Владимир Сорокин «Триумф Времени и Бесчувствия»
Сборник состоит из четырех оперных либретто, написанных Владимиром Сорокиным. «Фиолетовый снег» рассказывает историю пяти переживших мировую катастрофу человек, застрявших в бескрайнем снежном плену. Каждый пытается по-своему пережить произошедшее и понять, что же делать дальше. И тут появляется Таня, являющаяся воплощением надежд, желаний и воспоминаний персонажей. В «Триумфе Времени и Бесчувствия» девочка Лена Закатова (Красота) становится жертвой маньяка Чикатило (Удовольствие). В это время ее родители, мать (Бесчувствие) и отец (Время) наслаждаются пребыванием в опере. Дальше действие развивается стремительно, а персонажи постоянно меняют свои амплуа. «Сны Минотавра» — это сменяющие друг друга сны-истории, которые в причудливой, гротескной манере смешивают разные стили, времена и дискурсы: герой, бродящий по уровням видеоигры Quake, наложенным на современную Москву, король сказочной страны, погруженный в свои фрейдистские переживания и фантазии, эсхатологический Минотавр, возглавляющий могущественную корпорацию. Сон, возведенный в Абсолют. «Дети Розенталя» — опера о клонах композиторов-классиков Мусоргского, Чайковского, Вагнера, Верди и Моцарта.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Trench Lord, 9 августа 2019 г.
Конечно, «Триумф Времени и Бесчувствия» это, скажем так, не классическая проза Сорокина, это сборник из четырех либретто, по каждому из которых существуют оперные постановки, отыгранные с разным успехом и разной реакцией зрителя, но, считаю, что в роли самостоятельных литературных произведений, без музыки и актеров, представленные в сборнике либретто заслуживают особого внимания. Зная способности Сорокина в драматургии, я не сомневался в том, что и либретто должны получится. Я не ошибся. Сорокин в этом сборнике разный — созерцательный и чуткий, экспериментальный и глумливый. Каждое либретто имеет отличный от остальных характер и стиль, но четко выверенный под реалии оперы, что, собственно, и раскрывает Владимира Сорокина как способного драматурга умеющего творить в разных плоскостях, успешно сохраняя особенный колорит своей прозы, при этом преобразуя его в подобающий оперным постановкам вид. В этом разнообразии, в данном случае, есть достоинство сборника. Подробно останавливаться на каждом либретто я не буду, уж лучше сделаю это в отзывах к ним самим. Тут же скажу, что при чтении, в сознании действительно воображается, создаётся образ своей собственной оперной постановки, со своими актерами, в реальной жизни может и вовсе не существующими, со своими декорациями и со своими страстями. И это прекрасно!
Описываемые в либретто действия ощущаются по-настоящему «оперно», общее ощущение от чтения сильно разнится с чувствами от чтения прозы, при этом всё равно, в каждом предложении и строчке, будь оно изысканно-красивым («Триумф Времени и Бесчувствия») или же абсурдно-причудливым («Сны Минотавра») ощущается авторство, слог Сорокина. К слову о том, что некоторые называют «сорокинщиной». Некой «чернухи» в сборнике, как по мне, довольно немного. «Триумф Времени и Бесчувствия» и «Дети Розенталя» совершенно в этом смысле невинны, ну не будем же мы учитывать единожды произнесённое слово «лох» и пару подобных словесных выражений ненормативной речью, как утверждали некоторые, видимо через чур чувствительные критики. Это я про «Дети Розенталя», в Триумфе и такого нет. «Сны Минотавра» несколько более жестоки и сюрреалистичны, видимо поэтому публика и сочла постановку по этому либретто «довольно экспериментальной».
Остался я в восторге от всех либретто, кроме, как раз-таки, только упомянутых «Снов Минотавра», не хватило в них немного «оперности», но все равно удовольствие при прочтении было, и немалое. Рекомендую сборник этот всем тем, кто уже знаком с творчеством Владимира Сорокина, ведь это новое поле его таланта, требующее с ним и ознакомления, и осмысления. Тем же, кто с творчеством Сорокина не знаком или знаком поверхностно, не сказал бы, что рекомендовал «Триумф Времени и Бесчувствия» к немедленному чтению, лучше, по моему мнению, сперва понять его разностороннюю прозу (кстати, в этих либретто можно уловить отсылки к основным работам Сорокина), а потом уже наслаждаться и этими сборником. Забыл добавить, что аннотация указанная на этой странице, не совсем верна. В «Триумфе Времени и Бесчувствия» и речи не идёт ни о каких маньяках, убийствах и прочем. Приятного чтения!