Карл Густав Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neo smile, 30 января 2020 г.
«Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться» Популяризация Юнга, — юнгианство, — в последние десятилетия приобрела просто чудовищный размах. Причём слово «чудовищный» здесь увы нужно трактовать строго по назначению этого прилагательного. (Никакого намёка на «чудо» как радость открытия, лежащее в корне этой лингвистики, понятное дело тут нет и близко).
Как и большинство явлений нашего времени, — Юнга безбашенно пустили «с молотка»: им прикрываются все, кому так или иначе нужно на скорую руку «залатать» своё невежество / любой ценой доказать свою значимость. Эзотерики и картёжники в свою очередь, — отчаянно и на все лады, — дружно транслируют учение Юнга. И здесь вот какой Парадокс: сам Юнг непосредственно, проверяя определённые вещи в личной динамике / и на примерах пациентов, — скромно заявлял от себя что так или иначе, но пишет он от себя гипотезы / предположения / необходимый ему в работе Синтез, который на каждом пациенте работает Уникально. (Такие вещи крайне аккуратно нужно ставить на поток) И соб-но, работе с природой уникальности он отвёл в своей практике и статьях особое значение.
***
Моду на материализм и эмпиризм постепенно сменила мода на парапсихологию.
Суть последнего понятия далеко не всем понятна, — это имеет мало общего с какими-то тайными шаманскими плясками, сумбурно переложенными на язык «белого человека»... Юнг в большей степени изучал природу трансперсонального кризиса (взросления и трансформа сознания человека). И соб-но, тот инструментарий, который им был найден, так или иначе был найден именно для этого.
***
Архетипы. Эту тему не трогал лишь ленивый. Но тому читателю, который хочет познакомиться «точечно» (с более подробной их градацией) всё же лучше набраться терпения. Статья по своей структуре и подаче очень обширна. Юнг затрагивает здесь очевидно много вопросов: начиная от истории зарождения многих символических представлений «дикого» человека и заканчивая непосредственно нашим временем (статья датирована 1934г), когда мы уже весь этот сакральный символизм обесценили и потеряли.
Эссе «Об архетипах коллективного бессознательного» расцветает иначе (чем об этом разрозненно принято писать в сети) — предложенный материал выглядит очень интересно, не затёрто и более объективно. Тем кто хочет лучше понять мышление Юнга, искренне советую: изучать его в контексте сборника статей. Отдельные вещи, — растасканные по разным контекстам, — часто в трактовке выглядят достаточно бедно и нелепо.
***
Древнейшие изначальные типы всеобщих образов и паттернов. Психическая данность. Символические выражения внутренней и бессознательной драмы души через проекции внешнего мира...
Алхимики и гностики владели этими знаниями виртуозно, — «считывая» их задолго до появления психоанализа. Известное их утверждение: «Мир является созданным по подобию со своим архетипом» — оно ведь более, чем Откровение.
Но, рассматривая психологию как опытную науку, Юнг здесь пытается отделить миф, «навязанный сакральным учением от живого переживания души». -Методом отделения религиозного (как христианства, так и восточных направлений) привычного мышления (формул, канонических взглядов, устоявшихся веками) от реальных попыток разобраться: какое переживание (коллективное или личное) выходит на поверхность в том или ином случае.
Причём Юнг, — так или иначе, — ничего не оспаривает. А просто сопоставляет устоявшиеся мнения и взгляды.
В ключе своей эрудиции, этот знаменитый аналитик стремится отделять опыт мистического переживания от переживания естественной подсознательной природы человека.
Юнг это делает без излишнего скептицизма, — максимально серьёзно и глубоко подходя к природе трансперсонального и трансцендентного.
Частично и неким курсивом повествования здесь проходит тема мандалы в качестве древней символики, — как грамотное структурирование хаотичного состояния души и тела. (Кому интересна тема диссоциации — эту статью в том числе рекомендую очень искренне к подробному ознакомлению).
Среди прочего этот талантливый швейцарец призывает: считывать язык символов нужно предельно аккуратно, — без излишнего фанатизма и всяческой экзальтации (преувеличения увиденного) — без дальнейшего ущерба для душевного здоровья.
***
Ассимиляция фатального прорыва архетипического образа без «скатывания» в перманентное сумасшествие. Здесь речь идёт скорее о соединении противоположностей (имманентного и перманентного), — нежели навязывании какого-то нового открытия.
Ко всему прочему Юнг здесь тонок и мудр в своей подаче. Он предположительно рассматривает молитву как механизм общей установки: что-то очень похожее по своей природе на коллективную аффирмацию.
Наше увлечение новой символикой и образами Юнг весьма жёстко прописывает как непреодолимую страсть к маскараду. И нужно сказать, — он здесь весьма категоричен:
Тяжесть и «всезнайство» земнорождённого интеллекта Юнг здесь сравнивает с люциферовской гордыней, — которая постоянно генерирует свою показательную правоту, особо не вникая в глубокую суть многих вещей. Отсюда берутся лжепророки и страсть к новым открытиями, — и увы именно эти дороги никуда (кроме ещё более тупикового мышления) вывести не способны.
И вот, соб-но, тому читателю, кто ожидает от этой статьи подробного и сухого перечисления архетипов, — лучше этот труд не читать. Здесь очень много абстракции, «воды» и «отвлечённого» анализа, — и нужно реально быть фаном Юнга, чтоб одолеть такой материал. Хотя в общем и целом подача у него достаточно лёгкая, ясная и понятная.
По сути эта статья — это подробный экскурс в природу бессознательного со всем возможным потенциалом (в контексте ящика Пандоры в том числе).
И здесь Юнг рассматривает работу коллективного бессознательного, — интуитивные попытки услышать мысль, готовую прийти на помощь, — в качестве компенсаторного механизма для тех проблем, которые лежат много глубже, чем сознание и рацио.
***
И да, попытка сильных натур (хотя это скорее нарочитая слабость) Разрубить эти гордиевы узлы вместо того чтобы их Развязать (без глубокого переживания своей подлинной сущности) — это не что иное как лакировка действительности и сознательный выбор очередной театральной маски...
Локальные и экзистенциальные кризисы (эго и коллективного бессознательного) — в этом суть открытий Юнга. Хотя предпосылки этому были заложены задолго до появления психоанализа.
***
Много ли человек знает о себе?.. А главное, — много ли Хочет знать?.. Порой безустальную работу интеллекта мы выдаём за голос истины в последней инстанции. Однако проблему экзистенциального кризиса (эта тема в том числе очень близко волновала Юнга) одним лишь интеллектом / количеством прочитанной литературы решить невозможно. Только истинное переживание интимного чувства (каким бы разрывающе тяжёлым и болезненным оно не было) способно грамотно и своевременно запустить этот триггер трансформа и сублимации разных энергий. (К эзотерике это не имеет никакого отношения) Речь идёт о переживании страдания. Эту тему не единожды поднимал ещё один знаменитый чешский психолог С. Гроф в своём глубоком знании предмета.
***
Боль и страдание как некий триггер и ресурс к более качественному осознанию себя. Очевидно сложная сублимация глубоких переживаний через грамотное прохождение всех этапов личностного и духовного роста. Беспомощность и слабость как степень познания своих внутренних процессов и ресурсов...
PS Высвобождение энергии, — как негативной, так и творческой. -Это процесс трансперсональный: его нельзя «пощупать» и уж тем более «материально доказать». У творческих людей, — к коим и я себя резонно причисляю, — это часто и напрямую связано с переживанием страдания.
Здесь уместным акцентом проходит Тень Юнга с качественным описанием обновления сознания и психики. Важно не порвать те важные струны и не поломать тот живой механизм, который всякий раз запускает обновление психики, сознания, души. Будьте внимательны к своим переживаниям. Пишите «Чистовик» этой жизни сразу.