица авторов, печатающихся как Бурцев, дело своё знают хорошо, производя на свет если и не гениальные произведения, то, как минимум работы мастеров, а не подмастерьев.

Да, это книга про экспедицию в Северной Африке, проходящую под эгидой «Аненербе» и разыскивающей артефакт «Зеркало иблиса», с помощью которого, якобы, можно изменить ход истории, этакое очередное вундерваффе. Но написано всё это настолько вкусным и аутентичным языком, что в какой-то момент запросто можно почувствовать скрип песка на зубах, ощутить ночной холод и задуматься о том, что всё это могло быть на самом деле, ведь чем чёрт не шутит. В данном произведении нет лишних и ненужных абзацев, в некоторых местах слог вообще очень лаконичен и экономичен, что, впрочем, никак не отражается на качестве материала. Очень важен момент раскрытия характеров всех действующих персонажей, от главных до второстепенных, которых в «Зеркале» хватает, от Гиммлера до проводника Муамара. Причём Муамар, в отличие от Гиммлера, для книги куда как более важен. Не говоря про основную пятёрку действующих лиц: профессора Замке, эсесовца Ягера и «бранденбуржцев» Фрисснера, Каунитца и Богера, которые делают книгу живой.

В данном месте очень важно остановиться на противостоянии Ягера и Фрисснера, двух людей, одинаково свято верующих в правильность того, что делают, искренне относящихся к понятиям «фатерланд», «фюрер» и «райх», но являющихся полной противоположностью друг другу. Первый из них, носящий на петлицах те самые руны, безумен, продажен в глубине душе и пронизан мистицизмом. Второй, бывший в недалёком прошлом офицером незабвенного «Бранденбурга-800», спокоен, прагматичен и профессионален во всём, что касается вверенной задачи. А учитывая то, что ведёт экспедицию недавний зек Замке, который люто ненавидит и боится Ягера, то первый конфликт книги вырисовывается сразу же, придавая ей пикантности.

В «Зеркале» очень силён момент погружения в атмосферу эпохи, что, в общем-то, характерно для всех книг Бурцева, связанных с серединой двадцатого века. Каким-то волшебным образом данному автору очень здорово удаётся создать тот самый колорит, который помогает полностью ощутить то, что автор хочет сказать. Это ведь очень важно для любого произведения, в литературном или ещё в каком-то другом жанре. А дать читателю момент, когда он поверит, что сейчас находится где-то в Дахау, к примеру, сейчас намного сложнее, чем погрузить читателя в очередное Внеземелье с ельфами-цвёльфами. Бурцеву момент удаётся, причём ощущаются как моменты связанные, к примеру, с нахождением в Рейхсканцелярии, так и те, когда главные герои идут по направлению к очередному оазису в пустыне. И так постоянно, во всех больших и малых её отдельных частях, складывающихся в единое целое. От самолёта «Бизерта», перелёт на котором через Средиземное море чреват нападением истребителей англичан, до подбора автотехники и личного состава экспедиции.

Силён мистический элемент и вносимая им загадочная составляющая. И если основной идеей-фикс автора и в «Пленных не брать», и в «Вечном пламени» являются таинственные руны северных народов, то в «Зеркале иблиса» основным фантастическим моментом является даже не сам артефакт, ради которого и начат сам квест, вовсе нет. Основным моментом являются фигуры четырёх Хранителей, из века в век умирающих и возрождающихся снова и снова. Именно они создают основные опасности на пути двигающихся вглубь пустыни немецких военных и делают всё для того, чтобы они не смогли дойти до своей конечной цели. Удастся ли им это? Кто знает, для этого стоит прочесть книгу. Так любимые поклонниками фантастики монстры — присутствуют, пусть и в небольшом количестве, но зато в очень и очень качественном состоянии.

А теперь момент с тем самым патриотизмом и его отсутствием у Бурцева: ложь это, уважаемые читатели. И провокация. Данный авторский коллектив не ставит своей задачей написание квасного «борща» в стиле «наши всех победили», не издеваются на историей в ключе попаданцев из нашего времени в то, и не скатываются до момента, что де немцы шли воевать с коммунистами. Книги Бурцева патриотичны полностью, от первой и до последней буквы. В том же «Зеркале» все моменты, связанные с Восточным фронтом отдают неизбывными грустью и печалью рядовых немцев, осознающих то, что сколько веревочке не виться, а конец придёт. Причём придёт именно из страны, где замёрзшую водку греют в самоварах в течении того времени, пока медведь в буденовке не отыграет на балалайке «Камаринскую». И этот самый момент проходит через все книги коллектива, что в наше время, когда многое стараются перевернуть с ног на голову, очень важно. А то, что солдаты из знаменитого диверсионного полка «Бранденбург» могут быть обычны и человечны — не удивительно. Ведь человек всегда должен оставаться человеком. Ну, а если кто-то про это забудет, так стоит вспомнить, что именно наше, Красное знамя, реяло над Рейхстагом.

То же самое с точки зрения патриотичности можно сказать и про книгу «Вечное пламя», благо, что здесь действие происходит на территории Беларуси, в тогдашнем её состоянии Белорусской ССР, оккупированной войсками вермахта.

