Грация Деледда «Легенды Сардинии»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 21 января 2019 г.
Что мы знаем об итальянском острове Сардиния? Сомнительную известность получил местный деликатес — сыр с личинками касу марцу, на острове есть футбольный клуб «Кальяри», середнячок итальянского чемпионата, древние башни нураги, пляжи... Расположенная по соседству Корсика известна всему миру благодаря Наполеону. А древняя земля сардов переходила из рук в руки — от финикийцев к карфагенянам, потом — к Риму, к вандалам, к Византии, к маврам, к Испании, к Австрии, но оставалась в стороне от главных европейских событий, жизнь простых жителей столетиями подчинялась древнему патриархальному укладу — они занимались оливковым маслом, овечьим сыром, вином, рыбной ловлей и контрабандой. В конце 19 века на Сардинии родилась талантливая девочка, ставшая всемирно известной писательницей. Значительную часть своего творчества Грация Деледда посвятила описанию родного острова и жизни его жителей — земледельцев, монахов, разбойников, рыбаков, контрабандистов... Оказалось, что за скромной жизнью островитян скрываются недюжинные страсти — искушение, измены, отвага, кровавая ревность, благородство... В 1929 году Деледда второй из итальянских писателей получила Нобелевскую премию. У сардов появился свой Наполеон. На литературном поле.
Хотя в основном творчество Деледды — реализм веристской школы, описывающий жизнь без прикрас, её также очень интересовали легенды и суеверия Сардинии. Писательница составила целую подборку легенд с подробными комментариями и цитатами. Большая часть историй рассказывает о колдовстве и нечистой силе, в горах Сардинии есть даже расщелины, соединяющие мир людей с адом; но, хотя писательница пишет, что «без чертей не обходится ни одна сардинская легенда или сказка» в её подборке есть и реалистичные легенды, а «Три брата» — волшебная сказка с довольно распространённым сюжетом о чудесных дарах. Цикл мне понравился, но для Деледды легенды родного острова — в первую очередь свидетели истории. Во что она пишет в послесловии: «Многие из этих легенд, особенно те, в которых речь идёт о церквях или о горах, имеют немалую историческую ценность. Отбросьте элементы сказочности, очистите повествование от сверхъестественных сил, соберите легенды воедино, изучите их, — и вы получите бесценные документальные свидетельства истории Сардинии». Из-за такого подхода некоторые легенды показались суховатыми. А лучшие, наиболее яркие в литературном плане произведения цикла — «Святой Михаил Архангел» и «Падре Топес», скорее всего, полностью (или почти полностью) придуманы самой писательницей.