Роберт Антон Уилсон «Кот Шрёдингера»
Трилогия основана на теории множественной интерпретации Эверетта, иными словами, в ней описываются параллельные миры.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Иллюминатус»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 2 апреля 2021 г.
«Капитализм — это эксплуатация человека человеком, а социализм — наоборот.»
«... мы все живём в романе».
«+18. Содержит сцены секса, нецензурную брань и сомнения в разумности происходящего»
Люблю Роберта Антона Уилсона (RAW), но странной, иррациональной любовью.
С одной стороны, весь его нон-фикшн — антинаучная нью-эйджевская писанина, с другой стороны, все его художественные произведения — тонкое и ироничное постмодернистское препарирование теорий заговора, и наслаждение ими же. С третьей стороны, юмор-сатира-сарказм-ирония ему даётся намного хуже, чем, допустим, Пелевину. Пинчон — тот и не пытается шутить. А Уилсон — пытается, но у него обычно не очень получается. Но самое интересное — эти попытки не раздражают.
Наверное, это импринтинг — полтора десятка лет назад трилогия «Иллюминатус!» произвела на меня такое сильное положительное впечатление, что теперь автору прощаешь всё.
Трилогия «Кота Шрёдингера» — последние его романы, что я не читал.
Книга предваряется рассказом Галактических Архивов из далёкого будущего о сложной судьбе произведения и его сомнительном авторстве, возводя этим «Кота Шрёдингера» на одну ступень с евангелиями.
Хоть я и ворчу на чувство юмора RAW, иногда панч-лайны ему удаются:
* Знак равенства между Святой Инквизицией и Управлением по борьбе с наркотиками;
* Подпольные «стейкизи» после запрета Макдональдса, где можно, зная пароль, заказать «Биг Мак»; по аналогии с барами-«спикизи» времён Прохибишена.
Перед нами стопка альтернативных вселенных, неуловимо похожих как на реальный мир, так и на мир основной трилогии «Иллюминатус!».
В книге первой, «Вселенная по соседству», рассматривается две вселенных-близнеца. В обоих у власти мракобесы-реакционеры, в обоих правительству от группы экстремистов приходит ультиматум: раздать все состояния, превышающие миллион долларов, нуждающимся. Иначе — сотни ядерных взрывов по всем Соештатам. В первом случае упёртое правительство начитает облавы и США, а затем и весь мир, превращается в ядерную пустыню. Во втором случае всё идёт также, за исключением того, что в тела высших чиновников Соештата к моменту ультиматума вселились сознания различных просветлённых людей из угнетённых народов: вьетнамских монахов, практиков сантерии, прочих шаманов. И эти ребята, отнюдь не радуясь ультиматуму, решают выполнить его условия...
В следующей Книге первой (все три романа обозначены как Книга первая, и это не баг, а фича), «Шляпа с двойным дном», нам показывают мир, где к власти пришла президент-социобиолог из ПЛИ, «Партии либертарианских имморталистов» с девизом «Отменим смерть и налоги». И знаете, у неё получилось. Превратив Соештаты в корпорацию, все жители которой получают часть от дохода государства, заменив людей роботами на всех направлениях, построив орбитальные поселения, стимулировав изобретательность людей и изобретя таблетки долголетия и повышения интеллекта. В конце человечество совершает МОЗГ-революцию, установив, благодаря нелокальному воздействию квантовых волн, коммуникацию со всеми возможными тоннелями реальности, освоили путешествия во времени, получили возможность изменить любую волну вероятности. Атопия по Роберту Антону Уилсону.
В третьей Книге первой, «Почтовые голуби», политическая обстановка менее радикальна, но есть своя особенность — большинство известных личностей женщины (фамилии те же, пол — женский), а матные слова и обсценная лексика в целом заменена на забавные эвфемизмы: ренквист, браунмиллеры, поттерстюартить, делать стайнем, получить миллет и так далее.
«Почтовые голуби» наиболее близки по атмосфере психоделичности и конспирологичности к трилогии «Иллюминатус!».
Во всех частях сюжет неважен, но в «Почтовых голубях» он окончательно упраздняется. Мир подаётся через многочисленные глубокомысленные диалоги, трипы и заседания тайных обществ.
Во второй и третей книгах больше внимания начинает уделяться сексу. Более того, именно неортодоксальные секс-практики являются кульминационным (ха-ха) моментом «Почтовых голубей».
Во всех частях действуют одни и те же персонажи, отличаясь иногда полом, профессией, прозвищами и деталями биографии. За калейдоскопом судеб, складывающимся каждый раз по-новому, забавно и любопытно наблюдать.
В романе есть всё, за что можно любить РАУ:
* все возможные теории заговоров, причём автор демократичен и не отдаёт предпочтение какой-то одной теории: масоны, иллюминаты, розенкрейцеры, дискордианцы, инопланетяне, ЦРУ, КГБ, Федеральная Резервная Система, убийство Кеннеди и далее, далее, далее.
* эзотерические и психонавтско-наркотические практики расширения и изменения сознания. Кто-то сидит на коксе, подавляющее большинство не расстаётся с гашишем или каннабисом.
* Глубокие и частые отсылки к истории музыки, литературы и кино (в том числе порно).
Как гласит старый наркоманский анекдот — «сначала было по приколу, а потом загнался». Несмотря на вторичность по отношению к «Иллюминатусу!», «Кот Шрёдингера. Трилогия» занимательная и увлекательная, в меру психоделическая, проза.
Надо будет перечитать «Иллюминатус!«!
9(ОТЛИЧНО)