Ник Перумов «Гибель богов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Возраст читателя: Любой
Истинный Маг Хедин решает бросить вызов властвующим в Хьёрварде Молодым Богам. Главная цель его — освободить своего друга и восстановить справедливость. Проведя в изгнании тысячелетие, пройдя через русла унижения и забвения, и, наконец, обретя силу и мудрость, Хедин осознаёт: он готов к мести. Маг не боится смотреть в лицо сильным мира сего и вдохновляет этим других. Вместе со своим единственным Учеником и верными союзниками Хедин собирается вершить правосудие, но как справиться со всем и не разрушить мир, когда на пороге ещё более жестокое зло?
Многие века властвует над Хьервардом семерка Молодых Богов, когда-то одолевших и свергших своих предшественников. Но теперь пришло время и им столкнуться с угрозой своей власти — маг Хедин, его ученик Хаген и его давний сподвижник Ракот поднимают мятеж, и в разгоревшейся войне Хьервард может измениться до неузнаваемости...
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Хроники Хьёрварда»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 637
Активный словарный запас: средний (2828 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 102 знака — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (8), английский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- Н. Теллалов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
cianid, 5 июля 2009 г.
(Устало) Ну что тут скажешь? Книга выпила из меня все силы и всю веру в хорошую литературу примерно на 300 странице. Дальше я мог читать не более 20 страниц в день, повинуясь личному демону мазохизма.
Это не просто ужас, а ужас истинно перумовского масштаба — безмерный, неодолимый, нескончаемый.
Мне кажется, Ник, Вам следовало бы все слова в книге написать с Большой Буквы, так было бы проще, ибо у Вас ПРОСТО НЕТ, категорически НЕТ ординарных Сущностей, Качеств и Деяний. Все они непостижимо Велики и Фатальны для того, кто с ними столкнётся.
1. Итак, что же у нас с Большой Буквы (кроме топонимов и личных имён):
Мир, Творец
Боги (обычно это свойственно обозначению высшей сущности в монотеист.религиях)
Маги (субБоги), Поколение, Древние, Замок Древних, Замковый Ворон
Драконы Времени, Мировой Змей, Братья Орлангур (он же — Великий (и Золотой) Дракон, Дух Познания, Третий Столп(Сила)) и Демогоргон (он же — Соборный Дух Земли) — они равны Творцу, или нет(?)), Лунный Зверь.
Сферы Гармонии, Медленная Вода и её магия
Храм, Диск Ямерта, Голубой Меч(ь), Древний Бог, Хозяин Горы
Алчущие Звёзды, Дети Демогоргона, Лишённые Тел, Страж Обетованного, Желтые Скорпионы, разрывающие реальность
Упорядоченное (Малоупорядоченное, Недоупорядоченное, Непорядочное...сбился), Великий Хаос и его Владыки
Реальность, Межреальность (Нереальность, Гиперреальность, реально), Астрал
В общем, ещё дюжины три сущностей, которые г-н Перумов втюхал в один роман размером в два тома «Властелина».
2. Использованы практически все слова русского языка (даже устаревшие — окоём, заплот, справа...) , но в связи с его (русс.языка) очевидной бедностью, затесались и иноязычные метаморфы, которые автор решил придумать, чтобы не сочли неинтеллектуальным писателем.
Есть подозрение, что автор хотел застолбить сразу все плодородные участки на бескрайних просторах Воображения, чтобы никто не мог сказать потом — « А вот этого у Перумова не было». Нынче все — жалкие подражатели Ника.
3. Это самый душерасщепляющий момент у Н.Перумова — Могущество.
С каждой страницей, автору — истинному творцу Мира — открываются всё новые слои могущества его существ. Он, по-моему, сам офигевает немножко. Но, как вселенская Компенсата, в руках героя появляется Могущественнейшее Могущество. Блин, а ведь всего сто пятьдесят страниц...Что-то нужно написать еще.
Тогда злые супостаты посылают на героя Наимогущественнейшее Могущество. Это уже не баран чихнул! Герой расстроен, он не уверен, что сможет отыскать базуку нужного калибра.
Но! Есть ДРЕВНИЕ ТАЙНЫ, а всё древнее, как известно, куда как совершеннее и мощнее современного. Недюжинным Сверх-Над-Гипермышлением герою открывается Наимогущественнейшее Наимогущество и враг плачет... но не сдаётся и посылает следующую бездну скорби на голову упрямого героя.
Поскольку не существует надёжной и адекватной меры следующих уровней перумовского могущества и нет уверенности, что им есть предел, будем по-земному возводить их в степень. Могущество в квадрате, Могущество в кубе...
В общем, все эти перумовские подпорки Могущества привели к тому, что я возжелал истинной смерти ГлавГеров на двухсотой странице. Чтобы их не было больше НИ-КОГ-ДА, во всех известных Перумову вселенных.
Я захотел материализоваться в Хьёрварде в виде совершенно неодолимой, чёрной, кровожадной, всесокрушающей, архидемонической силы и смести там нахрен всё, включая Творца этого совершенно невыносимого мира. Я был даже согласен саннигилировать вместе с этим миром, исполнив священный долг камикадзе.
К 400-ой странице я с бесконечной тоской осознал свое невежество в части Магии. Знай я заклятие развоплощения, я бы тут же послал его Перумову, чтобы его лишившиеся материальной основы пальцы никогда больше не сокрушили девственность бумажного листа, не потревожили слой пыли на клаве его компа.
4. Язык героев, как и автора, выспренний, до звона. Употребление междометия торжественности «о» ( «о великий кто-то там», «о познавший Тьму») следует совершенно запретить, под страхом смертной казни. О боги, явите свой гнев тем, кто говорит — «О боги!«!
5. По поводу восхищений авторским языком:
«я вновь застыл, поражённый и потрясенный» (продолжение: «заключенным среди этих нелепых оглобель отчаянием)» (вот это да!), «визгливо вскаркнув» (как это?), « волны приняли в себя сотни и тысячи крепких мужских тел» (так каков порядок численности, всё-таки? Если тысячи, то сотни уж наверняка), «изящные построения Охранных Заклятий; и утончённые построения Высшей Магии» (совсем неизящные и неутончённые построения предложений), «он стоял перед чем-то вроде алтаря или жертвенника»(хмм), «по молчаливому негласному соглашению», «дрожа и содрогаясь, Диск стал...» (ого! хорошо если бы он дрожал, содрогался и вздрагивал ещё, а если бы и вибрировал, ко всему прочему, то ваще...). И т.д. и т.п.
Я бы мог пропустить эти шероховатости (и не такие чудесы словесности наблюдал), если бы не предыдущие пункты. Когда в книге и так много бреда и несостыковок эти попытки вытянуть роман «красочными» метафорами, «сочным» языком просто бесят. Ей-богу, какая-то литературная халтура.
Можно еще много писать, но предела этому не будет, как нет его у Перумова. Бог литературы решил повременить с явлением в наш мир, похоже.
Оценка 1 — «Подлежит тотальной ликвидации во всём мире. Как оспа».
Velary, 1 сентября 2016 г.
Уфф! Наконец я добила этот кирпич! Больше никогда!
Это моя третья попытка понять, почему Перумов так популярен, — и третье полнейшее разочарование. Если б не флешмоб, я бы его, наверное, бросила. Серьёзно, продираться сквозь эту нудятину...
Вроде бы эпическое полотно. Вроде бы огромный вменяемо прописанный мир. Вроде бы невероятные приключения. Но почему, почему так скучно?! Каждое событие описано так подробно, что аж скулы сводит. События нескольких дней размазаны на несколько сотен страниц. За героев не переживаешь, они стандартны и невыразительны.
В одной из рецензий ёмко и по делу сказано:
- бесконечные боевые/магические сцены «ради самого процесса» наводят тоску;
- сюжет – даже не простейший, а одноклеточный;
- персонажи – неуязвимые танки, не вызывающие ни малейшего сострадания; их побудительные мотивы остаются неясными вообще;
- отсутствие хоть какой-то минимальной разумности у действующих лиц. Герои ведут себя, как малые дети или персонажи дешёвого водевиля.
И кто-нибудь, пожалуйста, не давайте ему придумывать имена собственные. У него это не получается. Совсем.
glaymore, 16 октября 2024 г.
На шестом десятке начать знакомиться с книгами Перумова — не самое стандартное решение, но мы не ищем легких путей! Сказано — сделано, 700-страничный кирпич с мощным скандинавским названием «Гибель богов» был старательно проштудирован.
Ну что сказать... Впечатление двоякое.
С одной стороны, у автора безусловно богатая фантазия. Даже не так — чрезмерная, избыточная, зашкаливающая. В 700 страниц текста уместились десятки миров, бессчетные виды магии, сложные иерархии богов и около-божественных сущностей. Причем все они мелькают в 1-2 эпизодах и пропадают со страниц навсегда, потому что автор придумал еще двадцать магических существ и сорок крутых заклинаний, и каждое, каждое надо срочно описать!
Короче, придуманный автором мир получился реально огромный и навороченный. Попало бы такое в руки автору поэкономнее — он томов десять наваял бы на этом материале.
Но с другой стороны, если от презентации перейти к сюжетной части, то придется признать, что в этот мега, гипер, ультра-роскошный фантик завернута даже не конфета, а какой-то засохший крысиный хвост. Сюжет состоит в том, что когда-то два крутых злых мага знатно поураганили по планам мироздания, но со временем были арестованы и преданы суду, и один отделался условным сроком, а другой ушел на пожизненное на самую жесткую черную зону. И первый, погасив условку, намеревается вытащить братана с кичи, чтобы потом вместе с ним, ну вы знаете, «всех убьем, все ограбим, все будет как мы любим» (с)
И вот первые страниц сто Перумов рисует мизансцену (небезынтересную, с мотивами северных саг), а затем наконец начинается великая битва за освобождение братана и... она занимает оставшиеся 600 страниц. Великий Черный Маг Хедин и его подручные сражаются с Перворожденными Эльфами, с Ночными Всадницами, с Водителем Мертвых, с Пожирателями Душ, с Алчущими Звездами, с Поколениями Магов, с Крылатыми Гигантами, с Древесными Великанами, с Молодыми Богами, со Старыми Богами, с Древними Богами, с Дальними Силами, с Темными Силами, с Третьими Силами... Сражаются в Хранимом Королевстве, на Хединсее, на Авалоне, в Верхних Мирах, в Нижних Мирах, на Дне Миров, в Источнике Мудрости, в Источнике Миров, в Упорядоченном, в Обетованном, в Ледяной Бездне, в Замке Древних... В ход идет Магия Лунного Зверя, Магия Белого Лезвия, Магия Стихий, Магия Драконов Времени, Магия Медленной Воды, Магия Великой Арфы, Магия Первичных Рун...
Читателя уже мутит от переизбытка Пафосных Заглавных Букв в организме, а Хедин все бьется и бьется, и поверьте, не прекратит биться, пока не победит всех-всех-всех, на чем книга счастливо закончится, оставив утомленного читателя в легком недоумении.
В целом не могу сказать, что пожалел о потраченном времени — это был интересный и, как бы сказать, неформатный опыт, и неуемный поток юношеской фантазии временами реально завораживал своей ИЗБЫТОЧНОСТЬЮ — но судя по отзывам на последующие книги Перумова, там в сюжетном плане все еще хуже, поэтому, наверное, прекращу знакомство с ним.
AlisterOrm, 19 июля 2024 г.
...Когда я был подростком, мне больше по нраву был «Воин Великой Тьмы», однако и «Гибель богов» не была парией — судя по тому, как потрёпан томик с моей полки, я частенько брал его в руки, и читал, то с одного места, то с другого... Вместе с Хединым и его учеником Хагеном мы шли на приступ столицы королевства Видрира, а Старый Хрофт принимал на себя пламя Огненосной Чаши, и я долго тогда по справочникам искал нож-крюк Гудмунда.
И всё потому, что «Гибель богов» — это бешеный, невероятный драйв, для шестиста страниц плотного текста количество событий и экшна просто зашкаливает, и Перумов не даёт нам ни секунды продохнуть. В какой-то степени это апофеоз его как миротворца, сюда он запихал, по моему, вообще всё, что только приходило в его буйную молодую голову в те годы, количество сущностей, сил, разновидностей магии зашкаливает. Именно этим и славен был наш друг Ник — его Хьёрвард так богато заселён, что кажется живым, размах и масштаб поражал воображение, обилие кричащих красок, невиданных пейзажей, красочных магических поединков и схваток грудь на грудь заставляло до предела выкручивать свою способность визуализировать происходящее на страницах.
Сейчас, когда минуло уже четверть века, конечно, ты видишь, насколько небрежно написан этот роман. Слова из песни не выкинешь. Что Хедин, что Ракот, что Хаген, все они кажутся импульсивными подростками, и, несмотря на продуманность чародейских поединков, сам великий План кажется примитивным и жалким наброском, причём донельзя авантюрным, в нём слишком много «если». Причём, Молодые боги не проявляют себя по ходу повествования никак, эти существа с невероятными возможностями просто наблюдают за тем, как рушатся их собственные устои, даже в тот момент, когда чародеи и Древний Бог приблизились в самое сердце их владений.
Что у Перумова не удаётся, и никогда не удавалось — говорить от лица сильных мира его. Истинные Маги, живущие тысячелетия, Боги, иные сильномогучие сущности — и это их голоса? Голоса опыта тысячелетий? Это всегда удивляло. Знаете, где Владыка Тьмы Ракот выглядит наиболее убедительно? В том же «Воине Великой Тьмы», где он присутствует за окоёмом сюжета, в виде незримой силы за гранью мира, и сложно поверить, что этот импульсивный молодец мог быть главой множества миров, одной из главных сил Упорядоченного. Никогда автор не мог вложить в них убедительности, и это стало главным бичом его последующих книг, где в образы пресловутых «Новых богов» не было ни капли веры, а приключения их «Подмастерий» ужасно утомляли.
Но — «Гибель богов» сыграла свою роль. Это невероятное по своей плотности и динамике произведение, и подобных фэнтези-боевиков немного, а молодецкая наивность Перумова, наоборот, сыграла роману на пользу, он кажется искренним, мы прямо чувствуем, что фантазия и драйв молодого автора с задором выплёскивается на бумагу. Эта «непричёсанность» делает текст живым, автор ещё не стал «профессионалом», и пишет так, как ему видится и чувствуется. По сути, на творческом заряде этого романа базируется всё последующее творчество Перумова после 2000 года, особенно когда речь касается линии Хедина, которая сохранила с «Гибелью богов» единую манеру повествования, но утратила творческое начало, драйв и фантазию. Образом Хедина и Ракота автор загнал себя в ловушку, из которой так и не выбрался.
В конечном счёте могу сказать, что «Гибель богов» — очередной привет из детства, свидетель моего взросления. Здравствуй и прощай, добрый друг моего детства...
yozheGGG, 14 января 2013 г.
Культовость Ника Перумова обусловлена, в первую очередь, исключительно удачным временем начала его... кхм... литературной деятельности. Середина девяностых — отечественного фэнтези фактически не существует. Да и западным не балуют. И тут его книги, с нагромождением сущностей, магией, эпичностью. «Синдром утенка» сработал замечательно. На безрыбье и рак — рыба, толпа непуганых подростков благополучно «схавала», автор стал культовым, да по инерции мышления таковым и считается по сей день. По сути же — средней паршивости графоман.
Рискну предположить, что перед «Гибелью Богов» Перумушка плотно засел за замечательную игрушку «Master of Magic». Отстраиваемся, развиваемся, и начинаем вести разборки с соседями-магами. Если кто знаком с игрой — хотелось бы узнать ваше мнение.
Здравый смысл, логика, стиль и более или менее цельные персонажи отсутствуют напрочь. Вообще, вся книга напоминает пересказ одним малолетним школьником другому сюжета какого-нибудь боевика: «Тут так дыдышь, а потом бдыжь! А тут этот такой крутой весь встает, и так Быдыдышь!» Кусты Упорядоченного завалены роялями: главные герои не умрут никогда, пусть даже свалятся в жерло вулкана — обязательно чья-нибудь магия, заклинание или амулет, «приберегаемое на самый крайний случай», вмешательство богов, чертей или потусторонних сил, или неожиданная тупость врага дадут им лазейку. Боги тут даже не боги а так, мелкие гопники в трениках — вместо того чтобы щелчком прихлопнуть зарвавшегося бунтаря, тупо «наблюдают», потому что это им «интересно».
Главные герои просто непроходимо круты — вы вдумайтесь: ОДИН МЯТЕЖНИК бросает вызов ВСЕМУ МИРУ (т.е. своим коллегам, как минимум РАВНЫМ по силе, но превосходящим его числом), главе своего ордена, явно не ярмарочному фокуснику, и БОГАМ — ВСЕМОГУЩИМ (или, принимая концепцию автора, с очень широкими возможностями) сущностям, и ВЫИГРЫВАЕТ!
Весь успех главгероев построен только и исключительно на везении и Сущностях С Большой Буквы. Развитие сюжета выражается в накапливании артефактов, и очередных бессмысленных «мясокомбинатах». Отовсюду постоянно как черти из табакерки вылазят Силы, Стороны, Столпы и Духи один круче другого. Логики и мотивации, при этом, нет нигде, ни в чем, ни у кого. Мир мертв — все вращается вокруг главных героев. НИКТО не выращивает пшеницу, не ловит рыбку, не торгует и не живет. Все просто замерли, дожидаясь момента когда авторская «камера» наведет на них объектив. Даже главные герои устраивают свой мелкий заговор, судя по всему, от вселенской скуки: автор так и не удосужится показать нам, чем конкретно плох существующий «режим».
Злодеи существуют только для того, чтобы грозно хохотать, грозить скорой погибелью, и периодически поплевывать мелкими фокусами, чтобы главгерои могли лишний раз продемонстрировать свою крутость, и насобирать «очков опыта». Автор вводит целую орду никому не нужных и непонятных сил, которые являются настолько непонятными и таинственными, что попросту бездействуют.
Остается только дивиться тому, как молоды и глупы мы были...
TurinTurambar, 25 марта 2022 г.
Гибель. Богов.
Роман, без какого-либо сарказма, уникальный в истории русского фэнтези, да и русской литературы в целом. Роман, я бы сказал, практически уникальный (потом объясню почему так). Без малого 600 страниц отборного мочилова с неимоверным количеством заклинаний, фехтовальных приёмов, безудержным пафосом и Большим Количеством Заглавных Букв. О да, Перумов, за это мы тебя и любим!
