Андрей Смирнов «Ураган»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Проклятие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Деревенская красавица, мечтающая о красивой жизни, два сластолюбца-дворянина, изуродованная в детстве девушка, банда сельских бандитов, пожилая владелица разорившегося трактира, убитый собственной матерью младенец и наргантинлэ — ужасающий живой шторм. Их судьбы сложно переплетаются друг с другом на протяжении многих лет. Поступки вызывают последствия спустя годы и десятилетия. Ошибки молодости догоняют стариков. И все это сплетается в разрушительный ураган катастрофической трагедии.
Входит в:
— цикл «Кельрион»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 264
Активный словарный запас: низкий (2592 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 15% — на редкость ниже среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Black ermine, 8 октября 2014 г.
Самое первое, что надо сказать об «Урагане» — это не фентези. Подобно тому, как Бредбери и Лем использовали фантастику как элемент антуража для вполне философских и драматических произведений, так и Андрей Смирнов использовал в своем романе фентези как инструмент. «Ураган» — самая настоящая драматическая повесть, в которой главный акцент проставлен на взаимоотношениях и судьбах героев, а не на магии и сверхъестественных явлениях. А фентези в ней — не более, чем декорация, притом вполне качественная.
По духу и впечатлению «Ураган» напоминает, ни много ни мало, произведения Достоевского. Подробное описание мотиваций и образа мысли героев, глубокий психологизм, размышления над причиной появления зла в сознании и поступках человека — все это сильно перекликается с творчеством Федор Михайловича. И внешние проявления также схожи: судьбы у персонажей трагические, положительных героев почти нет, а даже те, что есть остаются на где-то на третьем плане. Но вместе с тем нет и опереточных злодеев, во всяком случае даже самые отвратительные персонажи не производят такого впечатления. Есть просто люди — озлобленные и эгоистичные. Но от этого они становятся еще страшнее, потому что автор сделал их пугающе реальными. Не картинно злобными, как толкиеновские орки, не гламурно-циничными, как аристократические вампиры, а просто настоящими. Это — настоящее зло, исходящее от людей, а не выдуманных чудищ, зло, с которым каждый из нас может столкнуться в любой момент. Лично у меня в процессе чтения не раз возникало желание уничтожить человечество, порождающее таких уродов или хотя бы, надев на голову глухой шлем, побежать записываться в ближайший Орден Добра и Света, дабы посвятить остаток жизни искоренению зла.
Разумеется, глупо было бы ставить в один ряд титана литературы и просто хорошего писателя, но резонанс их мыслей налицо.
Мне кажется, на «Ураган» стоит обратить внимание нескольким категориям читателей: тем, кто любит жесткое, реалистичное фентези в стиле Мартина и Аберкромби, а также любителям психологической драмы. С драмой полный порядок, а собственно фентезийные элементы, хоть и не играют решающей роли, но вписаны в сюжет органично и сами по себе довольно оригинальны.
Резюме. Очень хорошее, но тяжелое произведение. От себя добавлю, что давно книга не производила на меня такого мощного впечатления. Это — прекрасный образец настоящей, неразвлекательной литературы. Но как совершенно правильно отметил предыдущий рецензент, не читайте ее если вам не по душе мрачный реализм.
мотылек, 27 августа 2012 г.
То что безусловно выделяет этот роман среди множества фэнтезийных произведений подобной направленности — это его атмосфера. Ее безусловную мрачность можно было бы назвать жизненной, если бы автор добавил хоть немного светлых красок, апеллирующих к надежде на счастливое завтра. Однако этого не случилось и мы получили роман, в котором сюжет по сути пишется тоской, отчаянием и беспросветностью. Никаких глобальных свершений и переделов мира здесь не обретается, грандиозности масштаба и величия действа — тоже не видно, и даже наличие экзотических фантастическо-мистических составляющих сюжета не прибавляет ему «вкуса» классического книжного приключения. Описываемые события жизни главных героев, несмотря на все перепетии и необычности в поворотах повествования, выглядят на удивление буднично, бытово. И вот как раз эта реалистичная «бытовуха» и придает произведению ту мрачную правдивость, которая заставляет тебя поверить, что да: если б это происходило на самом деле, то скорее всего так оно и было б. И от этого становится еще более тоскливо и печально.
Конечно этот роман далеко не первопроходец на литературной тропинке, замечающей, что доблестный рыцарь в походе на дракона сторожащего принцессу, должен не только во весь опор скакать по бескрайнему полю, но и суп себе на привалах варить, прохудившиеся кальсоны штопать, и лопухи для похода по нужде надрать. Да и дракон далеко не всегда будет обязательно повержен, а рыцарь после схватки с ним — с полным комплектом рук и ног. И принцесса может оказаться не такой уж прекрасной...
Но в отличии от других, читаных мною, подобных «жизненных» романов, этот безусловно самый страшный. Страшный именно своей безысходностью. Равнодушием жизни к маленькому человеку, со всеми его чаяниями, надеждами и верой. Судьбой — перемалывающей людей в своих кровавых жерновах безразличия. Смазанностью и размытостью грани между добром и злом, которая не проходит гранитным разделом совершаемого единичного выбора, а растекается аморфным киселем бытовых перепетий, подверженных тихо тлеющим человеческим страстям и порокам.
В общем любителям «суровой правды жизни» этот роман должен понравится. Если же вы предпочитаете читать что то позитивное и жизнеутверждающее, то лучше эту книгу пропустить.