Мария Галина «Бард»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Он перевертыш — украденный кэлпи и не способный вернуться к людям. Он бард и не может принимать участия в войне, но он может попробовать остановить её, пусть и не сразу.
Входит в:
— журнал «Если 2008'10», 2008 г.
— антологию «После Апокалипсиса», 2008 г.
— сборник «Куриный Бог», 2013 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 72
Активный словарный запас: очень низкий (2280 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2009 // (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2009 // Средняя форма, повести |
- /языки:
- русский (3), польский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- В. Яблоньский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 7 июля 2024 г.
Очень женская история: много эмоций, много мелодрамы, много ненужных, на мой непросвящённый взгляд, подробностей и деталей сентиментального характера.
Постапокалиптический сеттинг повести Галиной таков:
- в результате таяния льдов значительно повысился уровень мирового океана, в результате чего значительная часть, неуказанного в тексте континента, оказалось под водой;
- образовалась Дельта — залитая водой низменность с многочисленными рукавами-протоками и своеобразной флорой и фауной;
- численность населения Земли очень существенно сократилось и составило приблизительно 10 миллионов человек;
- 2/3 оставшихся проживают на остатках материка, около 3 миллионов живёт на так называемых Территориях (искусственных насыпных сооружениях) в районе Дельты, где добываются основные ресурсы необходимые для выживания циливизации.
На этих территориях идёт борьба между людьми и кэлпи,основанная на разных подходах к пониманию правильной экологии. Чёткого ответа на то, кто такие кэлпи, автор не даёт. Это то ли деградировавшие люди, то ли мутировавшие ластоногие, то ли особый вид разумных существ, живущих издревле.
Лично мне, по манере и типу поведения, по отношению к природе, войне, врагам они напомнили североамериканских индейцев. Акцент на цвете кожи кэлпи только укрепил меня в этом мнении. Вспоминаются романы Джеймса Ф. Купера и Сат Ока. Только вот зачем писательнице понадобилось делать их «пидорами» (это в тексте так их называют люди, это не я!), лично мне неясно. Их социальная организация вызывает у меня чёткую ассоциацию либо с пчелиным улием, либо с муравейником.
Это душещипательная история о девятилетнем мальчике Фоме, которого похитили кэлпи, сделав из него чудесным образом (за одну ночь!) двадцатилетнего Барда своего народа с помощью некоего «волшебного молока», конечно же, сюжетно не нова. Прецедентов и аналогов в мировой литературе разных жанров множество, но при чтении никакого ощущения явной вторичности не возникает. Возникает здоровый читательский интерес. Чем же всё закончится? Какой выбор сделает Фома/Бард?
Зачем кэлпи Барды и какая у них роль, вы узнаете, прочитав повесть.
Этот оригинальный текст раскажет нам о любви, предательстве, душевных терзаниях, благородстве. Он расскажет нам о войне, экологии, гармонии с природой, о зеленокожих кэлпи, о будущем.
Финал мне не понравился ибо он типично-мелодраматично женский. «Сопливый», короче, получился финал.
Мораль всей басни/повести проста. Благородство против прагматизма не имеет никаких шансов. Поэтому в современном мире и верховодят циничные англосаксы, а индейцы (кэлпи) истреблены или загнаны в резервации.
Сюжет и сеттинг «Барда» неплохи, а вот образы героев, как главных, так и второстепенных, на мой непросвящённый взгляд, немного подкачали.
Читать любителям постапа с явным этнически/экологическим уклоном.
Seidhe, 7 сентября 2015 г.
Должен предупредить сразу, что с творчеством Марии Галиной я до прочтения этой повести знаком не был, но неоднократно натыкался на восторженные отзывы о нём. Прочитать «Барда» решил, наткнувшись на упоминания о том, что повесть напоминает творчество Урсулы Ле Гуин. В итоге остался в лёгком недоумении от прочитанного.