Мистико-фантастическим моментом здесь становятся так любимые автором руны, высеченные кем-то и когда на определённых камнях. В самом начале ГГ, военный корреспондент, принимает участие в следственных действиях против финского колдуна-кулака, как представитель советской прессы, оказавшийся в Карелии в рабочей командировке. И там, в небольшой усадьбе, хозяин, старый-старый финн, передаёт ему талисман с вложенной в него Руной. Своё действие, направленное на защиту хозяина, она доказывает ему практически сразу, не дав падающей громадной ели размазать в лепёшку. И продолжает это делать дальше, сразу же после того, как корреспондент оказывается на передовой в только что начавшейся войне.

Впоследствии Руна становится камнем преткновения в противостоянии главгера и одного из тех офицеров СС, который в курсе того, что она из себя представляет, и волею судеб и Обер-коммандо Вермахта оказавшегося на территории Белоруссии. И здесь вновь всплывает фигура учёного и мистика Зебботтендорфа, красной нитью проходящая через несколько книг автора. Некоторые отсылки напрямую отправляю читателя к «Пленных не брать» и «Не плачь обо мне, Аргентина», причём к первой в особенности, включая момент с пересечением комиссара Воскобойникова, действующего в ней, и основного ГГ «Пламени».

Также авторский коллектив сделал неплохой уход в сторону хоррора, замешанный на легендах о Полесье и белорусских болотах, как местах пристанища непрощённых душ и тем, что случается в момент их соприкосновения с живыми. Это же касается и бойцов группы «Вечное пламя», наводящих ужас на бойцов Красной армии и активно вмешивающихся в начинающее партизанское движение. Пик противостояния в конце книги, причём он сделан слегка аллегоричным и размытым, что никак не влияет на послевкусие от прочтённого.

Как и в любой книге творческого коллектива «Виктор Бурцев» — реалии, прописанные небольшими и скромными мазками, поражают своей аутентичностью, сразу же заставляющей поверить тому, что читаешь. Это касается как и так ожидаемых каждым читателем фантастических допущений, так и нюансов повседневной жизни, вроде бутылки водки, с которой перед использованием нужно содрать сургучную головку. Одежда, темы разговоров, повседневный быт — всё добротно и на том уровне, на котором читатель воспринимает всерьёз.

Да, на мой взгляд «Вечное пламя» чуть проигрывает другим произведениям коллектива на ту же тему, но проигрывает незначительно. Она, так же как и остальные книги, выдержанные в данном ключе Бурцевым — интересна и самодостаточна, патриотична и несёт в себе заряд любви к собственной родине и подвигу тех, кто её защитил в сороковых годах прошлого столетия, не жалея самих себя и собственных жизней.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

Считаю эту книгу лучшим романом авторов. Пока самое любимое произведение Бурносова/Косенкова. Жестко, красиво, но без ненужных и неуместных сентиментальных украшательств. О полной неуместности западного мира на востоке, что не надо лезть в чужой монастырь со своей библией, что хорошие парни не всегда побеждают, что плохие парни на самом деле не такие уж и плохие, а в живых остается тот, кто вовремя струсил, и еще об очень-очень многом...

Такие дела.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое произведение на псевдоисторическо-мистическую тематику, связаннную с Третьим Рейхом и небезывестным обществом «Аненербе». В отличие от многих других книг подобного рода, автор придерживается точности и некоторой историчности в описании событий. Сюжет вполне себе предсказуем с самого начала, но саспенс поддерживает читательский интерес в течение всего повествования. Ляпов и косноязычия замечено не было, что также радует.

Однако меня огорчило то, что герои шаблонные — злой эсосовец, добрый эсэсовец, интеллигент — жертва режима, таинственные арабы а-ля ассасины и т.д.

В целом же, это вполне читабельное произведение, хоть и относительно вторично.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

:dont:Ребятки-соавторы! Не надо считать читателей тупее себя! Или вы думаете,что они не знают,кто такой Ирвин Шоу и роман «Молодые львы»? Вы же в «Зеркале иблиса» окончание просто списали слово в слово оттуда,из 16-й главы! Такого беспардонного плагиата я ещё не встречал.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интерсеное описание третьего рейха. Основаное на правдивых некоторых фактах о том что третий рейх был замечен в некоторых местах. 8 баллов интеренсо для любителей 2 мировой и истории треьего рейха

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современная русская фантастика страдает не от недостатка идей, а от умения авторов эти идеи воплотить в качественный текст. «Зеркало иблиса» проекта «Виктор Бурцев» наглядное тому подтверждение. Идея прекрасная, придумано все просто здорово, но... Сюжет несется вкривь и и вкось, большинство персонажей карикатурны, характеров нет, мотивация поступков почти отсутствует... Об этом, м.б., и не стоило бы писать — подобное встречаешь сплошь и рядом. Но мне весьма симпатичен проект «Виктор Бурцев», он нетривиален, мог бы стать настоящим открытием русской фантастики. О потенциале соавторов говорит многое, в т.ч. и роман «Пленных не брать» (см. отзыв). Может, все дело в потогонной системе наших издательств, которые совершенно разучились «работать с автором» в хорошем смысе этого выражения? Куда подевались нормальные литературные редакторы?! Или их всех истребили, как русское крестьянство в эпохуи «великого перелома»?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх