Андрей Лисьев «Метро 2033: Зима милосердия»
Сталкер Женя известен способностью избавлять больных животных от мучений ударом милосердия. Это помогает юноше в его странствиях по разрушенной Москве, но пугает окружающих. Евгений сеет за собой ужас. Но герою нужно совершить путешествие, чтобы спасти своего дедушку от неверного приговора. Новые друзья и враги, новые обстоятельства, которые мешают двигаться к главной цели, ответственность за принятые решения все растет…
Не нанесет ли судьба удар милосердия ему самому?
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 208
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2955 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2019 // Ржавый Артём. Лучший монстр. Каменный ужас |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 14 апреля 2019 г.
«Весна равновесия»
Рецензия на «Метро 2033: Зима милосердия» Андрея Лисьева
Мог бы я помыслить лет пять назад, что «Вселенная Метро 2033» разрастётся до ста книг? Каждый год кто-нибудь обязательно предсказывал смерть серии в течение года. И каждый раз прогноз сдвигался всё дальше в будущее. Помню, автор пятидесятой книги не был уверен, что напишет трилогию. Что ж, в классическую линейку его третий роман не попал, вошёл во «Вселенную Метро 2035», однако же проект благополучно существует и по сей день, даря новые и новые истории.
Так уж получилось, что все знаменательные вехи — 25, 50, 75 и, наконец, 100 книг — пришлись на романы о Москве. Ну ладно, 75-я, «Демон-хранитель» Ольги Швецовой, почти до самого конца происходит близ столицы, в Жуковском, но совсем без Первопрестольной не обходится. «Зима милосердия» — типичный роман о Москве. Главный герой не совсем обычен, у него случается несколько событий, что заставляют покинуть родной дом и привычную среду, и он всеми силами старается всё вернуть на круги своя. Или почти всё.
Москва исхожена вдоль и поперёк. Это уже 54-я книга проекта, с учётом «Ящика Пандоры» и «Бега по краю», а также всех-всех сборников рассказов, включая три польских. Без учёта оригинальной трилогии Дмитрия Глуховского, правда. Внести что-то новенькое, оригинальное, неожиданное сложно просто потому, что ранее выпущены десятки малых и крупных произведений о первом городе «Вселенной». Андрей Лисьев не описывает чего-то из ряда вон выходящего, но, как мы покажем далее, используя знакомые ингредиенты, он создал нечто отличное от всего прежнего.
Главный герой, как уже заметил выше, имеет кое-какие сверхспособности. Таких ребят в серии навалом, начиная от ставшего гэмэчелом Анатолия Томского и заканчивая целой общиной на Студенческой в Новосибирске. Как человек, в своё время сильно увлекавшийся суперспособностями, я всегда восхищался фантазией авторов, сколько всяких-разных даров они ухитряются придумать, сколько любопытных комбинаций и версий схожих умений. Отдельным пунктиком у меня всегда проходило именование таких даров в одно слово, и вытащенное из мешанины терминов понятие «мизерикордия» по-настоящему порадовало. Причём у Жени Серова, о котором, собственно, идёт речь, она проявляется ещё и в защите от мутантов, видению аур (правда, я не до конца понял, видит ли он ауры только мутантов, или людей тоже). И всё это ещё сопровождается побочными эффектами в виде ахроматопсии (привет польскому роману о Варшаве!) и клаустрофобии. Сочетание неимоверно занимательное, и автор раскручивает его на всю катушку!
Другая находка автора — грибы или растения, что оплетают рукотворный объект и защищают живущих внутри оного от радиации, мутантов, аномалий… Опять-таки, что-то подобное в серии встречалось, хотя и гораздо реже тех же одарённых персонажей. Тем не менее, обыгрывается по-своему. Может быть, я что-то упускаю из виду, но раньше этакие наросты подавались со знаком «минус». Здесь же это полезное и мирное приобретение постъядерного мира.
Неразрывно с указанной выше находкой связана община солянщиков. Но речь пойдёт не о данном объяснении, откуда в метро соль, а об их воздухоплавательном средстве. Знаете, где ещё подобное детище инженерной мысли использовалось? Только в пятидесятой книге и её продолжении! Понятное дело, совпадение ненамеренное, автор не мог знать, что его книга станет знаково-юбилейной, как «Рождённые ползать» когда-то. Но получилось символично.
Вернёмся к героям. Ясное дело, мы наблюдаем сюжет с точки зрения Жени. И ясное дело, один он не всегда остаётся. Второстепенные персонажи, коих, на самом деле, полно, меняются как перчатки, то и дело возвращаясь, зато среди них имеются яркие образы. Взять ту же Машу Мотылёк. Как и Женя, она необычная, только способность вообще другая. Чем-то привлёк моё внимание следователь Валерий Лагутин, хотя в сюжете он играет пусть и важную, но всё-таки эпизодическую роль. А доктор Арсений, кто проводит с Серовым чуть ли не больше всех времени, показан настоящим напарником, спутником.
Перечислять задействованных персонажей — неблагодарное дело, скажу лишь, что все они разные. Да, кое-кто мог бы быть прописан чуточку глубже, впрочем, и нынешний результат даёт хорошее представление о большинстве из них. Разнообразие типажей проявляется во взглядах и поведении героев, и Андрей Лисьев редко прибегает к лёгкому противопоставлению, хотя сравнения то и дело вворачивает (Женя и Лагутин, Маша и Алёна, Эрика и вообще все жители Метро), что увязывает всё воедино, делает повествование более цельным и убедительным. Уделяет автор внимание и композиции, вовремя разряжая вывешенные на видных и не очень местах ружья.
Скорее всего, «Зиму милосердия» не сочтут прорывом или переворотом в серии, но её самобытность, выстроенная на вроде бы знакомых элементах, выставляет роман в выгодном свете. Парочка смелых решений заставит читателя не просто удивиться, а сесть ошарашенно, ведь события этого романа могут аукнуться в мире «Метро» в будущем. Юбилей всё-таки состоялся, и можно с интересом смотреть в будущее, ожидая новых достижений от любимой вселенной.