Дорис Лессинг «Маара и Данн»
Маара и Данн — сестра и брат, вынужденные с юга к северу пересечь континент Ифрик. Во-первых, они спасают свои жизни. Природные катаклизмы уничтожили цивилизацию: ледники покрыли планету с севера, а на юге все уничтожает засуха. С другой стороны, лично они стали целью убийц. По дорогам и рекам, деревням и городам пройдет их путь: путь к безопасности, достатку, любви.
Входит в:
— цикл «Маара и Данн»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
carex69, 19 февраля 2025 г.
Путешествие на Запад. В смысле на Север.
Перечитал Маара и Данн. В очередной раз не понял почему Mara превратилась в Маара. Думал, может так подчеркивается долгое А? Но нет там долгой А. Ну, да ладно.
Этот научно-фантастический по сути квест рассказывает о путешествии, совершенном парой подростков (в начале пути) через Африку в одном из вариантов альтернативного будущего.
Прежде всего хочу обратить внимание на то, что на момент выхода романа Лессинг было 80 лет. Ну пусть пару лет она его писала. Не думаю, что это вещь из стола, просто по стилю не похоже. Написать большой, сложно структурированный, многослойный роман в 80 лет это почти подвиг. Многие к этому возрасту с трудом припоминают кто они и, с еще большим трудом, где они и, как справедливо писал один из мастеров слова, кто все эти люди. Я к подобному отношусь с огромным уважением.
По содержанию это такой небольшой троллинг. В то время как все упиваются рассуждениями о глобальном потеплении, Лессинг рассказывает нам о последствиях ледникового периода. Ледниковый период в романе это, по сути, единственное фантдопущение. Правда он очень быстрый и катастрофически обширный. Последний ледниковый период, закончившийся, кстати, примерно 10-12 тысяч лет назад, продолжался почти 100 тысяч лет. При этом оледенение захватило лишь часть Европы. Ну там, Прибалтику, Польшу, Германию, север Франции. В романе всего за 15 тысяч лет ледяным щитом покрылась вся Европа, включая Средиземное море. Конечно, не только Европа, но, для смысла романа Азия и Северная Америка не важны. Это, конечно, катастрофа. Но, как-то уж чересчур быстро.
Деградация человеческого общества, как раз удивления не вызывает. Налет цивилизации сходит очень быстро. И общество в романе деградировало до уровня племенного строя с развитым рабством.
Очень коротко о национальном вопросе. Наша парочка принадлежит к народу махонди. Махонди, насколько я понял, это потомки современных коптов. Копты это национально-религиозное меньшинство в современном Египте, которых, в свою очередь, считают прямыми потомками древних египтян. Собственно, все современные жители Египта в тоц или иной мере являются потомками древних египтян. Но, в большинстве своем, процентов этак 85, ближе к 90, они сильно смешаны с арабами. А вот копты, сохранили достаточноую чистоту крови. Так вот бэкграунде романа, на каком-то этапе махонди управляли огромным государством, практически всей Африкой. Как и все империи государство махонди распалось, а сами они из хозяев перешли на роль рабов. Осталось только маленькая страна на юге, которая находится в состоянии мятежа и, полумифический Центр на севрео-западе, который то ли есть, то ли нет. Вот Вам и маршрут.
Заметте, это только лор. Ни слова о собственно сюжете. Так что можете читать смело. Книга того стоит.
Рекомендую, с осторожностью.
serjinio, 31 января 2017 г.
Только закончил книгу «Маара и Данн».Это моя первая книга Дорис Лессинг,и впечатления таковы-идея книги интересна- далёкое будущее на земле произошли ужасные катаклизмы- Европа обледенела,Африка пересохла ещё сильнее.Знания нашей цивилизации утрачены.Человечество находится на уровне средневековья в современном представлении или даже ниже определить точнее сложно,например,пишут на каких-то табличках но при этом существуют летательные аппараты .На земле находятся множество новых рас,сильно отличающихся друг от друга и.т.д.
И всё бы прекрасно но не хватает реальности,которая,да,необходима даже в самых фантастических книгах.Взаимоотношения между людьми не отражают многослойность,сложность характеров,образов,полутонов-что является признаком великих писателей(Стругацких,раз фантастика).Так и хочется воскликнуть,как сказал всем известный постоновщик-«Не верю»
Резюмирую.Автор либо нарочно упростил для читателей младшего возраста,либо…
Anastasia2012, 22 сентября 2013 г.
Читать произведения Дорис Лессинг сложно, но всегда интересно. Идея и внимание к деталям делают их востребованными у читателей с различными вкусами. Конечно, не у всех. Я с удовольствием постигаю мир автора от книги к книге. «Маара и Данн» не разочаровали меня. Путь домой, путь к себе — вот о чем этот роман. Лишения, страх, унижения — что еще можно обрушить на людей? Природа против людей, люди против друг друга, никаких технических достижений, с одной стороны. Жажда жизни, желание любви, близости, счастья, с другой. Настоящие привязанности не выбирают, и мне было жаль выбора героев. Но такова история автора.
nika-tyan, 31 мая 2010 г.
