Сергей Чехин «Метро 2033: Свора»
На этот город не падали ракеты, но пришедшее с юга ядовитое облако убило всех, кто не успел спрятаться в убежищах. Несмотря на пережитый ужас, уцелевшие не поняли урока и с упоением продолжили грызню за место под солнцем. Увлекшись новой войной, они совсем позабыли, что на окраинах обитают стаи чудовищ-падальщиков.
Запасы мертвечины подходят к концу, и вот уже хвостатые хозяева руин совсем иными взглядами смотрят на двуногих соседей. Появляется Свора, ведомая беспощадным вожаком. И цели этой Своры — убивать, поглощать и размножаться.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Громче грома» > цикл «Метро 2033: Свора»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 238
Активный словарный запас: невероятно высокий (3482 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2019 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Герман Гридасов |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 22 июля 2019 г.
«Вожак»
Рецензия на «Метро 2033: Свора» Сергея Чехина
Сергей Чехин присоединился год назад к «Вселенной Метро 2033», создав новый мини-цикл, состоящий из рассказа «Не сегодня» и романа «Спящий Страж». Оба произведения описывали знакомую по «Безымянке» постъядерную Самару, которую автор воспринимает как аналог своего родного города, если бы в нём было метро.
Роман «Свора», как и ранее вышедший рассказ «Гордей», переносится на сотни километров к западу и представляет во «Вселенной» Белгород — тот самый родной город Сергея Чехина. Легко проглядываются параллели между двумя мини-дилогиями в плане их выстраивания. Сначала выходит рассказ, затем его продолжает роман. Однако на сей раз главный герой другой, а вклад рассказа в основном географический.
Что ж, несмотря на присутствие намёков и отсылок на предыдущие работы Сергея, «Свору» правильнее всего рассматривать как отдельное произведение, где автор имеет полный карт-бланш и, как следствие, спокойно управляется с персонажами и локациями, зная, что не нарушит установленных ранее канонов и не перечеркнёт кому-то ещё его задумку.
По большому счёту, в «Своре» можно выделить две сюжетные линии: малолетнего отморозка Германа, не лишённого чести, и принципиального доктора Марка Фельде. Мысли последнего автор успешно скрывает, маскируя за текущими действиями. На самом деле та роль, которая ему отведена, мне кажется несколько спорной, если не вдаваться в подробности, но зато позволяет удивиться, что можно отнести к достоинствам сюжета.
Сам автор предусмотрительно обращает внимание читателей на то, что идея частично заимствована из цикла «Ведьмак» Анджея Сапковского. Сходства действительно видны невооружённым глазом, однако хватает и различий. Отличается выбор «ведьмака», мотивы, трансформация человека, а все монстры сводятся к адским псам и, куда ж без этого, людям.
Тон романа разительно отличается от подачи предыдущего. Если «Спящий Страж» с непосредственностью рассказывал любопытную историю, связанную с белым куполом за павшим Рубежом, и там действовали ранее установленные правила, а сам город некоторым читателям показался недостаточно хорошо представленным, то здесь и темп, и восприятие немного иные.
Мелькают и шуточки с подколами, и лёгкие забавные моменты, но их окружает совсем не такой легкомысленный контекст. Есть серьёзная угроза, дан способ её решения, и он, как это всегда бывает со способами, не лишён недостатков (не путать с недостатками сюжета!), что требуют обязательного устранения. Заключаются они в поведении и состоянии главного исполнителя, потенциального спасителя города от Своры. От него требуется перерасти из огрызающегося волчонка в матёрого волчару за предельно короткий срок, чтобы не стало слишком поздно, не погибнув при этом.
Отдельного внимания заслуживает сам город. С одной стороны, его не так уж много: есть несколько опорных локаций, одна из которых — просто Лес. (Или всё же не просто?) С другой стороны, уделяется внимание и городским легендам, и воспоминаниям прошлого, и собственно описаниям самого города. Для слежения за сюжетом без потери в «пространстве» данных описаний, на мой домоседский взгляд, хватает. Получилась интересная, хоть и не особо гостеприимная локация в рамках «Вселенной Метро 2033», а её главная аномалия с застывшими навеки, словно в воске, телами людей, животных и даже растений — это чудесная находка ещё со времён рассказа.
«Свора» открывает на карте мира «Метро» Белгород, населяет его непростыми, но живыми персонажами и порой удивляет не слишком ожидаемыми поворотами (впрочем, по-настоящему неожиданным я бы назвал только финальный, хоть частично и знал, что там будет). Как мне кажется, Сергей справился с новым для себя вызовом и успешно ввёл в серию свой родной город. Автор раскрыл себя с новой стороны, не закостенел сразу в одном амплуа, а значит, идёт верной дорогой.