fantlab ru

Карл Густав Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Об архетипах коллективного бессознательного

Другие названия: Архетипы и коллективное бессознательное

Статья


Издания: ВСЕ (2)

Архетип и символ
1991 г.
Архетипы и коллективное бессознательное
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться» Популяризация Юнга, — юнгианство, — в последние десятилетия приобрела просто чудовищный размах. Причём слово «чудовищный» здесь увы нужно трактовать строго по назначению этого прилагательного. (Никакого намёка на «чудо» как радость открытия, лежащее в корне этой лингвистики, понятное дело тут нет и близко).

Как и большинство явлений нашего времени, — Юнга безбашенно пустили «с молотка»: им прикрываются все, кому так или иначе нужно на скорую руку «залатать» своё невежество / любой ценой доказать свою значимость. Эзотерики и картёжники в свою очередь, — отчаянно и на все лады, — дружно транслируют учение Юнга. И здесь вот какой Парадокс: сам Юнг непосредственно, проверяя определённые вещи в личной динамике / и на примерах пациентов, — скромно заявлял от себя что так или иначе, но пишет он от себя гипотезы / предположения / необходимый ему в работе Синтез, который на каждом пациенте работает Уникально. (Такие вещи крайне аккуратно нужно ставить на поток) И соб-но, работе с природой уникальности он отвёл в своей практике и статьях особое значение.

***

Моду на материализм и эмпиризм постепенно сменила мода на парапсихологию.

Суть последнего понятия далеко не всем понятна, — это имеет мало общего с какими-то тайными шаманскими плясками, сумбурно переложенными на язык «белого человека»... Юнг в большей степени изучал природу трансперсонального кризиса (взросления и трансформа сознания человека). И соб-но, тот инструментарий, который им был найден, так или иначе был найден именно для этого.

***

Архетипы. Эту тему не трогал лишь ленивый. Но тому читателю, который хочет познакомиться «точечно» (с более подробной их градацией) всё же лучше набраться терпения. Статья по своей структуре и подаче очень обширна. Юнг затрагивает здесь очевидно много вопросов: начиная от истории зарождения многих символических представлений «дикого» человека и заканчивая непосредственно нашим временем (статья датирована 1934г), когда мы уже весь этот сакральный символизм обесценили и потеряли.

Эссе «Об архетипах коллективного бессознательного» расцветает иначе (чем об этом разрозненно принято писать в сети) — предложенный материал выглядит очень интересно, не затёрто и более объективно. Тем кто хочет лучше понять мышление Юнга, искренне советую: изучать его в контексте сборника статей. Отдельные  вещи, — растасканные по разным контекстам, — часто в трактовке выглядят достаточно бедно и нелепо.

***

Древнейшие изначальные типы всеобщих образов и паттернов. Психическая данность. Символические выражения внутренней и бессознательной драмы души через проекции внешнего мира...

Алхимики и гностики владели этими знаниями виртуозно, — «считывая» их задолго до появления психоанализа. Известное их утверждение: «Мир является созданным по подобию со своим архетипом» — оно ведь более, чем Откровение.

Но, рассматривая психологию как опытную науку, Юнг здесь пытается отделить миф, «навязанный сакральным учением от живого переживания души». -Методом отделения религиозного (как христианства, так и восточных направлений) привычного мышления (формул, канонических взглядов, устоявшихся веками) от реальных попыток разобраться: какое переживание (коллективное или личное) выходит на поверхность в том или ином случае.

Причём Юнг, — так или иначе, — ничего не оспаривает. А просто сопоставляет устоявшиеся мнения и взгляды.

В ключе своей эрудиции, этот знаменитый аналитик стремится отделять опыт мистического переживания от переживания естественной подсознательной природы человека.

Юнг это делает без излишнего скептицизма, — максимально серьёзно и глубоко подходя к природе трансперсонального и трансцендентного.

Частично и неким курсивом повествования здесь проходит тема мандалы в качестве древней символики, — как грамотное структурирование хаотичного состояния души и тела. (Кому интересна тема диссоциации — эту статью в том числе рекомендую очень искренне к подробному ознакомлению).

Среди прочего этот талантливый швейцарец призывает: считывать язык символов нужно предельно аккуратно, — без излишнего фанатизма и всяческой экзальтации (преувеличения увиденного) — без дальнейшего ущерба для душевного здоровья.

***

Ассимиляция фатального прорыва архетипического образа без «скатывания» в перманентное сумасшествие. Здесь речь идёт скорее о соединении противоположностей (имманентного и перманентного), — нежели навязывании какого-то нового открытия.

