Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Чёртова экзистенция»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Ироническое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Увлёкшись экзистенцией, Чёрт вконец разленивается, и начальство, видя это, выгоняет его с тёпленького насиженного местечка. Перевели бедного чертяку куда-то в Малороссию, и понял он, что ежели не реабилитируется в глазах начальства, то так и помрёт в глуши…
Входит в:
— антологию «Фэнтези-2005», 2004 г.
— роман «Пентакль», 2005 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2007», 2007 г.
— антологию «Век волков», 2015 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
krakhno1, 30 августа 2023 г.
Прочитал в антологии «Фэнтези-2005». Если честно, чего-то не хватило, хотя чёрт был симпатичным. Многовато позднесоветской сатиры, на уровне банальной юморески в областной газете тех времён, карикатур с чертями в «Перце».
glupec, 11 мая 2018 г.
Мило и симпатично, но не более того. «Вкусный» (чтоб не сказать -- до черта с м а ч н ы й) мир псевдо-гоголевской глубинки -- хорош, и даже в чем-то перекликается с живописными «нечистыми» описаниями Королева-Старого. Но на одних описаниях рассказ не построишь; должен быть стержень, т.ск., основополагающая мысль. И вот тут как раз беда... потому что беседа черта с паном Сартром (про экзистенцию, -- откуда и название рассказа) оч. быстро «сливается», исподволь переходя в разговор о достоинствах граппы и горилки. Адская клика, по моде времени переодетая в «совковых» бюрократов, тоже доставляет слабо (вспомните, сколько раз уже это было, начиная с «Понедельника» Стругацких)...
Вот так всегда у Олди -- наметят интересную тему, а потом, как нарочно, не раскрывают. Видимо, считают, что народу и смутного намека достаточно.
Поэтому высший балл ставить не буду. Просто «хор.»
olpo70, 19 июня 2017 г.
Понятно что если в произведении упоминаются черти, то сразу вспоминается Гоголь. Наверное и в этом рассказе что-то есть от великого писателя. Пусть с этим разбираются литературоведы. Мне же как рядовому читателю рассказ очень понравился. С тонкой иронией и грусным сарказмом нам представили альтернативно-мистическую версию того что происходило с нашей страной в начале прошлого века. И для немногих оставшихся в живых, помнящих то время, это не мистика, а саый грустный реализм.
Тимолеонт, 10 августа 2015 г.
Очень удачное переложение идей экзистенциальности на история про чертей в стиле Гоголя. Да ещё в антураже революционной России, чёрных воронков и кровавой гэбни. Всё, как любит Валентинов.
Получилось по-гоголевски же смешно и ехидно, а ещё умно. Минус — излишняя предвзятость автора к советской власти, представляемой им в таких красках, что и чертям неудобно становится.
amak2508, 14 июля 2012 г.
Единственное светлое место в рассказе — мысль г-на Сартра о том, что абсолютного добра, также, как и абсолютного зла, не бывает. Мысль не только весьма любопытная, но и абсолютно правильная. Но красиво реализовать ее у автора (мне тоже кажется, что это Валентинов), увы, не получилось — вещь выглядит попросту неинтересной, уже неактуальной, и очень унылой. Да и идея о покраске Луны черной краской тоже оказалась подстать рассказу — грубой и совсем не остроумной...
Сказочник, 7 марта 2013 г.
На самом деле, рассказ скорее социально направленный, нежели просто философский. Всегда нравились произведения с двойным дном, когда фабула развивается сама по себе, а атмосфера оставляет совершенно другое впечатление.
Забавна мысль, что черти поддаются влиянию человеческой философии.
Сам же рассказ весьма и весьма грустный, то есть, несмотря на иронию, которой пропитаны строчки, веселого там мало. Как авторами и задумывалось.
george1109, 8 мая 2012 г.
Первый максимально «сквозной» рассказ цикла. Плюс изумительная стилизация под Гоголя и его прямое продолжение. Плюс — перекличка с «Альтистом Даниловым».
Валентинов?
2480, 15 июля 2011 г.
Непонятно, какую цель преследовали авторы этим конкретным рассказом. Для развлекательной- стиль тяжёл, для серьёзной- мысль была и куда-то ушла. Неправдоподобно даже для фантастики, натянуто. Сартр, пьющий с чёртом, ничего кроме зевания не вызвал.
Далеко не лучший рассказ в сборнике, нудный и ни о чём. Пропустите-ничего не потеряете.
Yazewa, 16 октября 2013 г.
Весьма запростецкая сатира, малоактуальная к тому же. Как-то с юмором не задалось... А без него такие вещи ни в какую не удаются...
ivan2543, 23 декабря 2010 г.
Один из самых слабых рассказов в сборнике. Являет собой сатиру, причем, на мой взгляд, достаточно невнятную. Не понятно, что всем этим хотел сказать автор, если на середине произведения вырисовывается какое-то направление мысли, то концовка как-то все размывает, и непонятно, почему она именно такая – для правдоподобия, что ли. Короче говоря, не понравилось.
elsolo, 18 ноября 2009 г.
Ну да, как правильно сказано выше, подражание Гоголю. В принципе весь цикл подражанию Гоголю. И место и герои. И все сделано качество, хорошая проза, только отчего т о скучно, может быть потому-что известно...
Paganist, 24 мая 2009 г.
Великолепно! Неогоголевщина во всей красе! Сама идея, что при власти находится чертово племя, как бы и не нова, но вот воплощение её в такой весёлой и непринуждённой форме воистину блестящее! Ну а Сартр, пьющий абсент с Чертом — нет слов! Бесподобно!
Konst, 26 июля 2008 г.
Один из наиболее понравившихся мне рассказов во всей книге. Очень Гоголевский по духу и по юмору. Житие- бытие фолькльорного черта в условиях Советской Власти... Извиняюсь за сленг, ну ооочень прикольно.:lol:
квинлин, 18 октября 2008 г.
Ну насчет того, куда Луну дели. догадаться было несложно...Иллюстраторы постарались:)
А так...очень даже верно авторы подметили. Черт даже не знает, что в этом мире может быть хорошо, а что — плохо...
v_by, 1 декабря 2005 г.
Всяких чертей разных мастей и тогда и сейчас вокруг пруд пруди :wink: