fantlab ru

Андрей Ливадный «Заря над Араксом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
203
Моя оценка:
-

подробнее

Заря над Араксом

Роман, год; цикл «Экспансия. История Галактики»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

3830 год.

Человечество рвется к звездам. Все совершеннее становятся системы роботизированных комплексов, многие планеты уже осваиваются практически без участия людей. Мы движемся вперед, почти не оглядываясь, не замечая что за нашей спиной остаются настоящие артефакты, созданные не мифическим древним разумом, а нами...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 263

Активный словарный запас: высокий (3079 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 87 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Заря над Араксом
2006 г.
Слабое звено
2006 г.
Заря над Араксом
2007 г.
Заря над Араксом
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случилось так, что я попал в больницу, и поспешно туда собираясь, не взял с собой хорошей книги. А на полке в отделении оказалось штук десять романов Андрея Ливадного. Делать нечего, выбрал книжку потоньше и начал читать, хотя уже знал, что представляет собой этот автор. Вообще, я читаю медленно, тридцать-сорок страниц в час, смакуя описания, проговаривая диалоги, вникая в психологию героев. Но для Ливадного подобный метод чтения непригоден: уже через полчаса от ливадновской прозы начинаешь испытывать рвотные позывы. Но из-под капельницы не сбежишь. И тогда я нашёл выход: надо читать, не задерживаясь взглядом на бесконечно длинных псевдонаучных рпазглагольствованиях, пропускать головоломные термины и ни в коем случае не обращать внимания на многочисленные сноски, свидетельствующие о неумении автора дать информацию в тексте и полной его беспомощности в создании антуража. Ещё нужно зажмуривать все органы чувств, чтобы хоть как-то преодолеть выкрики автора, не умеющего пользоваться словом, и использующего курсив там, где он хочет, но не может подчеркнуть нечто с его точки зрения важное.

И текст пошёл! За два дня бескнижья я преодолел два тома Андрея Ливадного.

Правда, уже сейчас в памяти зияют прорехи, которые в скором времени захватят всё, чем накормил меня автор, как то уже случилось с «Титановой лозой», прочитанной два года назад в подобной же ситуации. Что запомнилось в этом романе? Безликие герои с квадратными челюстями, два абсолютно неразличимых робота: Охотник и Отшельник (я до последней минуты думал, что это один механизм), девушка Даша, которая поначалу вызывала какие-то положительные эмоции, но очень скоро превратилась в придаток к механизмам и рупор авторских идей. Ещё было много стрельбы, но наши победили.

И, конечно, ещё на первой странице, когда я ещё пытался читать вдумчиво, меня настиг ментальный удар. Десантный фрегат «Гекуба»... Странное название для военного звездолёта. Оставим в стороне греческие источники, повествующие о несчастной судьбе царицы Трои. Начнём с Шекспира: «Так плачет и из-за кого? Из-за Гекубы! Что ему Гекуба, что он Гекубе?» — восклицает Гамлет. Именно с этой фразы начинается отношение к Гекубе, как к чему-то несущественному. «Из-за Гекубы!» — вторит Шекспиру герой романа Достоевского «Подросток». Думаете, на этом конец? А вот повесть вполне современная и фантастическая, космический боевик: «Вокруг Гекубы» — авторы Святослав Логинов и Александр Рыбошлыков». Здесь уничижение Гекубы достигает апогея. Гекуба представляет собой космическую туманность, в которой нет ничего. Она настолько пуста, что там начинается перерождение пространства. И в качестве заключительного аккорда на сцене появляется космическая шхуна «Заря Гекубы». Разумеется, Андрей Ливадный мог не читать ни Логинова с Рыбошлыковым, ни Еврипида с Софоклом. Но Шекспира и Достоевского он обязан знать! Но нет, никаких параллелей или полемики с великими произведениями мы не видим. Просто, ляпнул автор и дальше поехал. А каково внимательному читателю?

