Майкл Фрейн «Оловянные солдатики»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Институт автоматизации именни Морриса готовится к открытию нового корпуса. На торжественное мероприятие должна прибыть английская королева. В результате сонное существование коллектива сменилось суматошным, но столь же бессмысленным мельтешением.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сомерсета Моэма / Somerset Maugham Award, 1966 |
Экранизации:
— «Оловянные солдатики» / «Plekkmehed» 1984, СССР, реж. Роман Баскин
- /языки:
- русский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- Н. Евдокимова (1), Х. Тиллеман (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pssc, 16 декабря 2021 г.
Когда читал, ловил себя на мысли, что читаю произведения Михал Михалыча Жванецкого. Особенно телефонные переговоры.
SHWY, 7 марта 2019 г.
Бесподобная вещь, настоящее украшение серии ЗФ наряду с «Паломничеством на Землю» Шекли и «Вином из одуванчиков» Брэдбери, хотя это, строго говоря, не совсем фантастика. Колоритнейшие персонажи — умники Голдвассер с Макинтошем одни чего стоят, руководство Института, писатель, решивший сочинить роман, начав с хвалебной аннотации, самаритянская программа великолепна как и её описание. «... напечатал — забил, напечатал — забил. Проклятая буква никак не хотела исчезать» — это о «Х». Помню через 50 лет после прочтения, и о четырёх окурках и трёх обгоревших спичках в лифте тоже. «убрать из кабинетов руководящих работников плакат «Мыслим масштабно»... как бы вы отнеслись к девизу «Согласуй!»?», «Если бы меня попросили дать в одном слове наставление юношеству, вы знаете, Прествик, какое это было бы слово? — Какое? — Думайте, Прествик. Думайте. — Не знаю, Эр-Пэ. Мелочи? Нет, Прествик. Думайте. — Э-э… смелость? — Да нет же. Думайте. — Ума не приложу, Эр-Пэ. Дерзание? — Думайте, Прествик! Думайте, думайте, думайте, думайте!»
«Так кто же у нас сейчас ставит «Обхохочешься»?» Ну, и история с королевой, конечно. Не читавшим немедленно восполнить этот пробел! Тут поможет цитата о чтении:
«Но кому интересно узнать, что некий совершенно незнакомый тебе человек умер, женился или смирился с чем бы то ни было?» — поэтому Голдвассер читал книги о конца к началу. «В дни особой депрессии он сознательно увеличивал дозу мазохистского удовольствия, которое извлекал из своего чудачества, и прочитывал от конца к началу каждую фразу».
Sawwin, 14 сентября 2019 г.
Майкл Фрейн описывает мертвящее действие на человека самодостаточной бюрократии. Поставленная задача автором выполнена полностью, но именно поэтому мертвящее действие системы выплеснулось сквозь страницы и обрушилось на читателя. Нельзя сказать, что роман скучный, но он до предела тоскливый. Единственные живые страницы — описание самопального литератора, пробавляющегося сочинением хвалебных рецензий на собственные задуманные, но ненаписанные романы.
Хорошо, что я не ставлю оценок переводным произведениям, а то бы сейчас сидел и мучился, не зная, что поставить.
тессилуч, 7 марта 2019 г.
Роман первый раз пытался читать на втором курсе-не понравилось. Ещё идеализировал ученых. Вписался в чтение уже лет в сорок. Отличный сатирический роман на атмосферу в исследовательском институте. Похоже бюрократия в науке везде одинакова.
Нескорений, 12 октября 2016 г.
К чтению этого романа я приступил не без опаски — неизвестный мне автор, мизерное количество оценок, всего одно русскоязычное издание, и то было в дремучем 1969 году в серии «Зарубежная фантастика». Аннотация, правда, добавляла оптимизма — дебютный роман британского писателя и драматурга, удостоенный премии С. Моэма. Вообще не припомню, когда мне последний раз попадалась годная социальная сатира, которая не просто развлекает, но и служит источником интеллектуального пиршества, так вот, по итогам могу сказать — этот роман воплощает в себе лучшие черты гоголевских «Мёртвых душ» и «Ревизора», дополняя картину тонким английским юмором и легким фантастическим элементом. Галерею созданных воображением автора человеческих типажей смело можно покрывать платиной и выставлять на воображаемой литературной диораме. Пожалуй, единственным небольшим упреком в сторону романа будет то, что сюжет местами слишком статичен, хотелось бы видеть больше ситуаций, позволяющих персонажам раскрыться.
Действие происходит в XX веке, на момент написания книги — в самом ближайшем будущем. В центре сюжета — взаимоотношения в коллективе научных сотрудников Института автоматизации им. У. Морриса. Готовится открытие нового корпуса института, которое в перспективе даёт широкий простор новым исследованиям, но главное — на неофициальную церемонию открытия удалось пригласить саму английскую королеву. Приготовления идут полным ходом — создаются десятки комитетов по подготовке встречи, многократно дублирующие друг друга, состоящие из одних и тех же сотрудников, а параллельно мы знакомимся с центральными персонажами, каждый из них — великолепный типаж, в котором вы сразу узнаете черты кого-нибудь из своих коллег. Роман нисколько не устарел, что в крестьянской артели, что в советском НИИ или в современном офисе — времена меняются, но корпоративные отношения остаются прежними — закулисные интриги, слухи и сплетни, соперничество, разгильдяйство подчиненных и низкопоклонство перед начальством.
Автор очень четко рисует типичные ситуации, возникающие на рабочем месте, будь то корпоратив, служебный роман, конкуренция между отделами, травля того или иного сотрудника — все это нам хорошо знакомо и приносит радость узнавания. При всём при этом автору удалось соблюсти баланс в плане работы с приемами гротеска и абсурда, чувство меры идеально ощущается. Параллельное развитие сюжета позволяет читателю взглянуть на происходящие события через призму всех основных персонажей, каждый может выделить своего фаворита, но сделать это будет отнюдь не просто, я даже сейчас разрываюсь между тремя кандидатурами. Что это, как не показатель того, что образы героев получились предельно рельефными и запоминающимися? Даже второстепенных персонажей типа секретарши директора или помощника одного из начальников отдела вы точно не забудете, если разобраться, то в процессе сюжетного развития им выпадают роли не менее, а то и более важные, чем те, которые играют центральные герои повествования.
Часть действующих лиц наделена говорящими фамилиями — Ныттинг, Пошлак или Ребус, например. В числе первых, автор знакомит нас с профессором Голдвассером — типичный интеллектуал, болезненно относящийся к оспариванию его умственных способностей, работает над автоматизацией печатных изданий. Довольно подробно автор излагает методы работы Голдвассера, и действительно веришь, что любую газету может при желании составлять машина, которая будет набирать статьи и заголовки по заранее прописанным алгоритмам, руководствуясь имеющимся набором заготовок. Смех смехом, а ведь пресса действительно так работает — есть определенные правила — что пойдет на первую полосу, как привлечь внимание читателя, какие темы и эпитеты чаще всего повторяются в газетных заметках — всё это не только занимательно, но и познавательно. Лучшим другом и постоянным интеллектуальным соперником Голдвассера выступает начальник отдела этических автоматов Макинтош, его научная работа — попытка создать идеальную этическую машину — не столько забавна, сколько пугает. Улучшая своего «Самаритянина», Макинтош незаметно для себя раскрывает суть человеческих взаимоотношений в экстремальной ситуации — альтруизм, способность к самопожертвованию — что же на практике делает нас людьми и допустимо ли получать удовольствие от жертвенности.
Директор института предельно отстранен от коллектива, главным же антигероем выступает его заместитель Нунн, воображающий себя серым кардиналом. Бывший «безопасник» просто помешан на подслушивании и подглядывании, любые проявления «неблагонадёжности» он сразу же берет на карандаш. Очень узнаваемый типаж, который отыщется почти в каждом рабочем коллективе. Искусственно подавляемая женственность, ранимость — всё это Ребус, развязно-пошловатая, косящая «под мужика», с неизменной сигаретой во рту — не сложилась личная жизнь, значит всё это можно заменить работой, но можно ли, ведь даже таким «синим чулкам» в глубине души иногда хочется немного нежности. Один из самых интересных персонажей — Роу, который пишет на рабочем месте свой первый роман, то что он начинает работу с хвалебных рецензий в свою честь — само по себе забавно, но через его литературные штудии автор активно пародирует типичные ошибки начинающих писателей, а также не забывает пройтись по творчеству своих именитых коллег, таких как Айрис Мёрдок или Кингсли Эмис, к примеру. Каждый черновик Роу — доведенная до абсурда типичная ошибка молодого литератора — то он углубляется в детализацию всего и вся, то концентрируется исключительно на психологизме или же напротив начинает писать предельно бытовым, разговорным языком на самые банальные темы. Примеры литературных опусов Роу стоит почитать не только писателям, но и читателям, которым кажется, что им не хватает деталей или психологии персонажей там, где они излишни.
Ближе к завершению кульминации у меня возникло опасение, что автор сольет финал, но напрасно — последняя глава, состоящая всего из одного абзаца, ставит отличную точку, понимаешь, что иначе и не могло быть, или могло... здесь есть над чем задуматься. Эту книгу хочется рекомендовать не только тем, кто ценит качественный британский юмор, но и любителям хорошей литературы, желающим интеллектуально развлечься. Небольшой объем романа позволяет проглотить его за один вечер, но пищи для последующих раздумий он оставляет изрядно. Странно, что эту книгу у нас не баловали переизданиями, она того более чем достойна. Фантастики здесь действительно маловато, тема искусственного интеллекта не раскрыта, да автор и не ставил перед собой такой цели, главное что ему удалось — показать читателю нашу реальность в преломлении кривого зеркала социальной сатиры, уметь смеяться над собой и не бояться указывать окружающим на их недостатки и пороки — в нашем мире это дорогого стоит!
saga23, 23 ноября 2011 г.
Эх, страшно вспомнить, когда я читал эту книжечку. Начал в 1976, наверное. Дело было в последних классах школы. Поначалу вся ироничная сатира как-то меня не проняла, и я забросил чтение.
А вот уже после службы в армии, в олимпийский московский год, книжку проглотил за пару дней. Читал и смаковал. Что называется, въехал в юмор.
Сейчас, когда все строчат в Твиттер или ЖЖ, «Оловянные солдатики» вспоминаются как прогноз-диагноз.
Отличная вещь! Особенно , если поймешь, в чем суть.
vgi, 2 августа 2012 г.
Нашёл эту книгу в списке любимых книг Б. Н. Стругацкого. Прочитал. Оценил. Между прочими, возникла мысль — а не написали ли братья свою «Улитку на склоне», находясь отчасти под впечатлением от этой книги Фрейна? Уж очень мне показались близки некоторые ситуации и общий дух заведений из «Оловянных солдатиков» и Управления. И, кстати, в авторских черновиках «Улитки» среди машинок, беседующих на складе, имелся Оловянный Солдат (потом, вероятно, заменённый на Заводной Танк). Случайно всё это или нет — не знаю, но, в любом случае, любителям «Улитки» прочесть это произведение однозначно рекомендуется.
leonord, 16 марта 2009 г.
Великолепный сатирический роман! Очень актуален сейчас для нас!