Игорь Вардунас «Бесы»
Входит в:
— цикл «Хроники одиночки»
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Холодное пламя жизни», 2018 г.
Экранизации:
— «Бункер 2033. Бесы» 2023, Россия, реж. Евгений Дядюля
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 10 января 2020 г.
Честно говоря, рассказа я абсолютно не понял. Такое чувство, что из какого-то произведения вырезали последнюю главу и сделали самостоятельным произведением, ибо то, что происходит в рассказе, должно на чем-то основываться и иметь какую-то идею. А тут ничего этого нет. Просто действие, не имеющее под собой никакой почвы. Герои абсолютно безликие, диалоги сухие и неестественные. Да и сам язык рассказа очень странный — рассказ в большинстве своём состоит из каких-то рваных и плохо связанных между собой предложений. Читать это, конечно, не сильно тяжело, но жутко неинтересно. Названия «Бесы» я тоже абсолютно не понял.
Как итог: что-то серое, непонятное и неинтересное. Впечатлений абсолютно никаких, кроме сожаления о потраченном времени. Радует только, что рассказ короткий — всего семь страниц.
Dobkachleo, 22 декабря 2018 г.
«Икона»
Мини-рецензия на «Бесов» Игоря Вардунаса
Много лет я слегка недоумевал, как так вышло, что Игорь Вардунас ни разу не писал в серии о своём родном Санкт-Петербурге. Я знал о планах нескольких авторов, в том числе Игоря, объединиться для написания общего романа о Северной столице, но, похоже, этот проект так и останется всего лишь красивой задумкой. Зато в феврале этого года сверкнул первый лучик, что Игорь всё-таки не оставит без внимания любимый город.
«Тютерс», написанный Игорем Вардунасом в соавторстве с Ириной Бакулиной, чем-то напомнил «Выборг», повествуя о группе петербуржцев, плывущих прочь из города. Всё это сопровождалось рядом приятных отсылок, и вот теперь полноценный рассказ Игоря о северо-западе Питера вошёл в звёздный сборник.
«Бесы» больше напоминают зарисовку сценария, начало чего-то большего, будто мы смотрим в замочную скважину. Хочется больше узнать о Королёвском аэродроме, о жизни Ксюши, о банде Ферзя, почему-то не занявшей опустевшую в 2033 году Старую Деревню. Однако мы располагаем только тем, что имеем.
Бесспорное достоинство рассказа — красивый образный язык. Игорь осваивает смелые сравнения в духе Дмитрия Глуховского, и получается эстетически приятно. Портят немного впечатление короткие абзацы — черта, больше присущая сценариям или стихам. Оттого выразительные фразы, готовые в следующем предложении пойти на новый литературный виток, замирают, остаются на взлёте.
Конфликт двух действующих лиц передан хорошо. Как говорится в отношении фильмов и сериалов, «химия» между персонажами чудесна. Из-за короткого объёма остаётся только гадать, нарочно ли Ферзь послал Ксюшу в заброшенную церковь на кладбище или просто так совпало? Если задуматься, оба варианта возможны, но если в первом случае бесами логично считать бандитов, то в альтернативном — тех, кого встретила девушка потом. Так или иначе, автор напомнил, что мир «Метро» — жестокое место, перемалывающая всех, и единственная задача выживших — продолжать цепляться за жизнь, раздувать её тлеющее пламя.