Монтеро Глес «Когда диктует ночь»
Путаный, сбивчивый, но очень образный и колоритный рассказ о поисках сокровища, зарытого маврами, изгнанными из Испании в XVI веке, рассказ, в котором есть и любовь, и темная уголовщина, и низкопробные портовые бордели, и романтическая жажда приключений.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dmitry Shepelev, 24 января 2021 г.
В этой книге причудливым образом сплетены детективный сюжет, философский подтекст и нелинейное повествование. Античная мифология гармонично сочетается с испанским фольклором и нигилистским авангардом. Глес не только замечательный рассказчик, он еще мастерски играет планами восприятия, предлагая читателю своеобразную психологическую чехарду, когда наше отношение к прочитанному неоднократно меняется в зависимости от точки отсчета.
Это дерзкая, приключенческая история, которую на ходу сочиняет полоумный подросток-наркоман, рассказывая ее своему другу, который в свою очередь пересказывает ее нам. Место действия – портовый городок на берегу Испании. Главный герой – путешественник, который бежит от преследователей, надеясь успеть на корабль в Африку, а пока, между делом, заглядывает в местный бордель, где знакомится с ночной бабочкой, которая приходится сестрой тому подростку-наркоману. Вот такая фабула. И все бы у героя получилось, если бы головорезы не просекли родственные связи и не наведались домой к братишке, чтобы как следует его припугнуть и выспросить про таинственного незнакомца, который спутался с его сестрой. Парнишка выдает путешественника с потрохами, в результате чего головорезы настигают его на пристани и изрешечивают пулями. С этого момента и начинается повествование – все, что нам будет рассказано дальше, является плодом фантазии словоохотливого паренька.
Таким образом, с самого начала нам дают понять, что история эта – выдумка, и воспринимать всерьез ее нельзя. Впрочем, это нам ничуть не мешает следить за ее развитием – мы вникаем в сюжетные перипетии, отдыхаем на лирических отступлениях и пытаемся разгадать тайну героя и его преследователей. Постепенно мы проникаемся симпатией к путешественнику, забывая о том, что основная часть прочитанного нами – вымысел полоумного парнишки, который сам же и выдал несчастного героя убийцам. Но несмотря на это, наши чувства не выдуманы, они взошли из нашей души, и они – настоящие. В результате приходит вселенское ощущение непреходящей ценности каждой человеческой истории – о жизни и любви, о героях и злодеях, о незабываемых приключениях.