Дмитрий Володихин, Сергей Чекмаев «Поворот рек истории»
История России могла пойти по тысяче путей, помимо того, который мы знаем.
Сборник рассказов ведущих писателей-фантастов «Поворот рек истории» предлагает взглянуть на альтернативные варианты истории нашей страны, те, которые по каким-то причинам не состоялись. Там есть Россия, которая никогда не знала ордынского ига. Россия, которая открыла Америку, Россия, в которой победили декабристы, Россия, в которой Советский Союз все-таки взял верх в борьбе за мир во всем мире, Россия, в которой вообще не возник СССР, а Империя продолжила счастливое существование.
И, кстати, для создания всего этого многообразия альтернативных реальностей не понадобилось ни одного «попаданца«!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aluvian, 26 сентября 2019 г.
«Поворот рек истории» – превосходный сборник, не похожий ни на один другой (даже на «Лабиринты времени» от тех же составителей). Каждый из рассказов уникален и, главное, это действительно альтернативная история без какого-либо внешнего воздействия (в лице «попаданцев» или иной внешней силы). Просто в какой-то момент что-то в параллельном нам мире пошло чуть-чуть по-иному. Решили объединиться перед нашествием монголов русские князья, победили на Сенатской площади декабристы, открыли перенос сознания (души?) в момент гражданской войны, стали единым целым в какой-то момент Византия и Русь...
При этом рассказ может быть даже не о самом поворотном событии, а о его последствиях, о мире, живущем после того, как что-то пошло непривычным для нас образом, как в рассказе А. Ветлугиной и Д. Максименко или в рассказе Д. Володихина: поворотная точка давно пройдена, и люди живут… а вот как живут, так же или иначе – это уже нужно читать.
Есть и капелька юмора: рассказ О. Дивова. Он выделяется из антологии всем: и временем действия, и шутливостью, и какой-то добротой – и так хочется, чтобы этот эпизод оказался правдой. Уж больно милым получился основной советский персонаж! Пусть он и не действует в тексте, только присутствует, но вокруг него вертится вся Зем... э, Луна.
Каждый рассказ по-своему прекрасен. В мире, созданным Д. Володихиным, хочется пожить, потому что он нет, не идеален, но настолько удивителен, что жалеешь о его «параллельности». Хотя, говорят же, что все параллели существуют, только для нас не достижимы, так что может, где-то существует и такой вариант судьбы. Мир О. Дивова – узнаваем и добр с капельной иронии. Мир А. Ветлугиной и Д. Максименко – такой реальный, пугающий и такой «наш», хотя, казалось бы, перемены в «поворотной точке» должны бы всё изменить.
Рассказ А. Больных – история династии, не случившейся в нашем мире. Хочется, если честно, роман, как у Т. Драйзера, рассказывающий не отрывки, а всю-всю историю этого рода. А у А. Музафарова герой ведёт увлекательное, пусть и неспешное, расследование, от которым веет чем-то... девятнадцативечным, пусть там и летают самолёты. Наверное, это и удалось в рассказе: несмотря на время и технику, люди сохранили скорости и мышление прошлого века, и этим он создаёт ощущение полностью иного мира.
Хотите боёв и схваток? Рассказ Д. Федотова, с невероятным для нас историческим допущением. Но ведь стоило тогда проявить чуть меньше эгоизма, и вся наша история стала бы другой... А вот рассказ С. Сизарева – мистика. При этом мистика – фантастическая, вполне научная и может быть, даже возможная. Ведь изобрети кто-то подобное даже сейчас… Надеемся, оно так и останется в фантазиях, ведь не все способны проявить решимость главной героини.
Самый странный – рассказ Т. Беспаловой. Поначалу – это классическая альтернативка, причём очень «солнечная», добрая, мягкая. А в конце всё переворачивается с ног на голову – или наоборот? Но финал не самый ожидаемый, если не подглядеть в конец. Но вы же не станете этого делать, правда? И потому насладитесь отличной антологией с прекрасными и очень разными рассказами.
Думаю, сборнику смело можно поставить 9. Это очень удачный эксперимент, и стоит надеяться на его повторение.
mputnik, 14 августа 2020 г.
Наихудший сборник за последние несколько лет. Естественно, ИМХО — на истину в последней инстанции не претендую, речь идёт лишь о тех антологиях, что вкушал лично. Но опираюсь при этом — на 100%-ое документирование оного процесса (то бишь — когда на каждый текст сборника оформлен соответствующий отзыв). Таких сборников только тут — на сайте — с десяток (может и больше), примерно столько же на Литресе, и примерно столько же — на прочих ресурсах. Так что оценка — не голословна, в выборке — около тысячи аналогичных текстов.
Но в данном конкретном случае — в качестве исключения — известна Причина низкого качества: полное несоответствие названия антологии содержанию составляющих её текстов. Никакого «ПОВОРОТА» рек истории — нет и в помине. Есть «констатация факта изменения русла». При этом — в подавляющем числе случаев — остаются за рамками повествования и сами причины оного изменения оного русла. А всё повествование — по сути — заключается в нуднейшем обмусоливании второстепенных деталей этого самого «нового русла» — изгибов его, подстилающих пород, окружающего ландшафта, и даже — химического состава воды.
Зачем это сделано, в чём тут суть и смысл — лично для меня остаётся загадкой. Единственное твёрдое убеждение, на котором настаивает моё ИМХО: это — НЕ Фантастика. Это — какой-то весьма специфический жанр, возможно отдалённо — где-то, как-то — коррелирующий с Фантастикой. Всего два текста из этого сборника могут быть «допущены» в Светлый Храм Фантастики — «Пять шагов за окоём» и «Американцы на Луне»