Джек Ритчи «Одно алиби на четверых»
Один из 2-х кузенов, являющихся наследниками своего дяди-миллионера и проживающих в его загородном поместье, как-то раз ночью просыпается от звука выстрела, спускается в библиотеку, где и обнаруживает труп старшего родственника с револьвером в руке и в луже крови. Казалось бы, можно праздновать по поводу скорого обретения наследства, но есть и солидная «ложка дёгтя» — факт самоубийства автоматически обнуляет 400-тысячную дядину страховку. А такие деньги терять не хочется…
Входит в:
— журнал «Alfred Hitchcock’s Mystery Magazine, April 1973», 1973 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Самуйлов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 25 июня 2024 г.
Миллионер Гектор погибает при весьма странных обстоятельствах, которые поначалу кажутся тривиальным самоубийством. Подобный исход не устраивает одного из племянников погибшего, который в таком случае лишился бы положенной ему страховки. Решив подстроить происшедшее как умышленное убийство, он, сам того не желая, превращает себя в главного подозреваемого... Надо сказать, необычный взгляд на тривиальную ситуацию с убийством! Вначале она кажется самоубийством, но по мере расследования чаша весов всё же склоняется к убийству. Только вот кто именно его совершил, если у главных действующих лиц имеется железное алиби? В таком случае работает известное правило: убийцей является стороннее лицо, крайне заинтересованное в смерти жертвы. Короче говоря, вопрос стоит «ребром» — cui prodest? Ответ на него будет шокирующим — выгодно всем, у кого имеется алиби! Получается замкнутый круг... Еще чуть-чуть, и неожиданная концовка станет кульминацией всей этой истории. Но... только не в этот раз. Похоже, шестое чувство в очередной раз изменило своему хозяину: финал не стал кульминацией всего сюжета, ибо убийца сам сознался в преступлении — подобно тому, как это было в новелле «Перевернутый мир». В итоге вполне серьезная ситуация о двусмысленности преступления превратилась в пародию на самое себя — своеобразное «маски-шоу» главных подозреваемых. Они дурачатся перед читателем, напоказ выставляя собственную глупость, а совершенное кем-то убийство перестает вдруг быть значимым явлением, превращаясь в одну из декораций этой квази-детективной истории. Уверен, что Станиславский таким финалом был бы крайне недоволен и попросил бы Конан-Дойля придумать что-нибудь более правдоподобное.
---------------
РЕЗЮМЕ: история одного убийства, которое поначалу казалось самоубийством, а потом и вовсе приобрело чисто сатирическую форму. Урок очевиден: не стоит пытаться подстраивать ситуацию с выгодой для себя, чтобы при этом не оказаться главным подозреваемым.
igor14, 31 января 2020 г.
Просто поражаюсь, насколько же любил Ритчи виртуально убивать миллионеров (на страницах своих произведений, разумеется (ха-ха-ха!))!.. Только за минувшие полгода довелось прочитать не менее десятка рассказов, где автором использован этот сюжетный ход. Данная история не выбивается из общего ряда…
Завязка действа: один из 2-х кузенов, являющихся наследниками своего дяди-миллионера и проживающих в его загородном поместье, как-то раз ночью просыпается от звука выстрела, спускается в библиотеку, где и обнаруживает труп старшего родственника с револьвером в руке и в луже крови. Казалось бы, можно праздновать по поводу скорого обретения наследства, но есть и солидная «ложка дёгтя» — факт самоубийства автоматически обнуляет 400-тысячную дядину страховку. А такие деньги терять не хочется…
Великолепный комедийно-детективный рассказ. На какие только ухищрения не идут наследнички и их близкие, дабы утвердить в глазах полиции версию о каком-нибудь бродяге-грабителе, по чистой случайности прикончившем их горячо любимого родственника... Кстати, здесь Ритчи снова демонстративно нарушает общепринятые некогда каноны классического детектива (как и в «Персте судьбы» (1962)), но это лишь способствует повышению читательского интереса. Качественное, «приличное» (ха-ха-ха!) чтиво!