Марина и Сергей Дяченко «Корни Камня»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двое братьев-мальчишек, ослушавшись отца — правителя странствующего в космосе Города — отправляются на запретную прогулку. Цена непослушания велика — оба становятся заложниками тайно существующей общины тигардов, замкнутого сообщества, которым правят неведомые Городу законы. За жизнь детей тигарды требуют высокой платы — потеря столь значительных ресурсов обескровит Город, поставив под угрозу жизни всех его граждан... Правитель Города стоит перед выбором: на одной чаше весов — жизни его сыновей, на другой — благополучие Города. И предводитель тигардов тоже выбирает: ради свободы древнего народа ему предстоит убить ребенка...
Входит в:
— сборник «Корни Камня», 1999 г.
— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Украинская фантастика — 2008», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 92
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2647 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2000 // Средняя форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Средняя форма, повести |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 26 октября 2013 г.
Сильная психологичная работа. Заставляющая задумываться: а как всё-таки поступят герои? Какое примут решение? И кто, чёрт побери, прав? И есть ли оно вообще, правильное решение?
Финал, по-моему, слишком... пафосный, что ли. С такой театральной символичностью. Я ждала чего-то другого... Но в целом, конечно, вещь запоминающаяся и очень достойная.
ivan2543, 3 апреля 2011 г.
Очень нехарактерное для авторов произведение. У меня оно больше как-то вызвало ассоциаций с творчеством Сергея Лукьяненко – видимо, из-за жанра космооперы, выбранного для этой повести.
Впрочем, пишут ли Дяченко фэнтези, мистику или НФ – они пишут в первую очередь о людях. Не стала исключением и эта повесть.
В основе ее два конфликта – конфликт людей и конфликт социальных систем. Нельзя объяснить происходящее какой-то одной причиной – цели и стремления совершенно разных людей тесно переплелись в борьбе, заложниками которой стали дети.
Первое – это противостояние цивилизованного, военно-индустриального Города, с его демократической системой, и народа тигардов, придерживающегося древних традиций своей мистической культуры. Симпатии авторов явно на стороне вторых – тигарды умеют переносить трудности, в отличие от изнеженных жителей Города; они относятся к членам своего племени, как к родственникам и всегда готовы помочь друг другу; они довольно жестоки, но справедливы, и всегда держат слово; и до сих пор помнят священные тайны своей планеты.
Авторы словно бы показывают нам, чего лишается человек, переходя из традиционного общества в современное. Нет, они не призывают возвращаться в Средневековье, но говорят – не обязательно, становясь цивилизованным, превращаться в живого робота, не помнящего корней своего народа и забывшего сказки детства.
Противопоставление Города и тигардов проходит через всю повесть. Даже имена героев отражают его – командора Онова в основном упоминают по фамилии и званию, в то время, как вождя тигардов Барракуду все называют в основном прозвищем. Да, тигарды захватывают заложников – но Город открывает огонь по безоружным, вопреки соглашению. Да, тигарды требуют значительное количество ресурсов – но, если бы Город не хотел их уничтожить, то все было бы проще.
И лишь ближе к концу повести мы видим – и те, и другие – всего лишь люди. И не только политическая вражда разжигает пламя войны – все гораздо сложнее, как всегда, когда в деле замешана женщина. И конфликт предстает в новом свете – как многое зачастую зависит от человеческих слабостей и страстей, даже судьбы целых народов. Ради личных амбиций двое влиятельных людей готовы совершать одно преступление за другим – чтобы уничтожить соперника.
Ну, и как всегда, Дяченко замечательно описали сложные и болезненные переживания пленного Ивара. Прослежены изменения его отношения к отцу и тигардам, его растущую ненависть к Регине, обладающей такой властью над теми, кто казался Ивару самыми сильными людьми в мире. Отец разочаровывает его своим рационализмом, переходящим в вероломство, своей непримиримой ненавистью к людям, которые всего-навсего не хотят, чтобы им мешали жить. Образ командора, как Белого Рыцаря, рассыпается – Онов скован по рукам и ногам законом, общественным мнением и влиянием Регины. Барракуда – де-факто, враг, и, возможно, будущий палач, но Ивар чувствует – эта ситуация столь же тягостна вождю тигардов, как и всем остальным. Ведь он – воин, а не убийца, и на захват заложников его толкнуло отчаяние – и то, что, вера в рыцарские принципы даже не позволила ему усомниться в благородстве противника. Он привык и жить, и воевать по правилам.
В концовке повести есть все же что-то театральное, искусственное. Она более символична, нежели реалистична. Возможно, в виде спектакля или кинофильма эта история стала бы шедевром, но как повести, ей немного недостает глубины.
Итог: очень хорошая психологическая повесть в антураже космооперы. Кроме собственно психологических вопросов, поднимает проблему конфликта традиций и цивилизации.
Pipfox, 9 ноября 2009 г.
Один из лучших рассказов в сборнике!
Замечательно прописаны переживания и детские образы , отличная и динамичная сюжетная линия, сильный финал!
Красивая психологическая драма!!! :appl:
Надежда, 5 июля 2008 г.
Очень сильное в психологическом плане произведение. Очень яркие, вызывающие отклик в душе, герои. Перед нами разворачивается целый ряд трагедий: и печаль ребенка, потерявшего обожаемую мать, и горечь отца, которого потеря любимого чада просто сломала, и терзания Барракуды. И выбор, страшный выбор: кем пожертвовать — любимым сыном или целым Городом?
Kroshka_Po, 25 октября 2007 г.
Во-первых, приятно увидеть традиционную для Дяченок психологическую драму в других декорациях: дрейфующий в космосе Город, планетоиды, супер-технологическая цивилизация, — такие атрибуты придают повести приятную новизну.
Во-вторых, особая благодарность авторам за замечательную проработку детского образа: эгоцентризм, впечатлительность, несокрушимое упрямство и вера в свое представление о мире, — главный герой получился замечательно-живой.
И в-главных, просто очень интересно читать: переплетение судеб, целей, желаний — делает повесть захватывающей и динамичной.
LAN, 26 марта 2008 г.
И снова блестящее произведение от супругов Дяченко. На этот раз действие происходит в далеком космосе. Авторы ставят героев перед необходимостью страшного выбора. Готов ли руководитель поселения пожертвовать самым дорогим — своим сыном — ради благополучия людей и ради своей власти? Готов ли его противник пожертвовать жизнью этого же мальчика, которого он успел полюбить, ради своих идеалов?
Великолепный сюжет, замечательные главные герои, потрясающий финал...
kastor, 24 февраля 2007 г.
«Поколение, НЕ достигшее цели»… Извечная коллизия власти и свободы. В том числе свободы совести, насколько удалось понять. Потому что других отличий между главными героями обнаружить не удалось. Из-за какой порой чепухи люди уничтожают себе подобных. И никогда ничему не учатся. В высшей степени прискорбно. Но надежда есть всегда.
Antarktida, 27 января 2007 г.
На мой взгляд одна из лучших повестей Дяченок. Оставляет очень сильное впечатление.
Читая, я плакала...
SoN, 15 августа 2006 г.
Бр-р...
Опять пропало всякое желание Дяченок читать :-(
Надолго ли ;)