fantlab ru

Клайв Стейплз Льюис «Мерзейшая мощь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
315
Моя оценка:
-

подробнее

Мерзейшая мощь

That Hideous Strength: A Modern Fairy-Tale for Grown-Ups

Другие названия: The Tortured Planet

Роман, год; цикл «Космическая трилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Третья, завершающая часть «Космической трилогии». Действие происходит на нашей Земле и разворачивается вокруг событий, происходящих с супругами Марком и Джейн Стэддок. Марк в своем стремлении попасть в «избранный круг» теряет прежних добрых друзей, связывается с весьма «сомнительными» личностями, устраивается на работу в институт, в котором происходят очень странные вещи...

Джейн вдруг начинают мучить страшные сны. По совету своей подруги она отправляется в деревню Сент-Энн, где ей должны помочь. Оказывается у нее появляется дар ясновидения, но она не хочет этому верить...

Незаметно для себя супруги оказываются по разные стороны баррикад. Грядет большая битва и всё оказывается куда серьезнее, чем казалось..

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2003 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2008 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2022 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2023 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Космическая трилогия
1993 г.
Мерзейшая мощь
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том  4
2003 г.
Письма Баламута. Расторжение брака. Мерзейшая мощь. Из цикла
2004 г.
Космическая трилогия
2011 г.
Космическая трилогия
2018 г.
Мерзейшая мощь
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Мерзейшая мощь
2024 г.

Аудиокниги:

Космическая трилогия
2012 г.

Издания на иностранных языках:

That Hideous Strength
2005 г.
(английский)
Космічна трилогія: Мерзенна сила
2011 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще нечитабельно. Автор с истерическим надрывом критикует зарождавшийся в ту пору трансгуманизм странными методами — объясняет его происками разумных вирусов-кураторов людей (отчасти позаимствовано из романа Стэплдона «Последние и первые люди», эпизод с гибелью 2х людей). Хорошо хоть обошлось без сатанистов-иудеев, как у Рочестер в «Магах». Свое непонимание научного прогресса Льюис замыливает надуманными обскурантистскими гипотезами, причем непонятно, всерьез он так полагает, или это метафора. Прием, хорошо разработанный консерваторами от фантастики, в частности молодогвардейской школой в СССР. Помните весь этот бред про «а почему бы и нет»? Так вот НЕТ. Там, где дискуссия ведется в абстрактных духовных сферах произрастает «Утро магов», но никак не литература и не наука.

Впрочем и с точки зрения языка произведение усыпляюще тягомотное и напоминает скорее пьесу, чем роман. Бесконечный поток пустых диалогов, с черепашье скоростью приподнимающих завесу тайны с научной организации вроде иллюминаов, пытающейся навязать свою игру сначала академическому городку, а потом и человечеству. Герои романа из академической среды отважно вступают с ней в неравный бой, об исходе которого узнает тот, кто не заснет до конца книги. Но и там особых откровений не ждите — типичный прием «магов»-консирологов (кстати Льюис сам был не чужд «хороших» тайных организаций) заключается в том, чтобы воздействовать на умы читателя методами НЛП и т.п, давить на чувства, а не на разум. Ставлю низший балл и к прочтению не рекомендую.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВПЕРЕДИ СПОЙЛЕРЫ!!!

Начало романа встречает нас совсем не в духе прошлых двух книг, о чём, впрочем, предупреждает и сам автор в эпиграфе. Поначалу связь вовсе не прослеживается, но превосходный язык и отличное чувство темпа удерживают внимание. Но по-настоящему книга начинает цеплять где-то в концу первой трети, когда начинаешь ощущать весь масштаб описываемых событий. А уж когда появляются герои из прошлых книг, ухх...

По моему мнению, автор превзошёл самого себя и прыгнул выше головы... уже во второй раз после «Переландры». «Мерзейшая мощь» — это просто титанический труд, который объединил в себе философию и психологию, драму и комедию, фантастику и фентези, триллер и хоррор.

Хотелось бы выделить несколько моментов, которые, опять же, по моему скромному мнению, делают эту книгу не просто хорошей, а поистине гениальной.

1. Неоднозначные герои. Вечно рефлексирующий и наивный Марк, мнительная и несколько эгоистичная Джейн, да что уж там, даже Рэнсом, даром что уже практически полубог, демонстрирует порою самые что ни на есть человеческие черты — он колеблется, сомневается, даже не скрывает, что многие люди вокруг него — просто пешки.

Именно это делает героев настолько живыми, настолько вызывающими симпатию, сопереживание.

1.1. Очень понравилось как автор сплел образ дьяволопоклонников — на страницах романа почти нигде прямо не описываются их злодеяния. В поистине ханжеской манере они демонстрируют напускное благочестие, доброжелательность, и лишь в туманных полунамеках проскальзывает их мерзостная сущность. Я думаю, автор превосходно уловил весь цинизм ситуации, ибо в жизни нет ничего более отвратительного, чем негодяи, прикрывающиеся мнимыми благими намерениями.

1.2. Дополнительным штрихом к портрету злодеев романа служит своего рода антибюрократия — от подчинённых требуется неукоснительно вера и инициативность, но в то же время грань между самостоятельностью/предприимчивостью и превышением полномочий весьма тонка и размыта. Вот ты на хорошем счету, но одно неудачное слово или действие, и ты уже впал в немилость, что в контексте романа означает смерть, а то и что похуже. Блистательность такого подхода к описанию злодеев не только в явной аллюзии к взбалмошным работодателям из нашей повседневности и бюрократической системе в целом. Это ещё и не особо прикрытая отсылка к только потерпевшему, к моменту написания романа, крах фашизму — в отношении к заключённым концлагерей применялась весьма схожая методика, ставившая за цель деморализовать и сломать волю человека. За один и тот же поступок одного пленного поощряют, а другого убивают. За один и тот же поступок тебя сегодня хвалят, а завтра пытают. Замешательство, страх, отчаянье — все эти лейтмотивы прошли путь из реалий жизни и войны в частности, через перо автора на страницы и в мозг читателя. Именно поэтому книга ощущается настолько эмоционально достоверной, жизненной, и оттого бесконечно печальной.

2. Критика всего и вся. Автор обличает все слои населения — от плебеев до правящей элиты, обличает бесхребетных, трусливых и подлых мужчин, так же как и горделивых, излишне сентиментальных дам, обличает самоуверенных идиотов и мнущихся добродетелей. И звучит это не в стиле примитивного максимализма, а в высшей степени обдуманно — за критикой стоит кропотливый анализ, тем удивительнее то, насколько умело она вплетена в сюжет.

3. Смешение жанров. Уж только ты успел малость подустать от монотонных диалогов чопорных мужей и дам, и тут на тебе — волшебник Мерлин! Король Артур, который не умер, а улетел на Венеру! Технонекроманты! Древние боги, спускающиеся на Землю! Устали от экшна? Ну, ловите философские измышления на хороших несколько страниц. Автору так же легко даётся органичный переход между жанрами, как ребёнку переход от одной игрушки к другой.

4. Глубокое понимание автором философии и психологии. Линия из «Переландры» с тщательным самокопанием и обилием рефлексий перекочевала и сюда, и более того — многократно расширилась за счёт куда большего набора персонажей всех мастей и психологических портретов. Льюис — мастер психологизма, и каждый монолог персонажа становится настоящим откровением для человека с наличием каких-никаких мозгов и опыта за плечами.

4.1. Лейтмотивы книги поистине монументальны. Книга, помимо прочего, повествует о том, как человек сам порою роет себе яму и замечает это лишь будучи уже глубоко на дне; о том, что если дать подачку человеку, у которого отобрали всё, то он станет твоим верным псом — даром, что и отбирающий, и дающий в романе оказывается одним и тем же лицом. Софистика, подмена понятий, двойные стандарты, лицемерие и напускное пуританство, соседствующие в человеке с крайней степенью внутренней развращенности и греховности — всё самые гнусные пороки человека тут как на ладони.

Да, наличествуют и мелкие недостатки. Временами автор слегка грязнет в самолюбовании, и в тех местах, где лучше было бы форсировать сюжет, он вновь и вновь погружается в пучину экзистенциальной философии. Да, темп к концу романа несколько спадает — концовку в целом можно было бы и приблизить, от чего книга бы не утратила динамику ближе к финалу. Но, дочитав до конца, об этом даже как-то не вспоминаешь — настолько много в книге пищи для ума, интересных, незабываемых персонажей, настолько хорош язык и фантазия автора. Посему, какую-либо оценку ниже просто не могу поставить.

