Алексей Иванов «Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза»
Первый русский пароход был речным, и первый теплоход — тоже. Дорог в стране всегда не хватало, и прогресс пробирался в Россию по рекам. Его везли речные суда. Передовые технологии, промышленные, экономические и социальные, сначала появлялись на речфлоте. Речфлот участвовал во всех делах родины. Освободившиеся от крепости крестьяне шли в пароходчики, и первые фирмы были пароходствами. Расцвет капитализма — это речные тресты и синдикаты. Гражданская война — это сражения речных бронефлотилий. Свои суда были у бравурного стахановского движения, у грандиозных строек индустриализации, у жестокого ГУЛАГа. В Великую Отечественную речные суда эвакуировали тысячи заводов и миллионы людей, речные корабли бились с врагом на фронтах. И послевоенный расцвет СССР был расцветом речного флота, когда по рекам двинулись гигантские сухогрузы, горделиво поплыли пассажирские лайнеры, стремительно полетели суда на подводных крыльях. В этой книге рассказывается не только о развитии речфлота, но и о людях, которые творили речную историю России. О внутреннем устройстве речной жизни. О её взаимосвязях с политикой и культурой. О катастрофах, которые сотрясали страну и речфлот. Об удивительных проектах и фантастических мечтах. О нерасторжимом родстве простого человека и речного парохода. В конце концов, в этой книге рассказывается о судьбе и душе нации, потому что корабль — это всегда и судьба, и душа. Пароходы в России появились раньше паровозов. Опыт Чарльза Берда показывает, что индустриальный бизнес приехал в Россию на пароходе. Железные дороги для паровозов могли построить только магнаты-феодалы или государство, а пароход был по карману и частному предпринимателю.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва