Иван Белов «Полста жён Руха Бучилы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
17 марта 1220 года грянул День гнева — багровая вспышка в небе обрушила стены городов, церкви, терема. Утром солнце не взошло. Под покровом смрадной, удушающей темноты пришли твари, исторгнутые самой Преисподней. Полгода люди жили в страхе и темноте. Солнце стало только 10 сентября.
Пятьсот лет прошло с того дня, а люди до сих пор не перебили поселившихся на земле тварей. В далекой таежной деревне, чтобы защититься от набегов нечисти жители наняли вурдалака — Руха Бучилу.
Впервые опубликовано на Autor.Today 26.06.2019
Входит в:
— цикл «Заступа»
— сборник «Заступа», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 3 марта 2025 г.
Так как эта первая история (автор сам называет ее зарисовкой и правильно делает) была опубликована второй, то второй я ее и прочитал. И мне кажется, что так и надо. Ведь тут спойлерятся важные факты, которые в «Ванькиной любви» лучше работают в связке казалось-оказалось.
Один из столпов этой истории — атмосферность, передающаяся не только через нагнетание напряжения, но и информированием о месте и времени действия. До дыр затерто сравнение с Сапковским, так вот уточню, что у Белова лучше получается!
Причем, если не сравнивать с Ведьмаком, там вообще про другое, а с «Гуситской трилогией». Оба автора показывают мистический апокалипсис реалистическими средствами, но там, где у Сапковского страшная байка, у Ивана Александровича по-настоящему лютый постмодернистский ужастик в стиле Гильермо дель Торо (которого я тоже нежно люблю)) Плюс, лично я словил вайбы самых жутких страниц Андрея Столярова и Андрея Саломатова, которые в девяностые написали свои самые мрачные и жуткие сказки.
Второй столп — язык. В отзыве на «Ванькину любовь» я уже писал, что не люблю метод сказа. Вот здесь его и нет, а пряный и густой замес из архаизмов, сквернословия и деревенской прозы наличествует. И это отлично работает, как на историю, так и на ту самую атмосферу жути.
Надеюсь именно такой стратегии письма автор по большей части и будет придерживаться. А не увлечется теми самыми пресловутыми «индовзопревшими озимыми»))
Впрочем, три тома уже готовых впереди. Почитаем-полюбопытствуем, куда кривая охотничьей удачи вывезет Руха и его создателя.
morgan19, 17 марта 2023 г.
Мы переносимся на Русь в високосный 1676 год от Рождества Христова. Повествование начинается с перечисления исторических событий тех лет. Насколько они достоверны, судить не берусь, но некоторые всё-таки я проверила. К тому же, насколько мне известно, Иван Белов дружит с историей на твёрдую пятёрку, и практически все его произведения имеют отсылки к историческим событиям. Но об этом я расскажу позже, а сейчас вернёмся к повествованию.
Попутно мы узнаем, что Рух живёт на так называемой Лысой горе в руинах дома, который заложил 600 лет назад колдун-чернокнижник пришедший в эти земли с Киева. По легенде, дом в два яруса и с шестиугольной башней колдун возвёл за одну ночь. А спустя какое-то время дом полностью сгорел. Да не просто сгорел, а сжёг всё на полверсты вокруг. С тех пор чёрные развалины высятся острыми оплавленными клыками на лысой горе, зарастая лесом и сорняком. Люди боялись этого места, пока в руинах не поселился Рух Бучила — вурдалак и проклятая душа. Заступа села Нелюдова.
Руха весело встречает народ, озаряя ночную мглу факелами. Одеты празднично, в расшитых рубахах и новых лаптях. Из толпы к Руху выходит старейшины села Аникей, Устин и Невзор. Старейшины почтенно кланяются Руху, узнают, как он, хорошо ли спал. Из разговоров мы понимаем, что Рух для села и людей — главная опора и защита, что без такого вот Заступы в том мире, который нам показывает автор, прожить никак нельзя. По всем вопросам с нечистью, которой, к слову, в этих краях обитает очень много, идут к Заступе.
История гласит, что семнадцатое марта одна тысяча двести двадцатого года озарилось слепящей багрово-фиолетовой вспышкой. После этого землю заполонила нечисть. Начался хаос. Никто не знал, что случилось. Длился этот ад на земле ровно сто одиннадцать лет, пока в тысяча триста тридцать первом году на Венском конвенте уцелевшие христианские государства не объединились и не дали отпор нечисти. Рух Бучила и такие же, как он, Заступы, которых было крайне мало, стали оберегать сёла и деревни. Причём и властью, и церковью это было одобрено. А плата за службу народу была по тем меркам мизерная. Одна жертва в год. Девица невинная в невесты вурдалаку.
Такая плата была конкретно Руху Бучиле. Что же до других Заступ, этого я не знаю и в повествовании не находила об этом информации. Но могу предположить, что тут плата исходя из происхождения Заступы. Так как Рух вурдалак и по логике он питается кровью, то и мыт ему соответствующий.
Дальше мы узнаем, что невесту выбрали из сельских. Марьюшку — сироту. И тут важный момент, что последнее слово в выборе невесты было за Устиньей, местной знахаркой. Ещё мы имеем отсылку на третью в цикле серию Птичий брод. Один из старейшин просит сходить Руха к броду, так как там сгинули возчики. А недалеко в лесах мужики слышали страшные завывания. Рух обещается проверить после того, как натешится с молодой невестой.
Собственно на этом можно и завершить пересказ, так как дальше Рух уводит Марьюшку к себе в подземелье, прогоняя народ. И оставшись с ней наедине, делает то, что обычно делают все кровососущие.
Рух Бучила поначалу производит впечатление ленивого напыщенного грубияна, который удобно пристроился рядом с людьми и «законно» тянет невинную православную кровь. Воспоминания, которые мелькают в голове Бучилы, ничего конкретного нам не показывают, лишь то, что он непрочь позабавится с ведьмами, покутить да лечь в спячку на много недель.
По сути, первая серия показывает нам картину того мира и знакомит с его устройством. А о главном герои может сложиться смешанное впечатление или вовсе негативное. Тут следует внимательно прочесть эпиграф, который гласит:
Сплю. Снов не вижу, наяву грежу. Проклятый Богом и людьми, себе ненавистный. Могилой мне камень. Внутри сухие кости и мертвая плоть. Ища спасения, обретаю тьму без теней и черную бездну. Кричу во все горло, но крик мой нем.
Хочется разобрать этот эпиграф, дабы понимание о главном герое стала глубже, чем то, поверхностное мнение, которое складывается в ходе повествования первой серии.
Как мы понимаем, перед нами нечисть, а точнее упырь, вурдалак, вампир, как сам себя будет называть Бучила в ходе следующих частей. Все мы знаем, что вампирами не рождаются, а стать таковским можно только после обращения. То есть мы ничего не можем сказать о происхождении Руха. Так как об этом не рассказывается с самого начала. Но по эпиграфу следует отметить, что самому Руху ненавистно то, кем он является. И мы можем предположить из того же эпиграфа, что Заступай он стал не для того, чтобы «законно» пить кровь, а душу свою проклятую хоть немного очистить от грехов перед Божьим судом.
Эпиграфы в цикле Заступа играют очень важную роль, и те, у кого складывается ложное впечатление, что Рух мерзавец и подлец, просто игнорируют это вступление. Это только мой вывод, и я ни в коем случае не хочу задеть тех читателей, которые углядели в Рухи лицемера и злобную тварь даже после детального прочтения. Просто делюсь своим опытом и мыслями о сюжете и повествовании в целом.
Первая серия конкретно мне понравилась своим историческим вступлением. Как я выше упоминала, Иван Белов дружит с историей, но я с историй, к сожалению, совершенно не дружу. Поэтому полезла в интернет искать совпадения по отсылкам из серии. Нашла немало совпадений, но как говорит сам автор, которого я прямо спросила, об истории — события на 99% вымысел.
Но на мой взгляд, это не делает повествование каким-то топорным и совершенно неуместным. Когда читаешь книгу, то невольно начинаешь верить, что это и вправду было. Думаю, это и есть то, что читатели называют «верю/не верю». Я верю автору и погружаюсь в события с головой.
Авторский язык — это что-то новое конкретно для меня. Тут у нас и архаизмы, и крепкое словцо, и юмор своеобразный, колкий, но от этого повествование не становится менее гармоничным, а наоборот привлекает своей оригинальностью. Это только мои впечатления и ранее я не читала подобно написанных книг.
Атмосфера именно такая, как я люблю. Сырое, мрачное подземелье, ночные гиблые леса и болота, фольклорная нечисть. И во всём этом махонькое село со своей историей, героями и традициями. А во главе всего этого — вурдалак.
В целом я довольна вступительной серией. Но в силу того, что начала я знакомство со второй серии цикла, то бишь с «Ванькиной любви» мне кажется, что эти две серии стоило объединить в одну.
ArtemTolmachev, 4 августа 2024 г.
Прослушав в аудиоформате «Полста жён...», я впервые познакомился с персонажем Рухом Бучилой, Заступой, одним из многих, кому пришлось жить в страшном, трещащем по швам мире, где нечисти стало больше, чем людей. Привлёк хороший слог, образность. Сразу погружаешься в этот пугающий, но в то же время притягательный мир.
Первый рассказ из цикла о Бучиле — это вводная о Рухе-Заступе и о Вселенной, где разворачивается действие. Атмосферно, жутко и с юмором.
10 из 10.
Lilian, 20 марта 2024 г.
Рассказ — знакомство с миром и главным героем. Но всё же больше с миром. Подробная историческая справка, живописание мира после Гнева Господня, новый уклад среди тьмы и чудовищ. Люди приспособились, но это тёмный опасный мир. И порой для того, чтобы защититься от чудовищ, нужно своё чудовище. А чудовищу нужны жены.
О главном герое узнаем меньше, но это ведь пока только начало истории.
В качестве вводной в мир — хорошо. В качестве самостоятельной истории — и не предполагалось (поэтому оценку пока попридержу).
majj-s, 15 июня 2023 г.
«Полста жен Руха Бучилы» — как раз та первая, вводная история, в которой разъясняются особенности договора — одна «жена» в год. Только на сей раз, наряженную невестой приводят не чужачку-рабыню, а бедную красивую девушку из местных. Бедняжка опоена каким-то дурманным снадобьем почти до бесчувствия.