P.S. Трилогия представляет собой по сути рай, чистилище и ад. Первая книга — путешествие в рай. Вторая — настоящее чистилище. Третья же — натуральный спуск в ад, которым оказались не огненные подземелья, которые Рэнсом нашел на Переландре, а настоящий, до боли реальный мрак почерневшей человеческой души, обугленной идеалами гедонизма и мизантропии.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила довольное странное ощущение, что автор, желая сделать свои убеждения поубедительней, смешал в небольшой по размеру книге все фантастические идеи, которые он знал. здесь и зловещий Институт, желающий уничтожить жизнь на Земле, и говорящая голова, которая управляет Институтом, и разумные микробы, управляющие Институтом через голову, и Логрис, и наследник короля Артура, и Мерлин, спящий в соседнем лесу, и полеты в космос, и космические боги, и лесбиянка- садистка начальник полиции и эльфы с Нуменором тоже зачем- то помянуты... Этот винегрет автор щедро разбавил описаниями университетских интриг, ясновидением и туманными рассуждениями о смирении и браке. Книга очень небольшая, иногда кажется что для такого размаха там слишком мало места и логику в повествование найти тяжело, как будто в тексте не хватает целых кусков.

Больше всего вызывает недоумение тот факт, что положительные герои уничтожают отрицательных путем натравливания на них подопытных зверей. Книга заявлена как христианская, но автор явно смакует эту сцену. Те же положительные герои вообще разбираются со злом согласно ну очень христианскому правилу « Лес рубят — щепки летят.» В общем больше 3 поставить не могу.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мерзейшая мощь» — завершающая часть Космической трилогии. Если в предыдущей части персонажей можно пересчитать по пальцам, то здесь их, наоборот, много. Они разделены на два противостоящих лагеря — добро и зло. Зло сосредоточено в институте ГНИИЛИ, который планирует практически конец света. Добро в это время ждёт и, как кажется, бездействует — ждёт приказа и нужного момента.

В этом романе Льюис использовал здоровую долю сюрреализма, если не сказать трэша. Как и предыдущие части трилогии, эта — ни на что не похожа. Главные герои здесь другие — Марк и Джейн, но присутствуют и персонажи предыдущих частей. Тем освещено много — это, конечно же, религия; нравственный выбор; границы, до которых может дойти зло; ценность природы; значение таких понятий, как любовь и семья.

В общем получилось местами мерзко (не в литературном смысле, а в плане происходящих в сюжете событий), но совершенно точно мощно.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гитлер и сатана захватывают Англию. А мы чай пьём вместе с ангелами.

Книга поинтереснее двух предыдущих. Ну и претензий на фантастику меньше. Я бы сказал, почти учебник как выжить в современной Англии. Раскрывает глаза

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман великолепен, оценка 10, читается на одном дыхании. Из трилогии был первым, с которым знакомство состоялось, в переводе, и возжелалось приобретение оригинала всего цикла, а затем уже наступил черед новых восторгов и удивлений, коленопреклонений и снимания шляп перед автором. Как говорилось бы в одном древнем трактате о разнообразных жанровых читательских запросах, «аще ли хощеши почести мистические книги, и то почти роман сей, аще ли хощеши триллер чести, то сего Льиса имаши, и аще ли хощеши детективных книг, то почти сию.»

Итак, напряженно-захватывающий и мистико-детективный сюжет на социально-психологическом фоне схватки старой доброй Англии (Логрис и Пендрагон!) с мироправителями тьмы века сего и духами злобы поднебесными разворачивается в льюисовской современности (издано в 1945 году). Кому-то этого будет достаточно. Но не это главное. Главное — каков выбор, совершаемый человеком, и каковы его ценности — ложны они или истинны. Разумеется, для Льюиса конфликт разрешается в системе ценностей христианства. Опять же, кому-то, как, например, когда-то это случилось с Джорджем Оруэллом, такое решение конфликта — «известно, чья сторона победит» — покажется недостатком, но в том-то и дело, что в тексте Льюиса вовсе не известно заранее, чья именно сторона победит. Напротив, как и в трилогии Дж. Толкина «Властелин колец», зримые власть, могущество, сила и количественно-армейские показатели, долженствующие обеспечить победу в последней битве, хвастливо выставляются напоказ порабощенными или поглощенными тьмой. Никакого автоматизма спасения, никаких гарантий успеха не дается людям, противостоящим смертному страху, но и находясь в состоянии, сходном с пребыванием Иоанна Крестителя в темнице перед казнью: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?», они преодолевают себя, и тогда только, когда свободная воля их не склонилась ко злу, происходит заветное: «сила Моя в немощи совершается». И подается помощь. И тогда только каждый открывает как личный опыт обещание «Я с вами во все дни до скончания века». Не раньше. Таков один из самых моих любимых моментов и самый яркий, пожалуй, когда бесчувственный дотоле ко всему, кроме собственной карьеры, Марк находит силы противостоять профессору Стрейку, но есть и другие — допрос Джоанны, поиски Мерлина ею же вкупе с доктором Димблом и Артуром Деннистоном.