Я серьёзно, роман великолепен. Да, персонажи-функции. Да, персонажи-подростки в обличии богов (что ещё хуже). Да, картонный мир, который скорее походит на очень пёстрый фантик к простому Ничто. Но чёрт возьми, как это написано.
Вот знаете, как Быков однажды сказал, если даже самый плохой роман написан с душой, с азартом, то он может с лёгкостью стать хорошим. Так и есть По сути, я даже сюжет вспомнить толком не могу, высказываю скорее впечатления. Но то, что я прочёл, до такой степени поразило, что книга, без малого, вдохновила на путь писательства, а это многого стоит.
В русской литературе не было, да и, похоже, не будет произведения такого же масштаба, как и «Гибель богов». Кроме...
Кроме «Поэмы начала» Гумилёва. В отзыве на «Принцессу Зару» я уже отметил поразительное сходство этих двух авторов, и оно не случайно. В одном из старых интервью Перумов открыто признавался в том, что Гумилёв внёс значительный вклад в становлении его как автора. Прочтите «Поэму начала» и вы поймёте, что это не пустые слова.
Однако пафос. Нет, не так. П.А.Ф.О.С «Гибели Богов» может оттолкнуть начинающего читателя, особенно если ему старше восемнадцати и идеи Ницше обошли его стороной. Это литература максималиста, романтика, даже скорее странника. Человека, ищущего ответы на вопросы и ищущего Истину в этот безумном мире. Но не находя их, уходит в сказочный эскапизм. Как форменный эскапист могу подтвердить. Такие книги лучше читать в тот временной промежуток, когда читательские вкусы ещё окончательно не сформированы, ибо язык десятиклассника (пролистайте как-нибудь, поймёте о чём я) вызовет дикое отвращение у твердолобых почитателей Маркеса, Толстого или, не дай бог, Достоевского.
В заключении скажу: «ГБ» — дико увлекательный роман, который окрасит яркими красками пару серых вечеров. Категорически рекомендую, но перечитывать это, к несчастью, не стану. Не хочу разочаровываться.
10/10
Aldhrian, 18 января 2019 г.
Переоценить важность этого произведения для российского фэнтези, наверное, сложно — ибо до неё его, фактически, не существовало (попытки нажиться на имени Профессора — такие, как «Чёрная Книга Арды», «По Ту Сторону Рассвета» или же «Кольцо Тьмы» того же автора — всерьёз рассматривать не хочется). «Гибель» можно охарактеризовать как архиэклектичный микс из «D&D», Легендариума Профессора и неких отголосков ницшеанства, при явной симпатии автора к германо-скандинавской мифологии. Книга эта многогранна и чарующа, в ней есть нечто такое, что заставляет перечитывать роман раз за разом, находя в нём каждый раз что-то новое, доселе тебе неведомое.
В книге нет однозначно положительных героев. Хедин, ради исполнения своего великого Плана готов пойти практически на любые жертвы, пусть и изрядно повоевав со своей совестью, Хрофт не скрывал, что основной мотив его действий — месть нынешним владыкам, Ракот же, которому автор на протяжении всей книги чуть ли не поёт оды, и вовсе призывает ужасное проклятие — Неназываемого — с которым герои не могут справиться на протяжении всего цикла об Упорядоченном. «Гибель Богов» — это множество «фракций» (неудачное слово для данной ситуации, но иное подобрать вряд ли удастся), которые сходятся между собой в поистине эпических баталиях, прекрасно описанных автором. Сложно описать всё напряжение, возникающее при прочтении нового боя, когда ты действительно не знаешь, кто выйдет из него победителем (а сюжет «Гибели» нельзя предсказать и на страницу вперёд) и что будет после битвы.
Что можно сказать в итоге: прекрасная книга с превосходно проработанным сеттингом, захватывющим сюжетом и яркими героями просто обречена стать шедевром в том жанре, который она и создала.
Silent Knight, 6 декабря 2014 г.
Перумов — писатель спорный. В кругах просвещённых любителей фэнтези его принято ругать — мол, и сюжеты у него на роялях построены, и персонажи скучные, и пафос зашкаливает. С другой стороны, среди подростков или ролевиков, подчас отнюдь не глупых, его произведения всегда были популярны. Да и иной взрослый читатель нет-нет, да и отложит в сторону книжечку высоколобого Кея, Бэккера или Сапковского, чтобы ознакомиться с очередным творением Капитана. Книги Перумова — как старенькие игры, с которых начинали многие матёрые геймеры, или группы «КиШ» и «Ария», через которые пришли в тяжёлую музыку 85% русских, украинских и белорусских фанатов рока. Вроде бы давно прошли подростковые годы, позади остались сотни игровых уровней, тысячи аккордов и мириады страниц текста, что уже может удивить? Ан нет, всё равно от припева «Мёртвого анархиста», скринов третьих «Героев» или слова «Упорядоченное» замирает сердце, вспоминаешь времена, когда солнце светило ярче, воздух был чище, а самыми большими проблемами казались тройка в четверти по алгебре и то, что самая красивая девочка в классе не обращает на тебя внимания...
