Денис Шабалов «Без права на ошибку»
Четвёртая, завершающая книга цикла «Конституция Апокалипсиса». Прямое продолжение книг «Право на силу», «Право на жизнь» и «Право на месть». И в то же время – книга-приквел. Книга-фундамент, раскрывающая нам ПОЛНУЮ историю Добрынина и Зоолога, дающая ответы на все вопросы. То, что до поры до времени было скрыто от читателя – и то, что пришла пора раскрыть.«Без права на ошибку». Обязательна к прочтению всем, кто внимательно следит за историей Даниила Добрынина.
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 4 октября 2018 г.
«Без флагов и знамён»
Рецензия на «Без права на ошибку» Дениса Шабалова
Давайте расставим сразу все точки над «i»: я не одобряю «четвёртые части трилогий», что не мешает мне интересоваться их судьбой во время создания и наслаждаться ими при чтении. При этом признаю, что у меня, как и у многих, остались вопросы по сюжету «Права на месть», и я на них ответы получил. Ну, или получил достаточно информации, чтобы придумать годные. Что ж, углубимся в разбор романа.
Так получилось, что для цикла «Конституция апокалипсиса» оказалась архиважна хронология. И даже не только и не столько хронология собственно цикла, сколько вся линия времени! Любви к путешествиям во времени я обязан «Доктору Кто», и как же приятно почитать роман, где они имеют центральное значение. Раскрываются онтологические парадоксы, затрагивается известная дилемма-парадокс встречи двух версий одного героя, параллельные миры в виде ветвящихся цепочек событий и многое другое. Хотя у меня сложилось впечатление, что Денис не особо оглядывался на других авторов, которые заморачивались с хронооперами и к ним приравненными жанрами, но у него получилось самобытно, интересно… Так, стоп. К этому я вернусь немного позже, а то нарушаю хронологию собственной рецензии, гм.
А сказать-то я хотел о положении самого романа в цикле. Несколько глав, которые происходят непонятно с каким Данилом (будем считать, что со всеми разом), посвящены возвращению главного героя в уничтоженное Убежище. В прологе-флэшфорварде «Права на жизнь» и начале «Права на месть» он уже туда вернулся, а вот история его обратного пути осталась за кадром. Приём традиционный: опустить несколько сцен или событий и бросить героя вместе с читателем в гущу событий. Потом, если надо, зарастить разрыв флэшбеками. Так уж получилось, в третьем романе цикла места им не осталось, а вопросы никуда не делись. Так что, выходит, роман — интерквел цикла. Дальнейшие события, что вполне ожидаемы, описывают жизнь Зоолога, и таким образом роман превращается сразу в приквел всего цикла. В общем, всё, как и обещал автор, — книга, которая продолжает, завершает и в то же время предваряет весь цикл. Вот такой свёрнутый в бублик пласт времени получился.
За исключением нескольких глав, где, как я уже заметил, домой стремится Данил Добрынин, условно считаемый оригинальным, подавляющая часть текста относится к жизни Зоолога. С самого его облома на Сазань-горе. Эпизод с ампутацией — на мой взгляд, одна из самых мощных и жёстких сцен во всём романе! От неё по спине мурашки бегали галопом, в то время как мозг с жадностью впитывал информацию. Написано всё и здесь, и практически всюду настолько достоверно, что хоть справочники составляй и следуй им в реальной жизни. В большинстве случаев, конечно, в экстренных ситуациях, но есть место и для более приземлённых дел. Зоолог показан сперва человеком почти сломленным, и Денис осторожно восстанавливает его настрой, пока не получает того героя-глыбу, что готов бороться дальше — и, что важно, побеждать! Весь последующий сюжет работает на раскрытие потерявшего всё и получившего взамен лишь выходящий за рамки понимания инструмент в виде детского сада, стоящего вне времени, человека. И раскрывается он так же, как и Данил в прошлой части. Ничего удивительно и предосудительного в том нет: как раз будь всё иначе, можно было бы предъявить автору, чего он одного и того же персонажа по-разному заставляет себя вести? А то, что он имеет такой же подход к каждому делу, как и его более подготовленная и удачливая версия, делает чтение более убедительным, а ещё — хозяйственно подробным и близким.
Я уже много лет ломаю голову над довольно необычным и, со стороны, возможно, дурацким вопросом: почему мне так нравится творчество Дениса Шабалова? Просто я же не поклонник боевиков, к постапокалипсису я вообще практически остыл, а получил возможность вновь окунуться в цикл Дениса, и прежние взгляды резко переменились. Исключение, конечно, подчёркивает правило, но неплохо иметь и объяснение тому. Прочитав «Без права на ошибку», я, кажется, понял.
Дело, разумеется, в стиле самого автора, его подаче, а также сюжете. В данном случае всё это неразрывно связано. Недостаточно же строчить боевик просто потому, что ребята любят «пострелушки», и на этом выезжать. Только когда бой оправдан сюжетом, и читателю ясно дают понять, что другого выбора нет, вот тогда меняется восприятие каждого выпущенного патрона, а интерес к происходящему выходит на более высокий уровень. Хотя всё произошедшее вымышлено, к Добрынину я успел привязаться, и его успехи и поражения стали как будто родными, его горе, беда и план, как всё исправить, — чем-то личным. И путешествия во времени тут уже совсем не причём, мне было приятно впитывать каждую строчку только потому, что хотелось того же, что и Зоологу: отомстить Береговому Братству. Единственное, что покоробило, так это несколько решений «Сергея», когда я, скорее, принимал сторону Юки. Какое она имеет место во всей этой истории, я раскусил довольно быстро, но до самого раскрытия в тексте не верил, что оказался прав. Прямо как с сущностью самого Зоолога в предыдущей части цикла!
Короче, коробочка раскрылась просто: боевик тогда и только тогда может быть здоровским, когда к нему подходят с умом. А Денис подошёл не просто с умом, а с бесконечно деловитым подходом, который передал своему протагонисту. Читать про его планы и их скрупулёзное воплощение было огромным удовольствием, ведь прямо на моих глазах строился тот мир, который мы увидели в «Праве на силу» и «Праве на жизнь»! И чьи последствия расхлёбывали весь цикл.
* * *
А теперь немножко теорий. Как известно, у каждого Данила, который не смог, был свой ментор-Зоолог, в которого он затем превращается. Также известно, что все Данилы ведут себя по-разному, когда добираются до точки бифуркации, и что когда Данил возникает в 2023 году, его там нет вообще, и всё приходится делать с нуля. Тут же появился вопрос: почему нет толпы Зоологов, которые уже всё всегда успели сделать, если они есть в петле текущего Зоолога? Над этой загвоздкой я бился в мыслях до победного конца, и вот что придумал: когда точка бифуркации пройдена, начинается зачистка десятилетнего промежутка от вмешательства путешественника во времени. В детский сад заходит ровно один Данил. То, что он сделает дальше, не предопределено: старая цепочка событий уже отменена. К тому времени, когда он минует окно в 2023 год, эта эпоха уже очищена от него, ведь он туда ещё не попал. А вот когда попадает, мгновенно обнуляется и весь его дальнейший вклад.
Тогда другой вопрос: почему тогда не исчезает старый Зоолог, когда окончательный Данил выполняет собственную, малую петлю? Всё просто: «Сергей» — анахронизм, он принадлежит совершенно иной цепочке событий, следующей за точкой бифуркации, а потому живёт дальше. Если бы у него была возможность вернуться в своё пространство и время, он бы и «своего» Зоолога мог встретить, наверное.
Третий вопрос развивает весь сюжет: что дальше? Варианта два (как минимум): Данил, «наш» Данил, получает от Зоолога полный список его дел в прошлом, с выводом, что делать не надо. В первом случае Данил забивает на петлю и живёт дальше с остатками Убежища. Во втором же он решает завершить то, что так хотел сделать Зоолог (полагаю, что каждый): спасти Убежище. Тут, правда, ещё можно добавить спасение Ульяновска, но это маловероятно, мне кажется, и к тому же опасно. Ладно, хорошо, два варианта лишь в самом начале, да и то основаны на встрече двух версий, что чуть ли не прямо запретила Юка. Тем не менее, если окончательный Данил тоже уйдёт в 2023 год, имея при себе все заветы Зоолога, он смог бы отменить огромное количество смертей и развязать лишь те узелки, что стоили того, чтобы их развязывать (например, с Барыгой и Сказочником). Но это всё мысли оптимиста, которые показывают самое важное: роман заставляет думать! Ещё один балл в копилку «Без права на ошибку» и в копилку аргументов за, так скажем, «хозяйственный боевик», коим можно назвать произведения Дениса Шабалова.
* * *
Что мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем отличный, оглушающе мощный и детально проработанный как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения сюжета роман, наполненный всем спектром честно и без утаек поданных эмоций, потрясающе эпичный для реалий постапокалиптического мира и замечательно смелый. После него многое встаёт на свои места, вопросы закрываются, а новые вернее назвать зарядкой для мозгов, желающих ещё пораскинуться после расписанных кульбитов во времени.
Впереди Денис обещает новую серию, малый кусочек которой, судя по всему, приткнут к «Без права на ошибку». Пока я не совсем представляю, что там будет, но уверен, что у него всё получится, ведь такой талант не только нельзя зарывать в землю, но и растерять грешно. Денис нашёл свой путь в литературе, правильный путь, и я желаю ему держаться выбранной дороги, не забывая вовремя заглядывать и в манящие то и дело ответвления, чтобы всегда приятно ошеломлять читателей.
VovaZ, 8 ноября 2020 г.
Проблематичность последней части цикла анонсируется уже в предисловии автора. Роман вышел «в отместку редакции», в искусственно увеличенном объёме.
В результате, произведение вышло несколько раздутым, посредством экскурсов в прошлое, не связанных с сюжетом, а заполняющих каверны в прошлых романах. Однако, Шабалов весьма успешно компенсирует этот недостаток качеством этих самых сцен. Уж писать то боевые сцены автор умеет.
Несколько неуместными показались запоздалая политика с антиамериканскими комплексами, выглядящие смешно и грустно, на фоне апокалипсиса. Раздражает ТТХ-задротство, в стиле покойного Круза. Но, полагаю, среди коллег всё же имеются любители именно этой линии.
По мере развития сюжетной линии, автору явно надоедает лишь заполнять каверны темпоральной линии прежних романов, он начинает развивать новый сюжет. ГГ пытается изменить прошлое. Эта часть содержит ряд сюжетных ошибок, но читается гораздо интереснее.
Ближе к финалу усиливается морально-этическая линия. ГГ осознаёт, что он совершил ужасные злодейства, в целях личной мести. Кроме персональных казней, уничтожил зарождающуюся основу нового государства, отбросив историческое развитие пусть жестокой, но перспективной общины на десятилетия, а может и на век. Причём, мстил, как оказалось за события, к которым сам же и привел.
Несмотря на ворчание, роман понравился, как высоким и захватывающим драйвом, так и поставленной автором этической теоремой.
Paralitik, 13 октября 2019 г.
Трилогию о которой говорится в аннотации я прочитал с удовольствием и даже не подозревал о существующем продолжении.Случайно наткнувшись на него,когда выбирал следующую книгу,был несказанно рад и принялся читать в тот же вечер,откладывая сон каждый раз на «следующую главу»,не спал практически всю ночь.Книга как и предыдущие части постоянно держит в напряжении и круговерти событий.История которая однажды уже прошла перед моими глазами,здесь раскрывается с другой стороны и выглядит иначе.Открываются загадочные и непонятные события,рассказываются истории становления тех мест где побывал главный герой цикла.
Книга на протяжении всей истории показывает нам неотвратимость времени и предопределённость событий.Всё больше деталей складывается в единую картину созданного автором мира и оторваться от этого невозможно.Игры со временем в плане написания очень сложные и запутаться очень легко,но Денис Шабалов справился с этим превосходно.Читать её как самостоятельное произведение будет думаю не так интересно,она является именно дополнением к основной трилогии,но если вы с ней уже знакомы,то пропускать её нельзя.
Именно благодаря этому циклу я познакомился с этим автором и до сих пор рекомендую его к прочтению.