Майк Гелприн «Ангел-хранитель»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Ангелы-хранители бывают разные. И не всегда они красивы. Иногда их внешность бывает отталкивающей.
Опубликован в журнале «Реальность фантастики», 06-07/2008.
Также опубликован в журнали «Веси», Екатеринбург за 12/2007.
2-е место финала конкурса «Загляни за горизонт» в номинации «Мистика».
Входит в:
— журнал «Реальность фантастики 2008'06-07», 2008 г.
— сборник «Миротворец 45-го калибра», 2014 г.
— журнал «Nowa Fantastyka #10 (481), 2022», 2022 г.
- /языки:
- русский (4), польский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Лауданьский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 18 декабря 2014 г.
Я даже не знаю, как расценивать этот рассказ. История дистанционного покровительства, которое (кажется, помимо своей воли) оказывает совершенно случайным людям дитя-гений, ребёнок-урод, всесильный и беспомощный одновременно, выглядит как результат одного из экспериментов беляевского доктора Сальватора: вызывает любопытство и отторжение одновременно.
В своё время о здании Одесской оперы говорили: «Для торта слишком велико, для театра слишком сладко». С «Ангелом-хранителем» та же история: для притчи в нём многовато вычурностей и красивостей, для мистики он простоват, для мелодрамы, откровенно говоря, страшноват. Одного не отнимешь: экспозиции, персонажи, детали при всей условности самого произведения — яркие, необыкновенно живые, просто до осязаемости.
Принимаю рассказ исключительно как довольно-таки жуткую «сказку на ночь», которую автору вдруг захотелось рассказать уже слегка загипнотизированному читателю ;)
Тиань, 22 сентября 2014 г.
Рассказ похож на шахматную партию, финал которой неизвестен. Название заставляет задуматься, кто же и кого хранит.
Ответ на первую часть вопроса кажется очевидным: ангел-хранитель — Руслан Лежнёв, мальчик-даун. Отгороженный от обычной человеческой жизни своим недугом, он погружен в расчеты вариантов шахматных партий, частью которых неожиданно становятся живые люди. Не может ли быть так, что Руслан не только спасает избранные фигуры, но и создает комбинации на доске, вследствие которых они подвергаются смертельной опасности? Ему нужно сделать выбор, спасти, но отдать часть своей жизни и рискнуть репутацией гроссмейстера — единственным, что у него есть в этой жизни, или не вмешиваться в зеркальное отражение партии и спокойно завершать игровые туры. Он не выбирает, он вмешивается сразу. Потому что разум ангела спит, действиями руководит лишь сердце. Не в этом ли суть ангела-хранителя: принимать решения сердцем, не думая о последствиях? Хранить любой ценой? Поэтому и спит разум ангела, перегруженный абстракциями шахматной игры. Только спящий разум может хранить, бодрствующий неизбежно отвлечется на инстинкт самосохранения.
Вторая часть вопроса сложнее. Ответ на нее скрыт в перемещениях людей и судеб. Руслан Лежнёв сохранил жизнь девочке Салли и мальчику Тиму. На этом ресурс тела человеческого был исчерпан и ангел получил свободу. Вскоре на смену ему пришел другой ангел: Руслан Мортон. Его разум не спит. Он пытается сохранить жизнь (или здоровье) девочки Кати. Исход этой попытки неясен, финал рассказа открытый. И возникает вопрос: а не был ли Руслан Лежнёв ангелом-хранителем девочки Кати? Не явилась ли его болезнь следствием того, что он разминулся во времени с объектом своей охраны и вынужден был все силы ума сосредоточить только на просчете вариантов будущего: кого спасти, чтобы родившаяся в свое время Катя не осталась без ангельской охраны?
Сюжет рождает множество вопросов, от которых захватывает дух. И не дает ответа ни на один из них. Кто ты, ангел? Кого хранишь? Есть ли особый смысл в состоянии твоего разума? Вопрошать можно бесконечно. Ответом будет молчание. Боги всегда молчат. Поэтому кажется, что их нет.
bbg, 4 сентября 2014 г.
Холодноватый рассказ.
Конечно, политкорректно использованы нужные компоненты: уродливый, но талантливый мальчик-даун, спасение от рук маньяка, просто спасение, причём детей, и всё такое прочее. Может быть, так и следует, когда стоит цель. Но сами по себе эти средства сильно облегчают работу сочинителя. Исключают личную работу несуществующей души, делает творчество механистичным.
В паре мест мне не показалось словоупотребление, но мои собственные, хорошо откормленные тараканы.
Кстати, о механистичности говорит и финал. Нам, читателям, оставлена надежда, что уж с новым ангелом-хранителем ничего подобного не случится. И пребудет он на посту долго и счастливо.
Может также статься, что это не механистичность, а профессионализм.
AntonAbramov, 16 сентября 2014 г.
Не удивлюсь, если автор принял участие в конкурсе (с ключевыми элементами: мистика и зеркало) лишь потому, что нашел красивый образ – шахматная доска как зеркало. Ребенок-даун спасает девочку и мальчика – тоже очень красиво. А в завершение – уже сын повзрослевших спасенных девочки с мальчиком спасает от насилия еще девочку. С малиновым звоном в голове иду пить кофе – очень во рту приторно.
Малыш-даун спас второго ребенка, и я подумал, может в этом идея: дауны на Земле – чьи-то ангелы-хранители. Но вспомнил – ангелы почти у каждого из людей есть. Где ж столько даунов…?
А вот третий спасенный ребенок реанимировал первоначальную мысль. А что если главный здесь Руслан – дитя спасенных Тима и Салли? Может таким образом мессии на Земле появляются? И тогда рассказ получает совершенно другое звучание. Может и сладостный колокольный звон в моей голове не случаен? Но почему эта тема никак не развита? Даже если знаки почти все истратил, хотя б намек то можно?
Если ничего такого в рассказе нет, то что есть? – Красивые образы и хорошо написано. Да еще мистический туман: как же через доску-то спасать удавалось? И только ли через шахматную доску сие возможно? И кому? Идеи вообще не увидел. Не примитив же: хорошие дела подхватываются и продолжаются?! Пятерка максимум.
Будь реализован потенциал — не пожалел бы и десятки. А так лишь балл добавлю за потенциал.
Lartis, 27 октября 2014 г.
Шахматы – игра таинственная, я к ней отношусь с почтением. Поэтому охотно верю, что шахматная доска может стать мистическим зеркалом в черно-белую клетку, в котором отражаются жизнь и смерть. Именно с помощью шахмат и своего волюнтаризма автор связал судьбы героев.