Во-первых, я так и не понял, в каком жанре написана повесть. Что это? Фантастика в постапокалиптическом антураже? Фэнтези? Сюрреалистическая притча? Ответа на страницах повести я не нашёл... Написано, конечно, достаточно красиво, и мир Дельты получился весьма правдоподобным (кто бывал в дельте Волги, меня поймёт), но непонятно одно — зачем. Зачем всё это написано? Прежде всего не понятно, кто такие эти самые кэлпи, которые потом вообще оказываются фоморами. То ли люди, то ли волшебные существа, то ли ещё кто. И откуда они взялись. И какими силами они владеют. И что за «молоко королевы», которое способно за одну ночь сделать из ребёнка взрослого мужчину. Вопросы, вопросы, вопросы... И ни одного ответа. До последних страниц надеялся, что всё как-то объясниться, но не тут то было. К финалу автор вообще наворотила такого, что аж оторопь берёт,
В общем, весьма противоречивые чувства. Семёрку поставил за образ и мировоззрение кэлпи, да за неплохую стилизацию стихов. И сравнение с Ле Гуин однозначно не в пользу Галиной. Рекомендовать не могу. Прочтите лучше «Слово для «леса» и «мира» одно» — по сути о том же самом, но гораздо понятнее и на порядок сильнее.
mastino, 14 июня 2010 г.
Каждый автор, с творчеством которого я знаком, своими предыдущими произведениями «задает планку», и при прочтении, я обязательно, на подсознательном уровне сравниваю произведения, написанные этим автором. К чему я? К тому, что планка, которую установила Галина, после своей гениальной «Малой Глуши» — очень высока...
Забегая впереди паровоза скажу сразу, что «Бард» не разочаровал. И на фоне «Глуши» не затерялся...
Обычная, на первый взгляд история о войне, превратилась в глубокую, умную и печальную историю о взрослении человека, о понимании человеком других существ, о умении человека любить, прощать, понимать...
Два разных народа, две разных расы. Расы, совершенно не понимающие друг друга, и не могущие прекратить войну. И волею судеб, герою довелось встать между этими двумя сторонами конфликта. Оказаться между молотом и наковальней. Оказаться между существами, ставящими честь выше жизни, и своими соплеменниками. Страшная ситуация, из которой крайне тяжело найти выход.
Случайно, по какой то прихоти судьбы, герой повести становится почти самым, пожалуй, важным существом в стане противников своей расы. Самым важным и самым уважаемым. И ему, волею судьбы, приходится вести в бой войска. Войска, стремящиеся уничтожить его народ, его отца, его мать.
Но при этом всегда есть шанс — шанс мира. Вопрос в том, удастся ли добиться этого...
У Галиной получилось, несмотря на «военно — кровавый» антураж, удивительно лиричное, доброе, как ни странно, и грустное произведение. Произведение, которое обязательно после прочтения хочется вспомнить еще раз, и хоть немного подумать и погрустить о судьбе его героев...
Reynar9, 4 сентября 2015 г.
Вот так и боремся всю свою историю, с природой, с врагами, с инакомыслием, сами с собой, за пищу, за територию, за веру и просто ради развлечения. Человеколюбие христианства за тысячи лет не сделало человечество миролюбивее. Когда-то терпение Господа иссякнет и он нажмет кнопку «Рестарт»
MarchingCat, 27 августа 2015 г.
Очень творчество Ле Гуин напомнило. Та же поэзия в прозе. И не женская поэзия, а универсальная, цепляющая зрелого читателя любого пола.
И такая же прекрасная прорисовка чужой расы, мотиваций, проблем контакта. Плюс грамотно выстроенный и полностью завершённый увлекательный сюжет.
Прекрасное произведение.
Yazewa, 7 июля 2012 г.
Грустно — и красиво. И честно.
Традиционная атмосферность затягивает нас в мир кэлпи. Мы понимаем, что автор сочувствует именно им, — не людям. Поэтому в начальной части так раздражает упрямо поливающий их руганью ребенок. Но потом и сами кэлпи демонстрируют раздражающее, бессмысленное упрямство. Люди, кэлпи... Хороши и те, и другие. Если не быть миру, то все воюющие не вызывают симпатии.
Иносказательно можно считать, что идет война прагматического — с волшебным. Или цивилизации — с природой. Или просто умирает сказка? Или уходит честь и достоинство?
Наверное, каждый увидит свое. А книга запомнится. Кажется, у нее долгое послевкусие. Я прочитала только что, но уверена в этом.
Gynny, 27 июля 2013 г.
Бывает такое — текст цепляет целиком, так что анализировать, вычленять что-то и не хочется. У меня так вышло с «Бардом». Прочитала вчера «на одном дыхании» — в последнее время это весьма редко бывает.
Да, источники, из которых «питался» автор, ясны и прозрачны — тут и сказки о «подменышах», и кельтские мифы про недобрый, склонный к оборотничеству (человек/конь) речной сказочный народец — келпи, и «водная» постапокалиптика, и биология социальных насекомых — не случайно, ох, не случайно автор муравьев упоминает и... можно продолжать. Но «поверить алгеброй гармонию» — это значит — ту самую гармонию разрушить, а главное в этой истории — не только — о чем, а как — поэтично, красиво (не красивенько — со словесными рюшечками, а именно — красиво) и честно (за финал автору — браво!).
Alex Fear, 9 апреля 2013 г.
История эта похожа на красивую поэму, но почему-то, поэму без начала и конца. Кажется, этому произведению пошло бы на пользу некоторое расширение, пусть и не до степени романа, но всё же крупной повести.
Но это не большой недостаток. Наверное, я даже и не прав, быть может, в повести этой всё вполне гармонично, а я просто придираюсь, потому что мне нравится критиковать (немного, но всё же). Но это моё мнение, и я его не изменю.
Так, ладно, с проблемой формы разобрались. Теперь чуть-чуть о том, что там внутри.
А внутри — добрая, но не очень, кровавая, но только поверхностно, грустная и очень занимательная история о человеке, ставшем бардом (против воли) на вражеской стороне, о его прозрении, о его страдании, о том, как важно остаться человеком, даже если вокруг тебя сплошь лица чужих. Повесть эта о том, как не растеряться, как не стать врагом самому себе, не сойти с ума и сделать единственно верный выбор.
Хорошая это повесть, хоть и мрачная. А я люблю мрак.
olmi, 6 января 2012 г.
Несмотря на благоприятные отзывы уважаемых людей, вообще вижу здесь психологической достоверности. Не ребенок, а какая-то недоработанная виртуальная модель. А в остальном — да, местами красиво, оригинально, понятно, что сказать хотелось автору, и т.д., и т.п. Но (оговорюсь: исключительно по моему сугубо личному мнению), чтобы правдиво писать про детей, надо их как-то больше любить или хотя бы больше понимать...
duke, 11 января 2009 г.
Мария Галина пишет очень по-разному. И хотя мне довелось прочитать не более десятка повестей и рассказов, принадлежащих ее перу, такой вывод сделать можно. «Бард» — история, в которой ирреальность, похожая на психоделическую музыку, прорывается, просачивается, проникает сквозь текст, который, фактически, не несет в себе этой функции. В процессе чтения происходит нечто, напоминающее медитацию. Медленное, вязкое, безостановочно-плотное погружение в Мир. На этот раз – в изумрудно-зелёный водный мир кэлпи, противостоящий миру людей, провонявшему железом и отсвечивающим на солнце жирными чёрными пятнами многочисленных нефтяных платформ.
Впрочем, эта всепоглощающая атмосферность свойственна большинству рассказов Галиной, что я читал. И в этом, уверен, и состоит настоящее волшебство, постулирующее писательский талант. «Бард» — красивая сюрреалистичная история, в которой мало логики, но много поэзии; мало житейского смысла, но много правды жизни; мало ярлыков, но много метафор;
Финал. Он мог быть другим: более счастливым, более легким, более воздушным. Мне бы этого хотелось. Но, наверное, это было бы неправильно. Так как есть – честнее.
kkk72, 29 декабря 2008 г.
Сюжет о ребенке, похищенном фэйри, использовался много раз. Но Галина смогла посмотреть на эту историю с несколько неожиданной стороны. Очень атмосферным получился мир будущего, напомнивший мне «Триллиум». Подробно и интересно описаны обычаи келпи. Противостояние людей и келпи получилось очень образным. Так и видишь ревущие катера людей, их буровые вышки — и бесшумно скользящие меж островов челны келпи и их зеленые лица. При этом у автора каждый персонаж получился живым и индивидуальным. Удачно изображены метания главного героя, оказавшегося меж двух огней. Но вот концовка мне не слишком понравилась. И все же повесть заслуживает внимания.
Ladynelly, 17 сентября 2009 г.
От произведения веет вторичностью. Мир напоминает «Затонувний мир» Балларда, а сюжет один и эпизодов «звездной тени» Лукьяненко.
В повести хорошо показано взросление героя — от глупого мальчика, до рассудительного миротворца. Поначалу главный герой меня бесил своей упертостью. А потом начал вызыать симпатию. В этом заслуга автора.
Но на мой взгляд совершенно не раскрыта история кэлпи. Хотелось бы все-таки прочитать откуда пришли кэлпи.
LAN, 30 октября 2008 г.
Печальная притча о войне, ее виновниках и ее результатах. Главные герой — человек, должный сделать выбор между верностью людям, которые его родили, и кэлпи, сделавшими его Бардом — существом, способным выиграть или хотя бы остановить эту войну.