Петроний Гай Аматуни «Тайна Пито-Као»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Спецслужбы | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
С древних времен остров Пито-Као окружала мрачная тайна. Легенды гласили, что все население очень быстро погибло от эпидемии неизвестной болезни. Память о живших здесь людях сохранили только странные огромные каменные головы, которые те возводили по непонятным причинам. Но и в наше время дурная слава преследовала людей, которые построили здесь рыболовную базу. С целью исправить имидж острова рыбный король Бергофф приглашает журналиста Хоутона…
Также: Аматуни П. Тайна Пито-Као: Главы из фантастической повести // Гражданская авиация (Москва), 1959, №10 – с.18-20; №11 – с.30-31
Входит в:
— цикл «Гаяна»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 6 сентября 2022 г.
Неплохое начало — свободная авторская речь, почти незатянутое знакомство с персонажами, приличная «вводная» сюжета, завязка интриги. Удачная середина — динамичное развитие событий, инопланетная тайна, уместное добавление новых персонажей. И... провальный конец книги — куда-то исчезли герои-летчики; повесть, начавшаяся как пилотская байка, оканчивается совсем в другом месте и с другими людьми; развязка венчается обычнейшим для послевоенных лет крушением шпионских планов, заметная доля персонажей гибнет, остальные почти хаотически мечутся.
Книга хорошая, но какая-то нескладная. Автор старается, гонит события вперёд, подкручивает сюжет, но не успевает прописать как центральных героев, так и фигуры второго плана, не даёт внятной мотивации, не успевает закрывать сцены. Есть проблемы и с общей логикой.
По-крупному, повесть вытягивают только постоянные повороты сюжета, короткие главы, плотно заполненные действием, и романтические подробности работы лётчиков. Всё это плохо скроено, но крепко сшито. Приключения так и летят перед глазами, не позволяя остановиться и задуматься над складностью фабулы или чьими-то поступками.
Типичное для 60-ых авантюрно-шпионское произведение, больше дающее представление об авторском стиле, чем любопытное само по себе.
denik, 17 сентября 2013 г.
Отличная книга. Конечно, СССР и капиталисты — год-то 1957. Очень слаженная фантастическая линия. Сейчас во многих фантастических книгах этого не хватает, вместо фантастики — набор бессвязного детского лепета. Отличный прогрессивный журналист Хоутон — поговорка «Один бамбук — не аллея» чего стоит.
Гуларян Артем, 11 июня 2013 г.
Незаслуженно забытый автор.
Читается очень легко, сюжет крепко сбит.
Сбит он, надо сказать, из двух разный частей: твердой science ficshion и не менее твердого политического детектива. Причем не смотря на свою «твердость» составляющие перемешаны так, что нельзя сказать: «вот это часть детективная, это часть фантастическая». Детектив присутствует и на острове Пито-Као, и в Москве. Сенсационные научные открытия происходят и на Пито-Као, и в Москве. Это находка и большое достижение Аматуни, ведь у остальных авторов этого времени детективная тема в фантастике если присутствовала, то эпизодически. Например, у Георгия Мартынова в «Каллисто» разоблачение иностранных шпионов — это три эпизода в двух главах книги.
Сцена обезвреживания скромными чекистами иностранных диверсантов в летящем самолете вызывает умиление. В современном мире наши доблестные органы если бы «упали на хвост» этим господам , то к самолету ни за что не пустили бы. А тут целое сражение с участием диверсантов, чекистов и членов экипажа. В летящем самолёте, повторяю. Но Аматуни — представитель поколения фронтовиков, они на многое смотрели иначе. В частности, были готовы рисковать...
Густав Дорт, тоже фронтовик (но с другой стороны), оказался по своему честен. Понял, что проиграл и взорвал лабораторию с собой и персоналом. Чтобы выпустить страшный вирус АРПЕЛА.
А прогрессивный американский журналист Роберт Хоутон со своим журналистским расследованием вполне вписался бы в современную действительность.
В общем, несмотря на некоторую наивность, книга не потеряла читабельности.
god54, 21 ноября 2010 г.
Классическая советская фантастика. Две линии повествования словно две полосы: черная и белая. Естественно СССР и капиталисты. Они страшно плохие, да еще поддерживают недобитых фашистов, мы очень хорошие, а главное очень умные, все научные проблемы решаем в пять минут. Как следствие шпионы и достойные сотрудники КГБ, наши граждане, которые крайне падки на деньги и продают свою Родину. Одним словом в итоге наши победили. С другой стороны написано вполне неплохо с литературной точки зрения, динамичный сюжет, увлекательное изложение событий.
elent, 17 октября 2008 г.
Читала еще школьницей. И так было жалко, что время ( когда еще фронтовики были полны сил), указанное в романе, уже прошло, а чуда встречи с другим разумом так и не состоялось. И так интриговали таинственные длинноухие головы на берегу океана.
kukolnik, 18 октября 2008 г.
Очень занимательное чтение. Думается, не устарело и в наше время.