Всеволод Вячеславович Иванов «Вулкан»
Впервые в сокращении с предисловием автора в журнале «Сибирские огни», 1966 №6, с. 8-90. Работа над романом 1940-1962гг. Является третьей редакцией повести «Вулкан», настолько отличающейся от оригинала, что ее можно назвать самостоятельным произведением. Автор хотел включить роман в фантастический цикл.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 3 сентября 2016 г.
Малоизвестный роман советского классика. Был опубликован посмертно в журнале «Сибирские огни», в сокращении; полностью — в двухтомнике избранного. Затем — в восьмитомном собрании сочинений в середине 70-х. Возможно, это всё. Однако, произведение довольно яркое. Понравился мне больше, чем «Кремль», «У» и даже «Похождения факира» (но меньше, чем «Эдесская святыня»). Всеволод Иванов работал над романом в течение более чем двадцати лет.
Основная идея романа заключена в том, что есть такие люди, настолько полные внутренней энергией, желанием творить, созидать, что если их лишить такой возможности, они могут стать опасны, как вулкан. Мысль эта достаточно прозрачно выражена в предпосланном роману эпиграфе из писем Ивана Тургенева. Впрочем, с вулканом сравнивается и столица нашей страны, Москва, — город также кипящий переполняющей его энергией.
Всеволод Вячеславович Иванов убежденно верил, что Октябрьская революция была благом для нашей страны, что социализм — самый справедливый и прогрессивный общественный строй. Тем не менее, в романе «Вулкан» слышны и критические нотки по отношению к той действительности, что сложилась в СССР накануне Второй Мировой войны. Чем-то роман, кстати, напомнил мне дилогию Юрия Домбровского («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»), написанную позднее (вторая её часть была создана почти на двадцать лет позднее).
Именно Павел и разнёс своего друга (вероятно, бывшего) на собрании в Доме архитекторов. А ещё один друг Орехова, Фома Задонский, буркнул, что эту критику поддерживает. Эти двое товарищей тоже прикатили в Коктебель. Якобы для испытаний разрабатываемого ими нового киноаппарата. Архитекторы по образованию, сейчас они работают по снабжению, но помимо этого занимаются ещё и киноделом.
И Фома, и Павел оказываются вдруг влюблены в Евдошу, Павел — весьма даже решительно её «атакует». Впрочем, молодая женщина небезразлична и «погасшему вулкану», краснобаю и эрудиту Гармашу. Такой вот любовный «четырёхугольник«! Дополняет эту группу людей искусства любопытная парочка — некая Афросинья Никодимовна (Афро) и Изяслав Глебович Иловлев, личность довольно тёмная. Якобы — пушкинист, но, скорее всего, сексот...
В такой вот компании происходят разговоры на мифологические темы, темы искусства. Кульминацией действия становится неожиданная гибель Павла Ферязева, сорвавшегося с крутого обрыва на берегу моря. Что это — самоубийство, случайность? Загадка так и остаётся без ответа. Гармаш утверждает, что это он всё подстроил, но Евдоша не верит ему.
В финале романа они едут обратно в Москву. Евдоша — с твёрдой убеждённостью в своей любви к мужу (которому всё-таки не изменила, хотя был у неё весьма жаркий «поединок» с несчастным Павлом во время вылазки на природу...). В поезде происходит разговор её с «тёмным и мутным» Изяславом Глебовичем. Тот предлагает отправиться в Казахстан, для строительства нового города, без оглядки на официальные догмы. Но беседа сворачивает в другое русло: истинной роли «пушкиниста», которую он тщательно скрывает. Евдоша высказывается в его адрес очень энергично, в том духе, что советских людей, борцов за новую жизнь таким вот лже-представителям советской власти не запугать... (эх, хотелось бы верить)
Главное достоинство романа, конечно же, не в сюжете (на мой взгляд, всё-таки не до конца «проявленном», во всяком случае, не вполне убедительном), а в описаниях психологии персонажей и — природы Крыма, в полном просто вулканической энергии языке повествования. Самые замечательные эпизоды — это сон Евдоши, в котором она видит богов Гефеста и Афродиту, а также рассказы Гармаша (действительно, изумительного, «лихого» рассказчика) — про поиски сокровищ Александра Македонского в Крыму и про различные дела давно минувших дней, предания старины глубокой, мифологические, словом, события...