Да и согласитесь, будь книги Перумова такими убогими, как о них говорят хейтеры, дискутировали бы о них столько времени? Посмотрите сами: та же «Гибель богов» окончена в 1993 году, двадцать лет прошло, а в форумных спорах о творчестве Николая Даниловича до сих пор копья ломаются. Не черезчур ли для пустышки? В каком-то смысле, возможно, прав юзер yozheGGG: синдром утёнка, он такой. Однако только ли в нём дело? Давайте разбираться.
Во-первых, как было справедливо подмечено, с фэнтези в начале 90-х в СНГ было не густо. Т.е. у Ника Даниловича практически не было конкурентов — но не было и учителей. Перумов, фактически, изобретал велосипед, разрабатывая свою масштабную Мультивселенную — Упорядоченное — чуть ли не с нуля, используя как материал лишь германо-скандинавскую и, в меньшей мере, кельтскую мифологию, а также книги Толкина. Получилось, надо признать, вполне достойно — интересные существа (Алчущие Звёзды, Ночные Всадницы, Драконы Времени, загадочные Дальние — последние, правда напоминают Некронов из вселенной Warhammer 40000, но вряд ли автор в начале девяностых мог с ней ознакомиться), целый ряд магических систем, да и сама картина Великой Сферы Миров, что ни говори, впечатляет.
Во-вторых, следует отметить невероятную романтичность «ГБ» — романтичность суровых германских саг, воспевающих жестокость, силу и отвагу, и романтичность Мильтона, Байрона, Лермонтова с их одами великим мятежникам. Особенно эта мильтоновская демоничность сквозит в образе Ракота — бунтовщика от природы, отчаянного, несломленного. К сожалению, тут у автора подкачал талант — Перумов не Байрон, и всё величие романтического бунта оказалось погребено под шелухой спецэффектов.
Спецэффекты — это одновременно плюс и минус «Гибели богов». С одной стороны, буйство магических энергий, этот яркий и смертоносный калейдоскоп магической войны, безусловно, завораживает. С другой, оно быстро начинает утомлять, особенно вот эта схема: «Они атаковали меня заклинанием А, котрое считалось неотразимым. Я вспомнил заклинание B, которое берёг специально на этот случай. Затем я был атакован заклинанием C, против которого я приберёг магию D» — и так на протяжении сотен страниц.
Неуязвимость главных героев и огромное количество роялей, безусловно, раздражает, однако здесь снова следует вспомнить, что автор «изобретал велосипед». Не имея перед глазами достаточного числа примеров из числа современного его фэнтези, он опирался на германские саги и прочую эпическую мифологию — а для неё такое как раз характерно. Не становится же «Илиада» хуже оттого, что единственным уязвимым местом Ахилла была пятка?
Подводя итог, скажу, что «Гибель богов» — произведение небездарное и, к тому же, знаковое для русскоязычной фэнтези. Автор замахнулся на очень многое — и не справился на 100%, это верно. Однако стоит ли судить его за это так уж строго? Тем более, что в современном фэнтези есть вещи намного, намного более убогие и бездарные...
P.S. Юзеру yozheGGG: Перумов не мог писать «ГБ» под впечатлением от «Master of Magic». Эта, безусловно, замечательная игра вышла только в 1994 году, а над «Гибелью богов» Данилыч работал с сентября 1991 по апрель 1993 года.
Brother Fox, 21 марта 2024 г.
Я полностью в восторге от этой книги. Она переливается всеми цветами радуги в моём воображении. Её можно уподобить бесконечной луковице, потому что она раскрывается множеством граней и тонкостей. Основой служат мифы — кельтские, скандинавские, славянские. Существ и различных видов магии великое множество. Ружья на стенах непременно выстрелят к концу. Роялей в кустах не замечено. Но самое приятное — это поэтический язык, который красиво описывает различные противостояния, Ник Перумов хорош и в диалогах, и в пейзажной лирике, и в описаниях сражений. Книга словно меняется и перестраивается внутри самой себя во времени, поэтому её приятно перечитывать, замечая забытые детали и тонкости, и делать это желательно хотя бы раз в год. Спасибо, Кэп, за настоящее волшебство!
JenDo, 20 августа 2019 г.
Как человек, прочитавший всё, вышедшее из под пера автора, могу сказать — это лучшее творение Ника.
И сравнивая книги разных лет и серий хочу заметить — у Ника (как мне кажется) не так уж и много книг, где, на мой взгляд, он выложился на все сто. Эта книга — первая из них. Тут автор даже на сто десять выложился, как по мне)))
Понятное дело — мнение частное и субъективное. Потому не вижу смысла расписывать свои впечатления и ощущения.