Плохо, очень плохо. Впрочем, роман достаточно целомудренный и любования садизмом в этом боевичке тоже нет. Так что, выставлю троечку.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом роман понравился. Сама идея сосуществования ИИ и людей в едином социуме и на равных весьма привлекательна, а если это рассматривать как эволюционный рывок так это вообще «космос«! Да, местами сюжет забит подробным описанием «что и откуда» или рассуждениями о том или ином отношении людей и машин к окружающим их реалам, но без этого автору не удалось бы донести всю суть назревшей проблемы между людьми и ИИ. Ко всему было приятно вновь встретить Охотника (рассказ «Свидание с Богом» (1999) [2907 год]).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Заря над Араксом» — не лучший роман в «Истории Галактики», слишком много необоснованных повторов из прошлых книг, приключения и образы героев прописаны словно бы наспех, скомкано. Но, тем не менее, мне было интересно читать эту вещь. Здесь снова на первый план выходят люди с уникальными способностями взаимодействия с киберпространством: мнемоники и кибрайкеры. Первоначально это обычные люди с дополнительными мозговыми имплантами, которые с помощью специального программного обеспечения способны становиться как бы ячейкой виртуальной сети или, точнее, энергетическим потоком в ней. Пребывать в виртуальности для них так же естественно, как дышать, хотя и требует напряжения интеллектуальных и психологических ресурсов организма. Будучи лишенными имплантов, эти люди чувствуют себя инвалидами. Если мнемоник (или кибрайкер) пребывает в виртуальности слишком часто, а так и происходит, поскольку существа они штучные, ткани мозга в зоне контакта с имплантами постепенно трансформируются. Человек обретает способность входит в сеть усилием мысли без оборудования. И видеть сеть везде, где существует энергетический поток. Мнемоники были созданы людьми сознательно, но в результате произошло безграничное расширение виртуальных реальностей. Создание людей Интерстар и создание логриан Логрис сомкнулись в единое пространство с энергетической системой гиперсферы. Разум человека вновь проявил себя как самый эффективный инструмент познания мира, с которым не может конкурировать механика. Но за все надо платить. И за новые возможности мнемоники — изначально люди — платят утратой части человеческого бытия и мироощущения. Их мир намного больше мира обычных людей, даже имплатированных. Они уже другие, новый виток эволюции человека. А рядом эволюционирует механическая жизнь. Брошенные после Галактических войн механизмы на разных планетах постепенно осознают себя и некоторые из них становятся личностями, обретают мечты, привязанности, аналоги эмоций. В них, так же как в людях, просыпается сознание ценности собственной жизни и готовность бороться за нее. Машины тоже эволюционируют. И новые формы разума приходится принимать, ломая устоявшиеся стереотипы. «Заря над Араксом» — переходная вещь. В ней обобщено ранее написанное, даны завязки новых сюжетных линий, очерчена суть новых проблем. Дальнейшее в продолжениях.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился своей идеей и витиеватым разворотом сюжета. Три линии повествования (мужская, женская и механическая) самостоятельно развиваются, сбивая вначале своей несопоставимостью. Но постепенно появляются неожиданные точки соприкосновения, которые спаивают разные истории в один общий и довольно гармоничный путь.

А вот конец разочаровал. Произошла неожиданная смена приоритетов – герои становятся вторичными и на первый план выходят научные выкладки авторских теорий (даже указывается ссылка на сайт). Резко схлопнулась сама история (описание мелкой стычки вначале романа намного более богато и развёрнуто чем финальная сцена, уместившаяся в несколько строк). Возможно, автор пытался сделать задел на будущие книги, но получилось как-то скомкано. В результате я остался не заинтригованным на продолжение, а раздасованным окончанием настоящего романа.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой любимый жанр – фэнтези, я не знаю, как ко мне в библиотеку попала эта книга. Но раз попала – пришлось читать.

Если вам тоже придется, хочу предупредить – надо будет потрудиться. В начале романа мне показалось, что автор заставляет читателя толкать в гору телегу, груженную грудой камней. Текст косноязычен, масса сносок и примечаний, подробных разъяснений о том, как и что работает, откровенные поучения и наставления. А сюжет завязки напоминает итальянскую песню из кинофильма «Формула любви»: в общем, все умерли.

Но если у вас хватит терпения не бросить эту телегу на произвол судьбы, то вот, глядишь, и показалась вершина горы. А дальше телега, набирая скорость, несется вниз, можете за ней и не поспеть. Язык выравнивается, сюжет обретает динамизм и непредсказуемость, он захватывает внимание, включаются эмоции. Таким манером добираемся до финала. А тут… снова горка. И опять засучаем рукава и толкаем, толкаем. Все вернулось на круги своя: опять откровенные поучения, подробные описания, разве что сносок автор пожалел. Хорошо, что на этот раз гора невелика: страницы две-три. Потом опять головокружительный спуск и хэппи-энд.

Минусы. Отсутствие характеров – это уже общее место. Прихожу к выводу, что автора, который сможет изобразить правдивые, живые характеры смело можно причислять к гениям. В данном романе мало того, что нет характеров, только печать на главных героях: мнемоники, тут еще и описания отсутствуют как таковые. То есть в наличии два «тела» главных героев – накачанный и хрупкая, и одно лицо контрабандиста – не героя второго плана, а героя, который вообще, мимо проходил, и появляется в двух коротеньких эпизодах. Любовь в романе описана со всей мужской (да простят меня мужчины) непосредственностью. Сначала он ВЛЮБИЛСЯ, а через две страницы и она ВЛЮБИЛАСЬ. Как в детском мультике о Бэмби: любовь то же самое, что болезнь. Бац – и подцепил. Сравнивая другие «мужские» романы (гении Олди – не в счет), приходишь к выводу, что любовь слово гораздо более непонятное и необъяснимое, чем какой-то там анигилятор, описанию которого непременно уделят гораздо больше места. Вообще этот роман стоит примерно на одном уровне с романом Лукьяненко «Принцесса стоит смерти». Правда, мне захотелось взять свои слова обратно о том, что Лукьяненко переборщил с новшествами. По сравнению с Ливадным, у него описано очень даже неплохо, читается значительно легче.

Плюсы. И они тоже есть! Самое главное достоинство романа, из-за которого я его все же не бросила – роман НЕ ПУСТОЙ. На фоне глобальной развлекаловки, после сказочек «про то, как я влюбилась в вампира, который никогда не пьет кровь», я согласна толкать в гору телегу, груженную интересными мыслями, переживаниями о судьбах планеты, моральными вопросами и т.д. и т.п., даже если иногда все это выражено в навязчивой форме. Кроме того, мне понравилось, что автор не опустился до банального сюжета «как благородный герой защитил хрупкую женщину и разделал всех ее обидчиков под орех». В данном случае, сюжет дышит реализмом и оригинальностью.

Выводы. Рекомендуется всем поклонникам жанра НФ, а так же любителям «серьезной» литературы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое знакомство с творчеством Андрея Ливадного.

Уже очень давно, бывая в книжных магазинах, засматривался на книги этого автора. Ну, во-первых, меня заинтересовала реклама издательства: «никогда ещё звездные войны не были настолько реальными». Во-вторых, если книги продаются, значит они покупаются и покупаются неплохо, подумал я. А в третьих, раз книги переиздаются, значит автор хороший, или же перспективный. Руководствуясь подобными нехитрыми рассуждениями я и приобрел книгу «Слабое звено», включающую в себя два романа — «Заря над Араксом» и «Киберпространство». Когда покупаешь два романа под одной обложкой незнакомого автора, существует определенный риск, что после прочтения первого романа это окажется неинтересным, или неподходящим по вкусу и читать вторую часть расхочется. А надо! Чтобы оправдать затраченную за данное издание двойную, или хотя бы полуторную цену (принципиально не читаю в электронном формате). Но в данном случае всё оказалось в порядке. «Заря над Араксом» мне понравилась, а значит через некоторое время я вернусь к этой книге и прочитаю второе произведение из неё.

Стиль Ливадного уже достаточно отточен, читается легко и динамично. Видно, что это далеко не первое из написанного им. Ураганный экшн-боевик плавно сменяется душещипательной лирикой, вслед за которой следует качественная НФ. Интересны завязка, развязка и сам сюжет, а главные действующие лица вышли вовсе не бездушными.

Ещё мне понравилась идея насчет горизонтальных и вертикальных энергетических линий гиперсферы. Интересная версия.

Иногда автор сильно перегибает палку, увлекшись употреблением технических терминов, из-за этого порой становится довольно скучно читать. Но только иногда. Твердая оценка семь.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

elent, вы слишком поверхностно смотрите на книги.

Раньше моим любимым писателем был Головачёв, но после некоторых книг он слишком подался в технику, оставляя для людей мало места. Спору нет, было неплохо, но после того как я прочитал несколько книг Ливадного, я понял что вот он, мой новый любимый писатель. Естественно, у Головачёва есть его эпохальный «Вирус Тьмы» и другие книги, но так, как «выстрелил» Ливадный, он не сможет написать. Это уникальный сплав действия, философии, техники и драмы пополам с романтикой. Подобным образом ранее писали лишь Стругацкие. Браво, маэстро! Уровень «Обитаемого острова» взят.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герои, завязка, развитие сюжета У Ливадного одни из самых интересных в экшн-фантастике. Немного расстраивает перескакивание с одного на другое, но может это личный каприз.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно пыталась заинтересоваться. Не вышло. Слишком большая перегрузка техническими терминами. Человека нет. Одни машины. Не мое.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх