Дмитрий Градинар, Елена Щетинина «Отражение тайны»
Темой десятого сборника серии «Зеркало» стала алхимия. В двенадцати парах мужских и женских рассказов люди в погоне за мечтой пронзают пространство и время.
Тексты сплавляются друг с другом, переплетаются, вступают в химические реакции. Заклинания и магия превращают в золото бронзу и медь. И, намертво сжав в ладонях философский камень, глядит в глаза надвигающейся беде старый алхимик.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Дебютная книга (номинируется только Е. Щетинина) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 22 ноября 2018 г.
Десятую книгу «Зеркала» я ждал в основном из-за имени Елены Щетининой на обложке. Автор отлично себя зарекомендовал на поле хоррора, соответственно определенные надежды на книгу были. В то же время, с Дмитрием Градинаром я до этого вообще не сталкивался, и чего от него ждать не имел ни малейшего представления.
«Отражение тайны» получилось довольно унылым. Причем не в смысле «скучным», а в смысле оставляющим довольно тягостное и грустное впечатление из-за своей атмосферы и настроений. Почти все рассказы меланхоличные, меньшая часть со светлой меланхолией, большая часть — с мрачной. Увы, сборник пришелся мне не в настроение и видимо придется к нему вернуться более подготовленным.
Так что давайте я коротко опишу что понравилось, а что нет, и на этом закончу с целью вернуться к отзыву после повторного прочтения. Начну с хорошего:
Во-первых, все рассказы написаны приятным и профессиональным языком. Чувствуется большая проделанная работа, читать легко, взгляд не спотыкается. Во-вторых, в книге очень хорошие иллюстрации, которые понравились мне больше иллюстраций из предыдущих книг.
Теперь пара слов про плохое:
Часть рассказов выглядят просто зарисовками с идеями, но без сюжета. В некоторых рассказах даже конфликта нет. Ну и хоррора в сборнике очень мало, чего я не ожидал.
Особенно хотелось бы выделить следующие рассказы:
• «Что вы знаете о Шушурбане», Е. Щетинина. Отличная юмористическая фантастика в духе Шекли о необычном инопланетянине и находчивых таксистах.
• «Театр фон Клейста», Е. Щетинина. Отличный хоррор в духе Лавкрафта. Раз в год маленький городок посещает театр фон Клейста. В это время всегда отмечается самая дождливая погода из всех возможных, и пропадают люди. Очень атмосферное повествование, вязкое и тягучее.
• «Поезд Ольги», Д. Градинар. Легкая фантасмагория с копаниями в себе. Не понял рассказ до конца, но в целом понравилось.
Что ж, ждем одиннадцатый томик. Он получил название «Зеркало воды», а в его авторах значится наша старая знакомая по третьей книге Софья Ролдугина и пока еще не знакомый Сергей Игнатьев.
strannik102, 20 марта 2020 г.
Я угадаю эту мелодию с пяти нот (фраза из популярной телеигры)
Думаю, что большинство авторов помимо чисто сюжетных моментов закладывают в свои произведения — вне зависимости от их объёма — некую центральную мысль, некую генеральную идею, некий сакральный смысл. Конечно, в крупных произведениях таких генерально-центрально-смысловых структур может быть несколько, а вот в рассказах, эссе и небольших повестях чаще всего одна. И тем легче (так мне самонадеянно кажется) читателю улавливать тот истинный второй смысловой план, который вкладывает автор в своё творение, и который порой отчётливо, но иногда только лишь пунктирно мелькает на заднем плане повествования с частотой и скоростью гештальт-образов. Кстати сказать, порой суть этих гештальтов не всегда совпадает с тем, что пытался донести до своих читателей автор.
Что ж, попробуем поиграть в игру «угадай-ка» и при чтении этого замечательного сборника. При этом вовсе не претендую ни на какие лавры угадчика, догадчика и понимальщика. Что первое после прочтения каждого рассказа на ум приходило, то и записывал. Так что терпите :-)
1. Алхимик являет миру своё искусство…
Андалузская сказка (4,5)
Тигр, о тигр! (3,5)
Осталось некоторое ощущение недосказанности, недокрученности вполне интересного сюжета (минус 0,5 балла), однако поэтический язык рассказа компенсирует эту «недо…» с лихвой.
2. …черпает знания в старых книгах…
Шекспир Универсум (4)
Вечноживая тема. Жизнь книг и судьбы книгопечатания и книгочтения. Хотя на самом деле всё и шире и глубже. Потому что неизбежно в связи с цифровизацией жизни происходит некий негативного свойства процесс: становятся легкодоступны всякого рода Вики и сайты с кратким содержанием произведений литературы, появляются комиксы и видеоролики по классическим книгам — как итог: смерть книг и искажение их содержания. А смерть культуры и есть смерть цивилизации.
Книги Миранды (4,5)
Рассказ практически напрямую продолжил начатую в «Шекспир Универсум» тему. Со смертью книг (книги как материальный носитель человеческой мысли, эмоций и чувств — всей цивилизации) неизбежно в мире воцариться Ничто. Люди перестанут быть людьми, и даже машинная и мутированная «жизнь» тоже неизбежно остановится — всё-таки мир был основан на Логосе и со смертью Логоса умирает и сам Мир.
Но, может быть, это стругацкие законы Универсума и Мироздания так работают, может просто существование людей=человечества угрожает самому Мирозданию? Так сказать, санкции свыше :-) (хотя на самом деле не смешно)...
3. …пытается избежать опасности…
Край мира (4)
Край мира не как его окраина, а как его конец, потому что дальше — ядерная война. С атомными бомбардировками и ракетными обстрелами сначала столиц, а затем уже и окраин человечества.
Но последней умирает Реклама — люди готовы рекламировать и проталкивать свой товар по любому поводу и любыми способами (и тут впору упомянуть про нынешние печальные коронавирусные обстоятельства и про случай с сетевой рекламой арбидола — прецедент на тему рассказа отнюдь из нашего далеко не книжного реала)...
Бремя автора (4)
4. …и найти спасение…
На другом берегу (4,5)
В общем, своеобразно поданные мысли о миссианстве и прогрессорстве — а нужно ли цивилизовывать и кормить тех, кто находится на другой ступени развития? Не будет ли это вредом?..
Нет места лучше (4,5)
Хом, свит хом. Аллегорическая история
5. …там, где смыкаются миры…
По ту сторону снега (4,5)
Странный, травмированный мир.
Вообще есть ощущение, что предлагаемый автором мир вполне мог бы вместить в себя и повесть, и может быть даже роман...
Дьявол в деталях (5)
Стильный детективный стимпанк. Этакий чайна-мьевильский. Оригинальные персонажи — зомби, детективная история в стиле По–Кристи–Конан-Дойля. С психологизмом и сюжетными неожиданностями. И концовка — такая сентиментальная.
6. …чтобы избежать самообмана…
Марсианское шоу (4)
Мистификация про мистификацию.
Что вы знаете о Шушурбане? (4)
Довольно специфичный рассказ. Такой… то ли в стиле Геннадия Гора, то ли Ильи Варшавского (кто-то ещё помнит таких советских писателей-фантастов?), в общем, кого-то из старых мастеров советской НФ. Хотя тут от «Н» только и есть, что инопланетяне. Ну и, конечно, в центре внимания тот конечный поступок, который совершили герои рассказа. В общем «и зелёные холмы Земли»...
7. … он ступает на долгий путь…
Притча пустынника и о трещинах на асфальте (4)
Да, Действительно притча. Немного в стиле Ричарда Баха (который «Чайка по имени...», «Мост через Вечность» и «Иллюзии»). О предопределённости всех бывших, настоящих и грядущих событий, и о взаимосвязи всего сущего со всем. Уже в миг Большого Взрыва всё будущее было предопределено и запрограммировано.
Но! Коли так, так тогда выходит, что и свободы воли нет, нет вариантов выбора… Хм...
Икар v 2.0 (4)
Новый вариант (ещё один) старого мифа об Икаре и Дедале. Сомнения безусловно мешают исполнению задуманного, а отсутствие веры и вовсе всё и вся разрушает. И потому — делай что должен, и будет что будет.
Сразу вспомнил принципы целеполагания и визуализации — там всё это работает.
8. …разрывая замкнутый круг…
Альберт и Ева (4,5)
Такой ностальгирующий рассказ. Ностальгирующий по мэтрам старой НФ, по Рэю Брэдбери. Именно по Брэдбери, потому что как раз у него есть что-то очень похожее:
Театр фон Клейста (4,5)
Мощная по образности депрессивная история.
Великолепный образный язык!
9. …соединив несоединяемое…
Белые крылья, чёрный хвост (5)
Замечательная сказка. В которой, как и положено в хорошей и правильной сказке, верно расставлены смысловые акценты. О «Частице чёрта в нас» и о подобии божьем, о борьбе светлого и тёмного начал. И конечно же о том, что любовь всегда от Бога.
Светлая и оптимистическая сказка.
Пропердольки тугосери (4,5)
Авторская шутка. С некоторой долей доброй и иронической сатиры.
- Мамочки — они всегда и везде мамочки. Вне зависимости от способов дыхания и питания, зачатия, вынашивания и кормления, от всяких прочих видовых особенностей.
- Соцсети — они везде соцсети, вне зависимости от среды обитания респондентов и пользователей: вода, воздух, поверхность или недра земли. Инфозаконы универсальны и везде едины.
- Мужское братство универсально, а стакан с водкой отлично монтируется как с человеческой рукой, так и с клешнёй ракообразных, щупальцами головоногих или ложноножками амёбообразных.
В общем, это было улыбисто. Привет от Ктулху!
10. …найти лекарство для мира…
Ксеновакцина (4)
Слегка назидательная история. И вроде как идея не первична (просто варианты разные) — предупредить человечество о предстоящей космической глобальной катастрофе, — однако сам вариант от Градинара выглядит вполне удобоваримым. Такой, слегка голливудский (в части событий в США, по крайней мере), но затем с выходом на вполне стругацкую идею с гипноизлучателями.
Вакансия человека открыта (4)
Весьма прозрачный намёк на толерантность и антирасизм, в том числе и видовой. Мало ли кто как выглядит и как называется — если есть возможность вытащить положительные качества, то именно это и только это и будет иметь определяющее и решающее значние. Такое вот своеобразное продолжение темы, затронутой в т.ч. в ефремовской «Туманности Андромеды» (Великое кольцо миров) и в снеговской трилогии «Люди как боги» (галакты, разрушители и всякие прочие другие звёздные народы).
11. …обрести помощь…
Экипаж (4)
Очень романтическая и по-хорошему советско-фантастическая история. Слегка пафосная, может быть даже маршеобразная, с громкими словами «прогресс», «человечество», «разум», «добро» и пр. Однако я за то, чтобы такая литература тоже была и здесь и сейчас.
Сашка и динозавтр (4,5)
Всё-таки непросто писать от имени ребёнка дошкольного возраста. Потому что и из образа выйти никак нельзя, и в то же время нужно донести до читателя всё то взрослое, задуманное автором, всю фантидею. И при этом не свалиться ни в детсадовщину, но и не сильно «повзрослеть». Вот. Однако Елене Щетининой удалось сделать и то, и другое — мы точно слушали рассказ маленькой девочки, и при этом всё-таки про большую и непростую задачу колонизации Марса.
А ещё понравилась идея использования ребёнка как тест-системы, как контролёра выполняемой работы и её результатов — это было вери гуд.
12. …чтобы конец всего стал новым началом.
Поезд Ольги (4,5)
Мифологизированная современность. Или, наоборот, осовремененный миф. О перевозчике Хароне, о реке Лете, и о перевозимых им душах. Только вместо лодки — изделие П., вместо Харона — персонаж О., ну и т. д. И, в принципе, автор прав: жизнь и есть маршрут из точки 0 (зеро) в точку ∞ (бесконечность). Как однажды прочитал (и навсегда запомнил) у Сергея Снегова «Случайное начало и неизбежный конец — вот суть человеческой жизни».
А между 0 и ∞, между зеро и бесконечностью — в общем-то, день сурка :-)
Принц для Розы (4,5)
Своеобразный «респект-уважуха» мэтрам темпоральной фантастики, и конечно же незабвенным АБС. Только раньше писали о криокамерах, о машинах времени и просто о путешествиях в Будущее, а тут придуман достаточно новый ход —
Вообще сборник получился ровный и довольно сильный. Понравилось, что авторы писали точно в обозначенную для каждой пары рассказов тему, при этом иногда попадая едва ли не в резонанс друг с другом. И понравилось, что несмотря на гендерные различия, у Дмитрия Градинара было не меньше романтико-лирической составляющей, нежели у Елены Щетининой — бывает ведь порой, что современные молодые авторы любят поиграть «мужскими мускулами», и иной раз в этом смысле слегка излишествуют, намеренно огрубляя и свой литературный стиль и подпуская в текстовую ткань повествования заплаты нецензурно-матерных слов и выражений — не то, что их вообще не должно быть в современной литературе, но намеренно внедрённые крепкие словечки порой скорее отталкивают читателя, нежели придают рассказу (повести, роману) нужную смысловую и содержательную окраску. В общем, здесь с этим всё замечательно.
PS Совсем забыл внести существенную информацию: поскольку отзыв изначально писался для сайта с пятибалльной системой оценок, то и здесь следует считать эти оценки по пятибалльной шкале. Т.е. там где (4), значит (8), (4,5) превращаются в (9) и т.д.