Станислав Лем «Нечто вроде кредо»
Существование человека определяется неупорядоченным множеством случайностей, необратимых игр, ведущих в итоге к полному и неизбежному поражению. Это настолько бессмысленно и жестоко, что человек, чтобы приукрасить объективное положение вещей, создаёт трансценденцию, самое невероятное и гениальное из своих изобретений. Но и тут человек не свободен, ибо нельзя обрести или утратить веру актом воли. Каким же видит Лем своё место в этой схеме?
Входит в:
— сборник «Science-fiction. Ein hoffnungsloser Fall mit Ausnahmen», 1987 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neo smile, 5 сентября 2019 г.
«Существование — это неупорядоченное множество случайностей, в потоке которых приходится лавировать независимо от того, сознаем мы или не сознаем, мимо скольких возможностей ежесекундно проходим».
Лем прекрасен и в малой форме тоже. Причём буквально в крохотном эссе на десяток абзацев он способен сказать так много!.. Очень люблю его такого: умного, тонкого, краткого, ёмкого. И хотя его эссе «О сверхчувственном познании» оставило в душе какой-то невнятный след безучастного недопонимания в тех вопросах, что волновали его двумя годами позже... Честно говоря, удивила его «тяга» к теме парапсихологии даже в ключе её отрицания... Как-то всегда казалось, что великий поляк, в своей прозе в том числе, выше всего этого хлама и треша... -Но его эссе «Нечто вроде кредо» сразу забрала в сегмент «настольных» афоризмов.
Лем рассуждая о своём месте в литературе, — очень цельно и вдумчиво подтягивает все мыслимые актуальные (и по нынешний день) ключевые темы.
Игра и слепая случайность (random variable), — какое место они занимают в нашей жизни?. Включая все мульти варианты ещё не случившихся событий / альтернативных возможностей / мыслеформ.
Привычные культурологические ценности, — есть ли в них что-то «живое» и внятное?.. Кроме признанных штампов, главная задача которых как-то обозначить и облечь в слова то, что на них не всегда ложится.
Наше стремление к познанию трансцендента — что это: стремление на клеточном уровне к заложенной от природы гениальности или просто дань тому обстоятельству, что мол модно заниматься личностным ростом?..
Каждодневный обман и шутовство. Идейные схватки искусства и логики, эмоций и рацио, давно принятого и непостижимо далёкого...
Свобода, — в том числе в вопросах веры и выбора, — что здесь определяющее: сухая статика или постоянное ожидание чуда и новой удачи?..
Кто мы такие в своих субъективных обстоятельствах?.. На ум почему-то приходит его бесценный афоризм из великолепного Соляриса: «Человек, пытаясь постичь что-то чуждое его здравому смыслу, может увидеть только своё собственное отражение».
PS «...все-таки ни в чем я не уверен так безусловно, как в том, что могу очень быстро отличить умницу от дурака, слепца от гения по нескольким взятым наудачу страницам.»
PPS И в позитивный тон авторского финала этого эссе от себя скромно скажу: Всё-таки такие авторы как Лем будут актуальны всегда. И в этом, — чем больше его читаю, — тем больше уверена.
artem-sailer, 7 августа 2018 г.
В этой короткой заметке Лем пишет о том, что жизнь человека нанизана на цепь случайностей, которые и определяют её течение. Выбрать религию или науку, стать писателем или учёным — всё это результат череды мелких и не очень мелких событий, прервать ход которых человек не всегда в силах.
rusty_cat, 16 марта 2009 г.
Красиво, трагично, страшно...
Исправление от 16.03.2009: воочию столкнулся со странной системой оценок за отзывы. заработал первые отрицательные баллы (-3). Однако же, право, добавить еще что-то к этим трем словам означало бы надругаться над произведением автора. Рассказать, что Лем рассуждает о смертности человека, о том, что вне зависимости от взглядов и пристрастий, от того, проповедует человек науку или религию, конец для всякого одинаков. Рассказать, что по Лему, любой человек начинает с ощущения беззаботного счастья, позже узнает о множестве различных забот, а в конце, когда наконец багаж опыта становится достаточным для того, чтобы видеть и чувствовать истинное счастье, душа человека оказывается в ловушке его физического истощения — стареют органы, организм изношен и с каждым вздохом смерть становится все ближе. Это означает не сказать ничего. Поэзию НЕЛЬЗЯ перессказывать. Каждое слово Лема в этом коротком эссе о собственном призвании надо прочувствовать. А для этого нужно прочитать. Увы, некоторые люди считают себя вправе судить не разобравшись. Искренне, жаль...