Нобелевская премия за фантастику – фантастика? Отнюдь нет – если фантастический роман сделан на уровне классических произведений мировой литературы. Вечный конфликт «низких жанров» и мэйнстрима разрешается просто — писать надо лучше, без скидок на аппетиты вечно голодного пипла. Английского фантаста Дорис Лессинг номинировали на «Ноблевеку» около 30 лет подряд. И, наконец, награда нашла героя. Заслуженно ли? Произведения Лессинг фантастичны по форме, действие происходит то в постапокалиптическом мире, то в космосе, то в далёком будущем. Но по сути это «кривые окольные тропы» в глубь подсознания, их можно счесть фантастикой в той же мере, что и «Переландру» К.С. Льюиса или «Сильмариллион» Толкиена. С тем же успехом можно сказать, что «Унесённые ветром» это дамский роман, а «Однажды в Америке» — детектив. Унося повествование из «реального сектора» в вымышленные миры, Лессинг получила возможность говорить о человеческих душах, облачённых в иллюзорные оболочки. Она создаёт видимость реальности, такую же настоящую, как и отражение в зеркале – недаром в её книгах так много зеркал.
Роман «Маара и Данн» примечателен тем, что доказывает – настоящий талант, как хорошее вино с возрастом становится только лучше. Книга написана 80летней женщиной, она мудра и горька, и при этом полна юной страсти, энергии, ярких эмоций. Сюжет книги достаточно прост. Африканский континент (Иффрик) спустя несколько тысяч лет после глобальной катастрофы. С одной стороны на жилые земли наступают льды, с другой – великая засуха. Еды и воды становится меньше, поселения вымирают. И вот по этой огромной, усыпанной костями людей и животных, раздираемой войнами Африке год за годом идут брат и сестра – дети, подростки, потом мужчина и женщина. Они ищут возможность сохранить жизнь, продолжить род и избегнуть одиночества. Их связь, нежность, верность друг другу почти противоестественны балансируя на грани кровосмесительных уз. Раз за разом они рискуют погибнуть – от болезней, нападений, наркотиков или рабского труда. Раз за разом любовь, как маяк выводит их курсом на тихую гавань, помогает сохранить души чистыми среди самой мерзкой грязи.
Сильная сторона романа Лессинг – чувства и переживания. Автор использует архетипы детских кошмаров, стремлений и особого, чуткого восприятия ребёнка. Персонажи постоянно возвращаются к детским воспоминаниям, к потерянным родителям и прекрасному прошлому. Автор строит изящные параллели между гибелью цивилизации прежней, цивилизации настоящей и простых людей каждый день. «Все наши достижения, все цивилизации и языки… окажутся сведены к кратким хроникам, параграфу в учебнике истории». Автор учит – есть вещи бренные и преходящие, а есть истинное сокровище, тратя, только преумножаешь его. Недаром Маара и Данн разделили между собой золотые монеты, и сестра носила их на поясе, а брат зашил в живое тело. Другая особенность Лессинг (впрочем, как и большинства талантливых женщин-писателей) – точность и выпуклость мелких деталей, физиологических подробностей, вкусов, запахов, ощущений от ткани или песка. Лессинг, как и Ле Гуин в «Техану» раскрывает перед читателями внутренний мир женщины, её отношения с материнством, землёй, зверями, мужчинами и врагами. И единственное, чего на скромный взгляд критика не хватает роману – десятка-другого графических или полноцветных иллюстраций – страницы и образы буквально просятся на карандаш.
Резюме – эта книга требует серьёзной работы мысли и сердца, её бесполезно читать для развлечения и перелистывать от скуки.
Nightwish, 7 октября 2008 г.
Скажу сразу, я не очень люблю английскую литературу, и в первую очередь потому, что не понимаю ее.
Книгу эту нельзя рассматривать, как чисто фантастическое произведение, скорее глобальное изменение климата – это лишь некие рамки, в которые фантазия автора поместила основные идеи книги. Идеи эти наполнены смыслом, в отличие от того же Коэльо, и на первый взгляд достаточно понятны.
Самоотверженная забота о брате, а за тем и о Дейме, неоднократные предательства Дана, постоянная погоня за мечтой брата – все это Маара переживает со смирением и покорностью, присущим исключительно женщинам.
Вызывают уважение и лингвистические эксперименты Лессинг – Йеррап, Ифрик, Северный Имрик.
Как я уже говорил, глобальное оледенение – лишь декорация и поэтому ему уделено не так уж много внимания.
Герои, их мысли, чувства сильно упрощены, но это скорее достоинство, нежели недостаток, еще одна фантазия на тему развития человеческой психики.
Впрочем, не лишено это произведение и недостатков. Оставляет неприятный осадок излишнее, на мой взгляд, внимание, уделяемое автором физиологическим подробностям, а также гомосексуализму. Но это, по моему опыту, присуще практически всей современной английской литературе.
В общем, книга непростая, глубокая, наполненная смыслом и многогранная. Жаль, что мне не удалось понять все мысли заложенные в ней до конца.:(
subhuman, 31 июля 2009 г.
Примитивная приключенческая фантастика уровня 50ых годов и цикла Ланье про Иеро.:) Но тем и хороша, поскольку лично я думал, что в наше время уже так не пишут. Сплошные штампы и «бродячие сюжеты», какие-либо новые идеи начисто отсутствуют. Иногда автор пытается морализировать, а такое всегда смотрится смешно. Как «литература» нобелевской лауреатки — смех и грех. Как фантастика — 10 баллов, но именно за архаичность. А в научно-фантастическом плане ценность нулевая. В общем, отличное приключенческое чтиво для подростков и тех, кто соскучился по старой НФ и любит малобюджетные постапокалиптические фильмы. В общем, читается хорошо, отличная книга для отдыха.