Поставлю высшую оценку и порекомендую книгу всем любителям хорошей фантастики.
Vasulya, 27 июля 2017 г.
В этой книге всего чересчур много.
Эпичности — через край, экшн — безостановочно. Все постоянно колдуют, дерутся, что-то ищут, куда-то спешат. Дейстие развивается параллельно. Только Ученик разобрался со всеми поручениями, как в дело вступает Учитель. Закончился эпизод с магом, опять воину не сидится на месте. Сюжетно такая скорость развития событий может и оправдана, но воспринимать подобное сложновато.
Крутость героев — зашкаливает. Маги и воины рубят мечами направо-налево, кроша врагов в мелкий фарш. Разлетаются заклинания. И вроде бы главным героям тоже достается. Еще немного и они упадут без сил... Но нет — у воина открывается второе дыхание, потом третье, а потом он вспомнил про любимую жену и силы опять вернулись. Маг, по его же словам, выжатый почти досуха, заканчивает битву Великим Заклинанием. Но тут появляются другие враги, которых он встречает Величайшим. Больше не с кем сражаться — не беда. Ведь можно переместиться в другой мир (по сюжету это проще, чем чихнуть) и там обязательно найдутся новые желающие. Еще более сильные и вредные.
Сложность мира — отдельная тема для дискуссии. Размах автора, конечно, впечатляет, но только на первых порах. Потом уже начинаешь уставать от нескончаемого потока Миров, Реальностей, Астрала, Эфира, Хаоса, Великого Ничто и т.д. В каждом свои обитатели, со своей особой магией, и как правило, супермегакрутыми способностями. Немного удивляет количество Богов, демонов, духов, драконов и прочих злобных тварей на квадратный метр окружающего пространства. Как главные герои вообще там живут?
На мой взгляд все вышеперечисленное — это минусы, но кто-то, наверняка, любит Перумова именно за подобную манеру письма. Но вместе с тем, сюжет захватывает и, продираясь через нагромождение миров, чудовищ и заклинаний, хочется дойти до конца и узнать, чем же, черт возьми, там все закончилось.
n30, 17 июня 2023 г.
Очень колоритное мифологическое героическое фэнтези, основанное на скандинавских мифах, с огромным количеством магии и действующих сил. Повествование основано в основном на магических сражениях и противостояниях, и чем дальше читаешь, тем интереснее и более лихо закручиваются события. Получается такой фэнтези-боевик, от которого крутые впечатления.
starrom, 24 февраля 2018 г.
Мой отзыв о Гибели богов можно разделить на две части.
Первый раз я прочитал эту книгу лет в 14-15, кажется. И это было нечто... Можно сказать «Самое Потрясающее и Грандиозное Событие в моей жизни», если подражать языку автора. Я читал с упоением, оторваться было невозможно, погружение было полным и беспросветным. Там были боги и маги, эльфы и гномы, ярлы и таны, всевозможные Силы и Духи, бесконечные сражения, вся книга — одно сплошное сражение. Динамика сумасшедшая, просто зашкаливает! После прочтения я твердо знал, что Перумов — гений! Напомню, мне было около 15-ти лет...
Видно по отзывам, моя оценка 15-летней давности совпадает с оценками многих почитателей творчества Николая Даниловича, или, скорее, фанатов его творчества.
И вот недавно накатила на меня ностальгическая волна. Вспомнился тот юношеский восторг и захотелось мне прочувствовать все это снова, с новой силой, быть может, что-то переосмыслить, что-то осознать. Ну и главное снова заглянуть в старый добрый Хьервард с его героями и антигероями, с его налетом средневековой Скандинавии.
И, увы, смысла в этом не было никакого.
Пожалуй, всю книгу можно описать одним словом — сумбур. Сумбурно все. Сумбурно описание всех составляющих мира: исторической, географической, политической, религиозной, магической, в конце концов. Сумбурная завязка, сумбурная последовательность происходящих событий. Снова и снова по ходу чтения в голове возникают одни и те же вопросы: что это? откуда это? как? зачем? почему? для чего? Проработка всего и вся по сути отсутствует, логика событий и поступков героев очень часто вызывает сомнения.
Понимаешь, что Перумов хотел придумать нечто поистине грандиозное. Не просто мир, а вселенную миров. Населять ее будут не только кучка богов, пара-тройка рас из нескольких народностей, но и множество прочих сил и сущностей. Вот только детализировать свои могучие задумки он забыл. В итоге и получился сумбурный поток фантазии, хотя и с примесями познаний из разных областей, и изложен в целом неплохим языком. Читать не сложно, но как-то совсем не интересно из-за крайне слабой продуманности и проработки и мира и сюжета.
