Джон Браннер «Действо на планете Иан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Артефакты | Сверхразум
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Разбросанные по планете Иан артефакты исчезнувшей цивилизации уже много лет привлекают землян, стремящихся к неизведанному и нашедших здесь не только свою вторую родину, но и любовь.
Появление на Иане Грегори Чарта, знаменитого постановщика грандиозных спектаклей планетарного масштаба кардинально меняет идиллическую жизнь людей и коренного населения. Персонажи его спектаклей – население всей планеты, а сюжеты – сны, мечты о будущем, воспоминания об ушедших исторических эпохах.
Свое прибытие Чарт эффектно ознаменовал «созданием» луны Иана, взбудоражив туземцев, древние предания которых гласят, что когда-то у планеты действительно была луна.
Входит в:
— журнал «Fantastic Science Fiction & Fantasy Stories, October 1971», 1971 г.
— журнал «Если 1998'11-12», 1998 г.
Номинации на премии:
номинант |
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Кулагина-Ярцева (1), А. Мирер (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
xdma, 9 ноября 2019 г.
Роман «Действо на планете Иан» — это неторопливое повествование о контакте землян с инопланетной цивилизацией, об взаимоотношениях между очень разными культурами двух цивилизаций, о стереотипах мышления, которые крайне сложно преодолеть. Немногочисленные земляне, проживающие с позволения аборигенов на планете Иан, многие годы безуспешно пытаются разгадать загадку древних артефактов, разбросанных по всей планете. Аборигены планеты намного отстают технологически от землян, они не то сами не понимают значение этих артефактов, не то эта тема вроде табу для них. Однако их образ жизни притягивает отдельных землян. Весьма неожиданная разгадка тайн планеты Иан приходит вместе с пониманием неизбежности планетарной катастрофы. Финал трагичный и печальный, он подталкивает к философским размышлениям о цивилизации, её эволюции и смысле этой самой цивилизации в масштабах Вселенной. Однако объяснение происходящего показалось мне несколько скомканным и не слишком вразумительным.
В итоге — интересный и красивый роман, с пасторальной, прямо таки гипнотической атмосферой декаданса, загадочности и обречённости. Атмосфера романа у меня вызвала ассоциации с циклом «Обречённая Земля» Вейнса и «Умирающим светом» Мартина.
vam-1970, 4 июня 2019 г.
Сильнейший научно-фантастический роман! Даже не ожидал по началу чтения, иначе прочел бы за раз. Автор сумел финал превратить в философию жизни Вселенной и Разума.
Человечество думало, что изучает отсталую цивилизацию Планеты Иан, а выходит всё наоборот, древнейший и угасающий Разум планеты в последней попытке осуществить свою мечту — овладение путешествием в Галактике — использовал все возможности техники землян, подчинив гипнотически отдельные индивиды.
Роман : об обществе и индивидуальности; о мечте индивида, который подчиняет и насилует общество ради этой мечты; о недальновидности исследователей чужих рас и контактеров; и наконец-то — о сексе с чужой расой.
Финал печален — земляне не сумели остановить своих дураков, а Разум планеты Иан, не зная законов Вселенной посылает планету на уничтожение.
Bizon, 23 июля 2014 г.
Весьма и весьма любопытный роман, посвященный не только необычной цивилизации, но и серьезным философским вопросам, применимым к человеку.
В романе показано столкновение двух принципиально иных культур, причем сами индивиды (люди и ианцы — жители планеты Иан) физиологически похожи. Основная интрига сконцентрирована вокруг несовместимости ианцев и строений на планете, которые не могли быть ими сделаны. Возникал вопрос: как возникли эти артефакты? кто их построил: сами ианцы, деградировавшие после этого, или иные высшие существа. Разгадка более чем необычна, это очевидная авторская удача.
Призыв Грегори Чарта для восстановления целостности культуры поначалу воспринимается как здравый шаг, и лишь после, когда вскрываются «подводные» течения становится понятно буквальность слово «восстановление».
Собственно действие Чарта, обмен мыслями с Марком Саймоном, финальный монолог Марка перед Советом землям — это самая сильная часть романа, финал очень мощный.
Из действующих лиц наиболее понятны мотивы доктора Лема, Марка Саймона и собственно Грегори Чарта. Некоторые персонажи на мой взгляд лишние.
Резюмируя: роман понравится читателям, которые интересуются нестандартными цивилизациями в эпоху заката, причинами и мотивами старения и вымирания целых народов.