И уж если перечислять любимое — в первую очередь, это блистательно-уничтожающая характеристика вузовско-научно-исследовательской кухни, по вертикали от лорда Феверстона до несчастного Марка, гениально совмещенная Льюисом с раскрытием евангельского «по плодам их узнаете их», ведь в оригинале сверхорганизация ненавидящих жизнь именуется общеположительным N.I.C.E. (что в русском переводе остроумно заменено на аббревиатуру ГНИИЛИ, с всплывающими ассоциативно НИИЧаВо и НИИКаВо Стругацких, но, к сожалению, в результате потеряна интрига, так как сущность явления дарится читателю сразу) и лишь постепенно эти «хорошие» проявляются как волки в овечьей шкуре. Во-вторых, тема вавилонской башни и смешения языков. В стихе из Дэвида Линдсея, цитата из которого послужила частью названия романа, упоминается тень твердыни зла («The shadow of that hyddeous strength»), а имеется в виду именно вавилонская башня (слово «strength» употреблено в архаическом значении «крепость», «твердыня»). И рухнуть ей суждено от действий обезумевших и потерявших дар взаимопонимания строителей, как в библейском повествовании, но Льюис находит для этого оригинальный поворот сюжета и разворачивается невероятная сцена. В-третьих, милая честертоновская струя о верности истине, если даже весь мир против тебя, о бесконечной красоте малых и простых вещей, об обретении себя в отказе от самости словно ответ на нынешние навязчивые внушения о самореализации любой ценой. Всё это, вполне очевидно, не будет близко нехристианскому читателю, которому тогда останется восхищаться, подобно уже упоминавшемуся Джорджу Оруэллу, пророческими предупреждениями о том, куда заведет человечество упоение «чудовищными мечтами о власти».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сбросив нелепую космогонию, отринув попытки описать солнечную систему в религиозных терминах и сосредоточившись на противостоянии добра и зла на Земле, Льюису удалось-таки привлечь моё внимание. Роман получился неплохой, даже где-то хороший. И центральными темами вместо «райского» мироустройства стали именно те темы, которые с одной стороны являются квинтэссенцией духовного мироощущения человека (гордыня и смирение, любовь и жажда обладания, стремление к безграничной власти и понимание своей ограниченности перед божественными силами), с другой стороны не отторгаются научно-техническим мировоззрением. Герои ожили, их заботят и волнуют те же проблемы, что и читателя, они попадают в те же ловушки разума и эмоций, что и все остальные. И оттого роман получился близким и понятным.

Вторым положительным отличием от других романов цикла я бы назвал более чёткую мотивацию отрицательных персонажей. Это уже не картонный «сумасшедший учёный», не примитивный «искатель золота» из первой части, а вполне вменяемые, жестокие, целеустремлённые мерзавцы. И прикрываются они яркими, соблазнительными лозунгами. «Сбросить балласт неинтеллектуального населения», «Смена органической основы человека на чистый разум» и т.п. Холодные, жёсткие, но понятные лозунги.

Третий плюс: вовлечение в действие «сил природы» и «духа нации». Это Мерлин, Пендрагон, Логрис. Тут Льюис хорош как всегда. Это подкупает, это воодушевляет.

Большой связи с первой и второй частью я не увидел. по-моему, даже сам автор признаёт, что данный роман можно читать и без тех двух. А мне кажется, что даже и нужно. Потому что те романы совсем о другом.

А этот — о том, о чём надо! :)

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мерзейшая мощь» не имеет ничего общего с приключениями в космосе. Первые сто страниц я читала про то, как молодой человек пытается сделать научную карьеру, как всегда и везде, бьется головой об собственную неуверенность, некомпетентность, всеобщую бюрократию, добрую традицию всех научных заведений всех стран не пускать в свой тесный кружок посторонних. В городе, где он работает, начинает действовать некий таинственный институт, куда его вроде бы и зовут, но как-то смутно. Не давая конкретных обещаний, не подписывая никаких бумаг.