Однако надо понимать, что своя аудитория у книги есть. А указанные минусы в наше время беспросветно тупых блокбастеров и минусами-то многие не назовут.
Nameless00, 15 июля 2020 г.
Культовая даже в чём-то вещь. Кто в теме, тот поймёт. Великолепное мифологическое фэнтези, боевик и экшен. Аллюзии на скандинавскую мифологию и легенды о короле Артуре присутствуют. В книге столько драйва, что увлекает с головой. С этой книги я познакомился с Капитаном. Жалко, что сейчас он поиздержался и исписался немного таки. Никогда не забуду её и не раз ещё перечту. Напоминает мне она аниме одно, «Самурай Чамплу». Такое же ощущение от безумного интереса и интриг, «кто кого сильнее»)
iRbos, 18 апреля 2010 г.
После «Адаманта Хенны» за следующий опус Товарища Перумова я брался с изрядной долей скептицизма, тем более что далее на очереди стояла Великая и Ужасная «Гибель Богов», разрекламированная многими фанатами автора и прочими простыми смертными, если ни как лучшая Книга на свете, то по крайней мере как лучшая книга автора. Мягко выражаясь, я не согласен ни с одним из этих утверждений.
С этой книгой у меня состоялась прямо таки противостояние какое-то. Уж чем только она меня не била, а я все продолжал ее читать, повинуясь простому демону жадности, грызущему меня за потраченные деньги. Первый удар был нанесен авторским стилем. Если пытаться найти сравнение, то на ум приходит резчик по дереву и дровосек, в котором Ник со своим высокопарным слогом выступает в роли последнего (хотя нормальный писатель должен по идее быть сродни первому) и старательно закидывает читателя поленьями корявых абзацев и предложений. Через текст приходилось продираться с огромными физическими усилиями, во время которых мысль нет-нет и ускользала от повествования отправляясь блуждать по мирам намного более интересным нежели описанный в книге, что приводит к неизбежному перечитыванию. Разумеется удовольствие от такого чтения получить можно только, если в тексте присутствует еще хоть что-то.
Но и тут меня поджидал еще один предательский удар в спину. Персонажей настолько неживых и нереалистичных надо еще очень постараться найти, однако автор с блеском справляется с этой задачей. Практически бессмертные Боги и Маги больше похожи на подростков в период полового созревания, настроения меняются как погода, поведение соответствует настроению, в результате разборки на сверхчеловеческом уровне больше похожи на возню в песочнице из-за красивой игрушки. А вот практически простому смертному — сильномогучему тану Хагену — завидуют скопом всем комиксные супер герои и Терминатор в придачу. Подобно заправскому киборгу с супер-пупер бесконечной батарейкой и безграничным запасом удачи Хаген прет как танку и всегда выходит победителем, но обязательно в последний момент, а от смерти его обязательно отделяют считанные миллиметры. Вообщем, как говорил Станиславский: «Не верю!», ни в таких смертных, ни в бессмертных. На этом фоне в положительную сторону выделятся, некоторые второстепенные персонажи, такие как Фроди, Гудмунд и Орк, которым автор уделил до обидного мало «экранного времени».
Далее хуком с права пробил сюжет, вернее его отсутствие. Сложилось четкое впечатление, что историю Перумов придумывал «на ходу», перемежая Важные Сюжетные Ходы (часть которых испуганно шарахается при слове Логика) очередными Грандиозными Битвами. Как уже говорили, автор реально офигивает от своей фантазии. И повинуясь этой фантазии колбасит как флаг на ветру не только героев, но и все мироздание в придачу. И видать к концу так запутался Ник в своем же собственном сюжетном нагромождение, что вместо аккуратного распутывания сюжетного клубка он просто с молодецким гиканьем разрубил его нафиг, чтоб не в обиде остались любители легкой драмы и хеппи-эндов одновременно. Жаль, что урок Адаманта его ничему не научил.
Однако, самым серьезным разочарованием стали для меня Грандиозные Битвы так любимые фанатами в творчестве автора. Не в первый уже раз Перумова читаю, посему знаю, может ведь описать сражение красиво, захватывающе, но в Гибели Богов масштабные сражения в том числе и магические, являются зачастую самыми скучными эпизодами. А для книги, в которой они занимают чуть ли не больше половины авторского текста, это фактически приговор.
Давненько мне в руки не попадалась настолько неудачная книга. Нет, признать зачатки идей и масштабный подход к повествованию мне все же придется, но они оказываются просто погребены под многочисленными недостатками книги, усыпляющими интерес к 100 странице, а дальше продолжается лишь проявление собственного упертого характера подбадриваемого демоном жадности, которого я чувствуется придушу голыми руками, ведь куплены все Хроники Хьёрварда целиком.