Ко всему прочему Юнг здесь тонок и мудр в своей подаче. Он предположительно рассматривает молитву как механизм общей  установки: что-то очень похожее по своей природе на коллективную аффирмацию.

Наше увлечение новой символикой и образами Юнг весьма жёстко прописывает как непреодолимую страсть к маскараду. И нужно сказать, — он здесь весьма категоричен:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...Можем ли мы облечься, как в новое платье, в готовые символы, выросшие на азиатской экзотической почве, пропитанные чужой кровью, воспетые на чуждых языках, вскормленные чужими культами, развивавшиеся по ходу чужой истории? Нищий, нарядившийся в княжеское одеяние, или князь в нищенских лохмотьях? Конечно, и это возможно, хотя может быть в нас самих еще жив наказ — не устраивать маскарад, а шить самим свою одежду. (...) Мне кажется, что лучше уж признаться в собственной духовной нищете и утрате символов, чем претендовать на владение богатствами, законными наследниками которых мы ни в коем случае не являемся. Нам по праву принадлежит наследство христианской символики, только мы его где-то растратили. Мы дали пасть построенному нашими отцами дому, а теперь пытаемся влезть в восточные дворцы, о которых наши предки не имели ни малейшего понятия. Тот, кто лишился исторических символов и не способен удовлетвориться «эрзацем», оказывается сегодня в тяжёлом положении.

Тяжесть и «всезнайство» земнорождённого интеллекта Юнг здесь сравнивает с люциферовской гордыней, — которая постоянно генерирует свою показательную правоту, особо не вникая в глубокую суть многих вещей. Отсюда берутся лжепророки и страсть к новым открытиями, — и увы именно эти дороги никуда (кроме ещё более тупикового мышления) вывести не способны.

И вот, соб-но, тому читателю, кто ожидает от этой статьи подробного и сухого перечисления архетипов, — лучше этот труд не читать. Здесь очень много абстракции, «воды» и «отвлечённого» анализа, — и нужно реально быть фаном Юнга, чтоб одолеть такой материал. Хотя в общем и целом подача у него достаточно лёгкая, ясная и понятная.

По сути эта статья — это подробный экскурс в природу бессознательного со всем возможным потенциалом (в контексте ящика Пандоры в том числе).

И здесь Юнг рассматривает работу коллективного бессознательного, — интуитивные попытки услышать мысль, готовую прийти на помощь, — в качестве компенсаторного механизма для тех проблем, которые лежат много глубже, чем сознание и рацио.

***

И да, попытка сильных натур (хотя это скорее нарочитая слабость) Разрубить эти гордиевы узлы вместо того чтобы их Развязать (без глубокого переживания своей подлинной сущности) — это не что иное как лакировка действительности и сознательный выбор очередной театральной маски...

Локальные и экзистенциальные кризисы (эго и коллективного бессознательного) — в этом суть открытий Юнга. Хотя предпосылки этому были заложены задолго до появления психоанализа.

***

Много ли человек знает о себе?.. А главное, — много ли Хочет знать?.. Порой безустальную работу интеллекта мы выдаём за голос истины в последней инстанции. Однако проблему экзистенциального кризиса (эта тема в том числе очень близко волновала Юнга) одним лишь интеллектом / количеством прочитанной литературы решить невозможно. Только истинное переживание интимного чувства (каким бы разрывающе тяжёлым и болезненным оно не было) способно грамотно и своевременно запустить этот триггер трансформа и сублимации разных энергий. (К эзотерике это не имеет никакого отношения) Речь идёт о переживании страдания. Эту тему не единожды поднимал ещё один знаменитый чешский психолог С. Гроф в своём глубоком знании предмета.

***

Боль и страдание как некий триггер и ресурс к более качественному осознанию себя. Очевидно сложная сублимация глубоких переживаний через грамотное прохождение всех этапов личностного и духовного роста. Беспомощность и слабость как степень познания своих внутренних процессов и ресурсов...

PS Высвобождение энергии, — как негативной, так и творческой. -Это процесс трансперсональный: его нельзя «пощупать» и уж тем более «материально доказать». У творческих людей, — к коим и я себя резонно причисляю, — это часто и напрямую связано с переживанием страдания.

Здесь уместным акцентом проходит Тень Юнга с качественным описанием обновления сознания и психики. Важно не порвать те важные струны и не поломать тот живой механизм, который всякий раз запускает обновление психики, сознания, души. Будьте внимательны к своим переживаниям. Пишите «Чистовик» этой жизни сразу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх