Шамиль Алтамиров, Дмитрий Манасыпов «Метро 2035: Стальной остров»
Мальчик-подросток вместе с горсткой людей спасся от атомного пламени войны на крохотном, скованном льдами островке. Два десятка лет эти «робинзоны поневоле» налаживали быт среди скал, белых медведей и паковых льдов. Но Смерть не забыла. Смерть просто долго искала затерянный в океане островок...
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Вселенная «Метро 2035»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 271
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3012 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучший монстр. Тварь | |
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшее камео. Савва Федосеев |
Номинации на премии:
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая детская роль. Макар Северов-подросток | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль второго плана. Анна | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль. Макар Северов |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 10 января 2020 г.
Приветствую, дамы и господа. Недавно я закончил читать роман «Стальной остров» и как всегда спешу написать отзыв (который переписываю уже третий раз).
Эта книга заинтересовала меня сразу же, как только была анонсирована. Шутка ли – выживание на крайнем севере! До кучи восторженные отзывы буквально в день выхода книги. Всё это заставило дождаться Чёрной пятницы и наконец-то заказать этот роман, а потом сразу же прочитать, как появится свободная минутка. Вообще я давно хотел познакомиться с творчеством Дмитрия Манасыпова, но всё никак не знал, с чего начать, а тут и возможность подвернулась.
В первую очередь мне понравились великолепные и очень живые описания пейзажей севера. Читаешь и прямо представляешь себе эту картину: ледники, скалы, океан и среди всей этой суровой северной красоты стоит станция Треугольник. Быт самой станции как в первые месяцы после катастрофы, так и спустя двадцать лет, описан до мелочей. Из книги понятно, что её жители питаются не манной небесной, а добывают необходимое для выживания собственным трудом. Вообще эта часть немного напоминает «Таинственный остров» Жюля Верна или «Робинзона Крузо» Дефо. Не удивлюсь, если Дмитрий с Шамилем отчасти вдохновлялись этими произведениями. А вот ощущения Холода не было, и это, конечно, печально, т.к. бьёт по северной атмосфере романа.
Также нельзя не отметить того, как детально прописан каждый главный и второстепенный персонаж. Мы подробно узнаём его характер, отличительные черты, какие-то личные переживания, видим взаимоотношения с другими людьми. Особенно это касается главного героя Макара Северова. В самом начале Катастрофы он оказывается на острове Земля Франца Иосифа, на котором расположен Треугольник, и, потеряв всё, обретает новую семью в лице жителей станции. Очень интересно наблюдать за тем, как Макар проходит долгий и тяжёлый путь от «трудного» подростка, до настоящего мужчины, способного нести ответственность не только за себя, но и за близких ему людей. А они, в свою очередь, поддерживают его на пути взросления.
Ещё роман достаточно скуп на эмоции. Оно и понятно: там, за полярным кругом, на это просто нет времени. Каждую минуту нужно думать о том, как выжить самому и помочь выжить близким. Это по-настоящему суровая книга про суровых людей, которые смогли двадцать лет выжить в этом ледяном аду.
Но вот то, что мне не очень понравилось, так это то, что в эту суровую книгу добавили каких-то мистических Тварей, подчиняющих себе любое живое существо. Нет, это, конечно, было очень интересно, но в такой книге я ждал чего-то более реалистичного, (как бы странно это не звучало). Вообще тема этих самых Тварей как-то плоховато раскрыта в романе, поэтому я считаю, что книге необходим приквел, в котором будет более подробно рассказано про этих существ и про северные народы, которые борются с ними.
Вообще третья, заключительная часть романа оставила много вопросов и получилась несколько скомканной. Некоторые вещи я не понял, а что-то мне показалось недостаточно раскрытым. Но в целом финал получился достаточно сильным и, по ходу романа, весьма неожиданным. После второй части ты ждёшь чего-то настолько сурового и жуткого, что кровь будет стынуть в жилах, а заканчивается всё очень прозаично.
Несмотря на то, финал у романа открытый, продолжение истории не требуется, а вот приквел, о котором я писал выше, было бы очень интересно почитать: некая северная легенда, ожившая после тысячелетий ледяного сна. Главными героями этого романа могут стать Яга, которую ненадолго показали в «Стальном острове», и её предки-шаманы.
Ну и напоследок про Стальной Остров. Мне кажется, что это не только атомный ледокол, бороздящий Ледовитый океан. Это и станция Треугольник, которая смогла выстоять целых долгих двадцать лет. А самое главное – это люди. Каждого из них можно назвать Стальным Островом за ту огромную силу, железную волю и способность нести ответственность за себя и своих родных и близких.
Что могу сказать в итоге? У Дмитрия и Шамиля действительно получилась суровая северная история про сильных людей. Да, роман скуп на эмоции и юмор, не перенасыщен боевыми сценами, но зато перед нами предстаёт история о том, как мальчик становится мужчиной, проходя суровые испытания, теряя и вновь обретая близких, убивая врагов и защищая родных. Это очень сильная книга, которую я могу рекомендовать любителям сильных героев и сурового, безэмоционального выживания.
А авторам хотелось бы сказать спасибо за эту замечательную книгу!
midea, 5 января 2019 г.
Contra spem spero! («Без надежды надеюсь!») — это латинское изречение хорошо подходит, чтобы стать девизом главного героя книги «Стальной остров», Макара. На что может надеяться человек, потерявший родных и привычный мир, дважды? Книга отвечает – на себя, на свои знания и умения, на силу своего характера. Хочу оговориться сразу, «Стальной остров» не проза с философским уклоном и даже не социальная фантастика, «Стальной остров» – фантастический боевик с ярко выраженными элементами хоррора.
Я давно уже обхожу стороной книги и фильмы в жанрах: ужасы, триллер, хоррор. В придуманных страшилках моя психика не нуждается, тут бы справиться с реальными ужасами, которыми полон окружающий мир. Но раз в год в качестве исключения могу прочитать книгу в вышеназванном жанре, конечно если у меня есть уверенность что автор будет не столько расшатывать мои не самые крепкие нервы, сколько будет рассказывать интересную историю о силе человеческого характера. Вот такой книгой в этом году для меня стал «Стальной остров».
На мой очень предвзятый взгляд авторам удалось добиться атмосферы саспенса в отдельных эпизодах, когда мороз пробегает по коже и ощущаешь внутреннею напряжённость, тревожно ожидаешь развязки и нет уверенности что герой сможет выкрутиться. Правда, об этом лучше расскажут поклонники жанра. Я вот книгу в самый напряженный момент отложила до завтра. Как-то так получилась что когда я дочитала до Твари – за окном уже была тёмная ночь, в квартире никого – самое то, чтобы почитать ужасы. Хотя логически я понимала что до конца книги более ста страниц и с главным героем ничего плохого случиться не должно. Но во-первых, я знаю авторов – сделать что-то нехорошее с главным героем даже в середине книги им раз плюнуть, а во-вторых, интерес интересом к судьбе героя, но зачем мне ночные кошмары. В общем, книгу я дочитывала на следующий день.
Авторы выбрали местом действия местность, которая сама по себе является опасной для человека – Крайний Север плюс позаимствовали монстров из легенд северных народов. А эти монстры куда страшнее своих европейских собратьев – от креста в обморок не падают, от чеснока нос не морщат и от святой воды не испаряются. Да и у нет у героя книги ничего из перечисленного набора для борьбы с древним злом. Но герой на то и герой, чтобы суметь преодолеть неопреодолимое.
Кошмары и хорорры – это хорошо. Но для меня побудительным моментом прочитать книгу стала история «Треугольника», научно-исследовательской станции на одном из островов архипелага Франца-Иосифа. Я прочитала авторское послесловие дважды: перед прочтением и после. И мне показалось (креститься не буду — атеистка), что Дмитрий и Шамиль немножко оправдываются в нём за положительных персонажей на этой станции, за их правильные поступки. Как-то не модно стало в наше время писать положительные персонажи, почему-то современные авторы заклеймили их как «скучных» и «неинтересных». Может некоторые авторы просто не умеют писать положительных героев. У Алтамирова и Манасыпова они вышли живыми и интересными. Книга вообще получилась очень реалистичной в описании характеров и поступков героев, как положительных, так и отрицательных персонажей и даже тех, которые вообще не люди.
Книгу я восприняла на контрастах и противопоставлениях: «Треугольник» и «Стальной остров», Макар и Анна, Васильев и Савва, Иван Сергеевич и Бьярн. Эти люди и эти сообщества выступают противоположностью друг другу, разными полюсами одних и тех же человеческих отношений и статусов.
Если «Треугольник» — это дом, тепло, тихая радость, добросовестная работа, забота о каждом. То «Стальной остров» — тюрьма, холод, страх, унижения, насилие, рабский труд для большинства и все доступные блага для немногих. Одни работают на совесть, другие из-за страха.
«Треугольнику» повезло, в нём собрались взрослые, умные, образованные, интеллигентные, с жизненным опытам и обширными навыками люди. Но предполагать, что на эту станцию пошлют малограмотных, ничего не умеющих и незнающих инфантильных подростков как-то тоже не логично. Каждый из членов команды «Треугольника» не идеален, но каждый из них является полезным и нужным их маленькому обществу, не зависимо от того что он делает: выращивает растения, готовит еду, ремонтирует станцию, охотится или вывозит дерьмо из туалета. Макар не раз и не два задаётся вопросом: «Почему я говновоз?» Но ответ он на него быстро находит – потому что каждый должен заботиться о других в меру своих способностей и возможностей. С одной стороны, можно упрекнуть авторов в создании чересчур идеального сообщества. А с другой – читая про «Треугольник» я проводила параллели с книгой Юрия Сенкевича «На «Ра» через Атлантику». Как оказалось, Сенкевич на «Ра» не только клизмы ставил и облагодетельствовал команду канистрой спирта, он ещё проводил психологические тесты, необходимые для разработки программы по исследования глубокого космоса. Очень подходящие условия: ограниченное пространство, небольшая группа людей, экстремальные условия. Поведение команды «Ра» и команды «Треугольника» во многом схожее: ответственность, взаимовыручка, умение улаживать конфликты, беспрекословное подчинение руководителю экспедиции, но руководитель при этом не деспот, а человек, который координирует действия всей команды, и в вопросах для решения, которых есть более квалифицированный специалист, руководство и ответственность переходит этому члену команды. Вот примерно по такой схеме жил «Треугольник» двадцать лет.
Интересно авторы подошли и к теме взросления главного героя, Макара. Я увидела прям макаренские методы и постулаты, которые в наше время очень немодны при воспитании детей, но практический опыт Макаренко доказал что они работают, особенно в среде трудных подростков. Васильев использует именно наработки Макаренко при общении с Макаром: воспитание через труд; ребёнка можно ударить, унизить нельзя; характер ребёнка формирует воспитание, а не врождённые наклонности.
После всего того, что произошло с Макаром трудно представить, что он сможет найти людей с которыми он сможет ужиться и которые смогут ужиться с ним. Найти в третий раз дом, тем более он прекрасно знает что такое настоящий дом – это практически невыполнимая задача, в мире где правят принципы «Стального острова», а не Треугольника. Хотя я думаю ему не будет скучно, у него есть объект для воспитания и большие возможности для исследования мира.
Финал меня натолкнул на мысль, что авторы возможно планируют продолжение книги, что-то в духе «Водного мира», тогда, кстати, и обложка объяснима и оправдана. Хотя меня, как любительницу открытых финалов, такое окончание книги вполне устраивает – оно даёт возможность самостоятельно определиться с дальнейшей судьбой главного героя и нафантазировать ему относительно благополучную и спокойную жизнь, а не ту путёвку к каким-нибудь Сцилле и Харибде постапокалиптического мира, которую выпишут соавторы Макару, и разумеется в попутчики выдадут Деймоса и Фобоса или заставят найти место где его тезка не пас скотину.
Dobkachleo, 11 ноября 2018 г.
«Земля Санникова»
Рецензия на «Метро 2035: Стальной остров» Дмитрия Манасыпова и Шамиля Алтамирова
Есть во «Вселенной Метро 2033» два романа: «Голод» Сергея Москвина и «Последний поход» Игоря Вардунаса. Оба романа описывают далёкие северные архипелаги, и каждый по-своему. Спустя три года мы возвращаемся в мир полярной ночи, благодаря «Стальному острову» Дмитрия Манасыпова и Шамиля Алтамирова в рамках «Вселенной Метро 2035».
Нам обещали Новую Землю и Землю Франца-Иосифа. Действительность получилась немного иной — в хорошем смысле, ибо локаций оказалось чуть больше. Раскрою пока лишь то, что пересечений с «Голодом» не будет. Не будет раскрыта загадочная Крепость в Белушьей Губе, а вот сама Белушья Губа в романе есть. И противоречий в этом нет. Вот такой парадокс, коим, смею надеяться, подстегну любопытство будущих читателей романа.
Основное место действия — Земля Франца-Иосифа, научно-военный комплекс Треугольник, если я правильно понял. Описания окрестностей, в том числе животного мира и бедной флоры, описания группки людей, населяющих комплекс, их взаимодействие, «химия» — всё получилось более чем достойно и в целом убедительно. Читателю даётся возможность узнать быт и его становление, а также его установившееся за двадцать два года состояние. Собственно, буду честен, эта часть произвела на меня приятное впечатление, убедила в происходящем и… совершенно не подготовила ко всему, что произошло дальше.
Дмитрий Манасыпов и Шамиль Алтамиров — авторы, чьи произведения полны не только жестоких и жутких событий и моря колоритных персонажей (хотя у Шамиля их всё же пока поменьше, мне кажется), что они любят и умеют выписывать, но ещё и элемент ностальгии. В «Стальном острове» он заметно меньше, чем в «Злом Псе» или «Степном драконе», но всё же он есть, и эти эпизоды выглядят довольно трепетными сердцу, и жаль, что их не так много, как хотелось бы. Умеет данный тандем вспоминать былое так, что хочется одним глазком, но подглядеть туда, вдохнуть аромат ушедшей эпохи и вынырнуть обратно в мир обычный.
Что касается главного героя, здесь получилась интересная ситуация. Сперва мы видим довольно грубого, получившего от жизни не одну оплеуху мальчишку. Авторы проводят его через горнило ядерной войны, штормящее море и ненавистную северную землю. Разумеется, «Вселенная Метро 2035» неспроста именно так называется, поэтому, раскрыв протагониста, авторы переходят к его взрослой ипостаси. Переход они делают не сразу, а сперва сосредотачивают внимание читателя на вынужденно резком взрослении пацана после разразившейся Беды. Обычно авторы «Метро» предпочитают в прологе, для затравки, сделать слепок юного, молодого или вообще новорожденного героя, а потом «взрослеть» его разве что во флэшбеках. Манасыпов с Алтамировым избрали более целостный, а потому более увлекательный вариант. Ну, в том, что мне первая часть сильно понравилась, я уже признался, так что это лишний плюс в копилку всего романа.
Так вот, затем Макар Северов — так зовут главного героя — представлен уже взрослым мужчиной. Он заматерел, привык к особенностям выживания в тундре, притёрся с изначальными обитателями Треугольника. В принципе, это всё тот же мальчишка, но в то же время вполне себе взрослый мужчина в расцвете сил. Пардон, всё-таки мальчик… Если в первой части жёстких сцен было всего несколько, и несколько раз я сильно боялся за жизнь героев, то когда начинается череда новых потрясений, мой эмоциональный настрой авторы разорвали на мелкие кусочки. Я не сторонник подобных ужасов, но то, как они описаны, то, как поданы, — это просто отменно! И наверняка понравится более кровожадным читателям. Меня пробрало уж точно.
В «Стальном острове» множество, на самом деле, событий и сцен, о которых можно сказать, но, чтобы не скатываться в спойлеры, вынужден ограничиться тем, что скажу: там много сюрпризов авторы подготовили, читатель не заскучает безусловно. И потом ещё долго ему будут являться во снах особенно яркие сцены! Новый соавторский тандем показал себя отличным образом, в чём я нисколечко не сомневался с самого начала.