Как все уже догадались, институт и есть главное средоточие мирового зла)) Несмотря на то, что на первый взгляд, в нем работают вполне обычные люди; единственное, чем они отличаются от всех остальных — про них нельзя сказать, что они добрые. Ну и что с того, казалось бы, есть куча не-добрых людей, рядом с которыми вполне можно прекрасно работать. Вообще описание института и пребывания в нем героя, имхо, изумительное. Кому приходится бывать по работе в гос.учреждениях, сразу это узнает. С одной стороны, никто не проявляет открытой недоброжелательности, если ты только сам не будешь сильно нарываться. С другой стороны, никому до тебя нет дела и все с удовольствием походя вытирают об тебя ноги. Герой мучительно пытается понять, берут его на работу или нет, кому он подчиняется, сколько ему будут платить и тд. И при этом не может даже разобраться, кто стоит во главе всей этой организации. Ни один человек не дает ему внятных ответов, но все, к кому он обращается, то предостерегают, то мягко угрожают, то улещевают. Самое отвратительное отношение из всех, с которым только можно столкнуться в новом месте — когда не можешь понять, кто ты здесь и что вообще происходит. Типичный бюрократический ад.

Параллельно с «институтом зла» существует другой маленький кружок по интересам, в который попадает жена нашего героя. Эти два кружка вроде бы противостоят в борьбе если не за жизнь на земле и мир во всем мире, то за благополучное существование конкретного региона — точно. В чем заключается суть противостояния, я не совсем поняла. С одной стороны, в него постоянно вмешиваются ангельские и демонические силы, с другой — их вмешательство как-то очень неявно. Более того, по ходу дела выясняется, что глава «кружка добра» — Пендрагон, прямой духовный наследник короля Артура, и в итоге встречается с Мерлином, который спал тут же в склепе на опушке все это время, и наконец проснулся. Упоминается также Нуминор, уже не помню, к чему. Также бегают ручные звери, а герои в особо торжественных случаях наряжаются в средневековые костюмы. В общем, взглянули звери на пейзаж и прошептали: ералаш. От такого смешения реальности, религии и мифологии у меня лично голова идет кругом, причем я не вижу никаких особых предпосылок для этого. Льюс свалил все в кучу, и не скажу, чтобы вышло хорошо. Текст как лоскутное одеяло, я лично одновременно с героем не понимала, какого черта вообще вокруг происходит. Другое дело, что у героя-то были духовные откровения, во время которых ему открывалась истина, а вот у меня — увы.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сатирический роман это совсем не так уж плохо. Местами забавно. Лично мне понравилась зловещая голова профессора Доуэля, которая оказывается фэйком.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Процитирую мнение переводчицы Н. Трауберг — о трилогии вообще и о заключительном романе в частности.

Первый роман, “За пределами безмолвной планеты”, мне совершенно не нравится, это очень слабенькая вещь. Второй, “Переландра”, ужасно нравился Сергею Сергеевичу Аверинцеву, но мне он тоже не близок: меня в нем настолько травмировало буйное противление злу силой – физической силой! – что все остальное я как-то не восприняла. Хотя по художественному уровню это уже лучше. А вот третий роман, “Мерзейшую мощь”, я очень люблю. Я начала его переводить в 1979 году и закончила к Пасхе 1983 года, в Литве. С этим переводом связано много всяких интересных историй, но это уже отдельный разговор. А что касается самого романа, то он удивительно жизненный, причем многое в нем очень напоминает советские реалии 80-х годов – такое вот странное совпадение. Но главное, роман этот глубоко христианский, он – о смирении, с помощью которого только и можно преодолевать торжествующее вокруг зло.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как практически все книги Льюиса, роман посвящен глобальной проблеме нравственного выбора, выбора между Светом и Тьмой, который делают его герои, делает и каждый из нас.Вся книга пронизана довольно мрачной атмосферой, читается тяжело, но, в данном случае, затраченные усилия того стоят.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, эта книга — самая слабая в трилогии. Не потому, что она более мрачная (хотя и это тоже вносит свой вклад в общее впечатление), но из-за того, что здесь Льюис слишком часто срывается в дидактику, слишком часто сквозь повествование проглядывает мнение автора (именно мнение, а не видение! это важно). Конечно, надо учитывать, что она писалась во время Второй мировой, и это не могло не повлиять на автора...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу дважды с перерывом около 10 лет. Первый раз в переводе, второй в оригинале. При первом чтении роман мне не понравился и показался самым слабым во всей трилогии. Второе чтение произвело сильное впечатление. Во-первых книга необыкновенно современна. Все что там описано уже совсем рядом с нами, эксперимент с говорящими головами уже идет. А во-вторых, оригинал оказался гораздо мрачнее, жестче и величественнее, чем перевод. К сожалению, в переводе совсем не удалось передать именно эту торжественно-мрачную атмосферу, которая связана с линией Рэнсома.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно точное описание нравов академических кругов и фальсификации науки. И хорошая прививка от желания попасть в «избранный круг».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх