Петроний Гай Аматуни «Тайна Пито-Као»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Спецслужбы | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
С древних времен остров Пито-Као окружала мрачная тайна. Легенды гласили, что все население очень быстро погибло от эпидемии неизвестной болезни. Память о живших здесь людях сохранили только странные огромные каменные головы, которые те возводили по непонятным причинам. Но и в наше время дурная слава преследовала людей, которые построили здесь рыболовную базу. С целью исправить имидж острова рыбный король Бергофф приглашает журналиста Хоутона…
Также: Аматуни П. Тайна Пито-Као: Главы из фантастической повести // Гражданская авиация (Москва), 1959, №10 – с.18-20; №11 – с.30-31
Входит в:
— цикл «Гаяна»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 6 сентября 2022 г.
Неплохое начало — свободная авторская речь, почти незатянутое знакомство с персонажами, приличная «вводная» сюжета, завязка интриги. Удачная середина — динамичное развитие событий, инопланетная тайна, уместное добавление новых персонажей. И... провальный конец книги — куда-то исчезли герои-летчики; повесть, начавшаяся как пилотская байка, оканчивается совсем в другом месте и с другими людьми; развязка венчается обычнейшим для послевоенных лет крушением шпионских планов, заметная доля персонажей гибнет, остальные почти хаотически мечутся.
Книга хорошая, но какая-то нескладная. Автор старается, гонит события вперёд, подкручивает сюжет, но не успевает прописать как центральных героев, так и фигуры второго плана, не даёт внятной мотивации, не успевает закрывать сцены. Есть проблемы и с общей логикой.
По-крупному, повесть вытягивают только постоянные повороты сюжета, короткие главы, плотно заполненные действием, и романтические подробности работы лётчиков. Всё это плохо скроено, но крепко сшито. Приключения так и летят перед глазами, не позволяя остановиться и задуматься над складностью фабулы или чьими-то поступками.
Типичное для 60-ых авантюрно-шпионское произведение, больше дающее представление об авторском стиле, чем любопытное само по себе.
Гуларян Артем, 11 июня 2013 г.
Незаслуженно забытый автор.
Читается очень легко, сюжет крепко сбит.
Сбит он, надо сказать, из двух разный частей: твердой science ficshion и не менее твердого политического детектива. Причем не смотря на свою «твердость» составляющие перемешаны так, что нельзя сказать: «вот это часть детективная, это часть фантастическая». Детектив присутствует и на острове Пито-Као, и в Москве. Сенсационные научные открытия происходят и на Пито-Као, и в Москве. Это находка и большое достижение Аматуни, ведь у остальных авторов этого времени детективная тема в фантастике если присутствовала, то эпизодически. Например, у Георгия Мартынова в «Каллисто» разоблачение иностранных шпионов — это три эпизода в двух главах книги.
Сцена обезвреживания скромными чекистами иностранных диверсантов в летящем самолете вызывает умиление. В современном мире наши доблестные органы если бы «упали на хвост» этим господам , то к самолету ни за что не пустили бы. А тут целое сражение с участием диверсантов, чекистов и членов экипажа. В летящем самолёте, повторяю. Но Аматуни — представитель поколения фронтовиков, они на многое смотрели иначе. В частности, были готовы рисковать...
Густав Дорт, тоже фронтовик (но с другой стороны), оказался по своему честен. Понял, что проиграл и взорвал лабораторию с собой и персоналом. Чтобы выпустить страшный вирус АРПЕЛА.
А прогрессивный американский журналист Роберт Хоутон со своим журналистским расследованием вполне вписался бы в современную действительность.
В общем, несмотря на некоторую наивность, книга не потеряла читабельности.
denik, 17 сентября 2013 г.
Отличная книга. Конечно, СССР и капиталисты — год-то 1957. Очень слаженная фантастическая линия. Сейчас во многих фантастических книгах этого не хватает, вместо фантастики — набор бессвязного детского лепета. Отличный прогрессивный журналист Хоутон — поговорка «Один бамбук — не аллея» чего стоит.
god54, 21 ноября 2010 г.
Классическая советская фантастика. Две линии повествования словно две полосы: черная и белая. Естественно СССР и капиталисты. Они страшно плохие, да еще поддерживают недобитых фашистов, мы очень хорошие, а главное очень умные, все научные проблемы решаем в пять минут. Как следствие шпионы и достойные сотрудники КГБ, наши граждане, которые крайне падки на деньги и продают свою Родину. Одним словом в итоге наши победили. С другой стороны написано вполне неплохо с литературной точки зрения, динамичный сюжет, увлекательное изложение событий.
elent, 17 октября 2008 г.
Читала еще школьницей. И так было жалко, что время ( когда еще фронтовики были полны сил), указанное в романе, уже прошло, а чуда встречи с другим разумом так и не состоялось. И так интриговали таинственные длинноухие головы на берегу океана.
kukolnik, 18 октября 2008 г.
Очень занимательное чтение. Думается, не устарело и в наше время.