Александр Гоноровский «Собачий лес»
1961 год. В фабричном поселке пропадает девочка. Шестилетний Валька со своей подругой Мией отправляются на ее поиски в соседний лес и встречают там гигантскую куклу. Это всего лишь первая из множества тайн, которые им придется разгадать.
Шорт-лист национальной литературной премии «Большая книга» — 2019. Лонг-лист премии «Ясная поляна» — 2019.
Первая публикация: журнал «Новый мир» №2, 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2019 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 8 октября 2020 г.
Вещь сюрреалистичная, хотя элементы мистики, детектива и (будем великодушны) хоррора в русской народной версии имеют место быть. Конечно, байка про куклу, очень хитросделанную немецким умельцем для немецкой аристократки, которая, как водится, попала в тихий советский городок (кукла, а не аристократка), не оригинальна даже для русского хоррора. Немцы, «которые обезьяну придумали» вполне могут и зловредную игрушку изобресть.
Жизнь советского городка показана весьма наглядно, детишки очень даже лихо осуществляют своё взросление (в том числе используя пресловутый лес для игрищ в духе подсмотренных картинок в порножурналах, детям кстати по шесть годков), хотя с учётом времени действия некоторые события выглядят странно. Например, изобилие продуктов в самый разгар последствий хрущевской целины.
Но это фон, а вот сама разбросанность разделов повести по «картинкам» выглядит как то слишком хаотично, а принцип раскрытия картинок в детском сознании у меня лично вызвал чувство недоверия, как и принцип «ограничения по ёмкости». Кто в конце концов, замерял у реципиентов емкость памяти и производительность «серого вещества»?
В общем, сказка про детей не для детей и чересчур абстрактная даже для некоего элемента позитива в финале. Который, если рассмотреть поглубже, скабрезный и кощунственный, даже больше, чем применение советскими детьми «весёлых картинок».